По морям, по волнам…

25 августа в «библиотеке на Циолковского» завершились занятия в школе веселых наук «Затевашки». В рамках Года науки и новых технологий юные читатели занимались химией, биологией, технологией лепки и бумагопластикой. Креативный урок географии провела библиотекарь Светлана Сумина. Ребята постигали с нею азы морской науки, учились вязать морские узлы.          

Не сосчитать, сколько случаев в истории мореплавания связано с умением вязать обычный морской узел. Даже в век электроники и ядерных двигателей на флоте сохранилось уважительное отношение к морскому узлу. Ребята с большим интересом вникали в это непростое ремесло. Вязать узлы получилось не сразу – нужна практика, а терпения и желания нашим «затевашкам» не занимать!

Морской узел — особенный, в нем сочетаются простота и надежность. Он вяжется быстро и легко, одним рывком развязывается. Этим морской узел принципиально отличается от тех простых соединений, которыми мы пользуемся в повседневной жизни, его достаточно потянуть за свободный кончик, чтобы он «легко раздернулся», как говорят моряки, хотя перед этим он выдерживал многотонное усилие. Существует до четырех тысяч крепежных операций на основе всего нескольких десятков морских узлов.

 Вот лишь некоторые названия морских узлов: «прямой», «рифовый», «шкотовый», «затяжной» или «удавка», «кошачьи лапки», «рыбацкая восьмерка», «рыбацкий штык», «хирургический» и даже «пьяный узел» с двумя затягивающимися петлями для усмирения не в меру разгулявшихся моряков.

Подготовленный боцман на парусном корабле мог вязать самые сложные узлы в считанные секунды. Не отставали от него и старослужащие матросы, работавшие с парусами и снастями. Но с закатом эры парусного флота это ремесло люди, далекие от флота, посчитали устаревшим. Но вот уже полтора столетия, как мы расстались со старым парусным флотом, а морской узел, как и прежде, служит верой и правдой. И не только на надводных кораблях, но и на подводных лодках, где нет ни мачт, ни такелажа, да и само плавание проходит все время под водой. И тем не менее ни один командир атомохода без канатов и тросов в море не выйдет. Не с чем потом будет швартоваться. Да и в океане случись что — без линя, каната, троса не обойтись, а значит, и без узла.

фото pixabay.com

Словом, узел — штука серьезная. И не только потому, что согласно нормам техники безопасности он должен выдерживать четырнадцатикратную нагрузку. По праву считается, что изобретение узла значило для флота больше, чем изобретение колеса для всего прочего транспорта. Даже о крепкой дружбе моряки говорят, как о связанной морским узлом.

Жаль, что заканчиваются жаркие и веселые летние каникулы. Хорошо, что не иссякает жажда нового у миасских ребятишек. Скоро они вновь будут бороздить море знаний.

2021 год - Год науки и технологий / Машгородок / Новости библиотек / Филиал 4