Театральные страницы Миасса

27 марта в России традиционно отмечается Международный день театра. А вы любите театр? Можете ли назвать себя театралом? И зачем в нашем не очень большом городе – театр?

«Зачем мы ходим в театр, зачем мы так любим театр? Затем, что он освежает нашу душу… мощными и разнообразными впечатлениями… и открывает нам новый, преображенный и дивный мир страстей и жизни», – писал В.Г. Белинский.

Миасс (Миасский завод) изначально был поселением мастеровых, тех, кого мы сейчас называем «технарями». Но разве это означает, что такой человек будет равнодушен к искусству? Театральное искусство — живое, требующее большой душевной работы, как от исполнителя, так и от зрителя. Так создаётся целый мир, который полон чувств, мыслей, надежд и желаний. Так создается миасский театр.

История миасского драматического театра здесь здесь

Сам себе театр

Советская власть, как бы не ругали ее современные общественные деятели, ставила своей целью не только научить каждого человека читать, но и воспитать в нем человека культурного. В каждом городе, в каждой школе, в каждом Доме культуры были организованы драмкружки. И одной из важнейших функций театра надолго стала функция идеологическая и воспитательная. Но так ли это было плохо? На миасской сцене самодеятельные режиссеры и артисты с успехом ставили классические и современные пьесы, разыгрывали представления для детей и взрослых.

О жизни миасских театральных коллективов охотно писали газеты:

Дом культуры автозавода

  • Самойлов, С. Большая ступень : спектакль «Любовь Яровая», поставленный драматическим коллективом Дома культуры автозавода / С. Самойлов. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1960. — 18 мая. — № 58. — С. 3.
  • Заветная мечта осуществилась : драматическому коллективу Дома культуры автозавода присвоено звание народного театра. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1961. — 16 июня. — № 72. — С. 3.
  • Петров, Б. «По ту сторону стены» : о постановке народного театра автозавода пьесы К. Полонника «По ту сторону стены» / Б. Петров. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1963. — 29 ноября. — № 183. — С. 3-4
  • Петров, А. «Варшавский набат» : О спектакле Народного театра Дворца культуры автозавода / А. Петров. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1980. — 18 октября. — №204. — С. 3

Городской Дом культуры

  • Соломин, С. Молодежь на сцене : спектакль «Сады цветут» на сцене городского Дома культуры / С. Соломин. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1960. — 28 февраля. — № 25. — С. 4.
  • Соломин, С. Молодо, весело, свежо! : о постановке в городском Доме культуры пьесы А. Софронова «Стряпуха» / С. Соломин. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1961. — 7 июня. — № 68. — С. 3.
  • Шандыба, Л. Сказка на сцене : детский драматический коллектив городского Дома культуры поставил спектакль «Незнайка — путешественник» / Л. Шандыба. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1961. — 23 июня. — № 75. — С. 4.
  • Соломин, С. Театр открывает занавес : о спектаклях Народного театра городского дома культуры / С. Соломин. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1963. — 11 января. — № 5. — С. 4.
  • Крылова, А. Хроника культурной жизни : народный театр городского Дома культуры готовит новые постановки / М. Крылова. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1963. — 29 ноября. — № 183. — С. 3.
  • Шандыба, Л. От премьеры к премьере : народный театр городского Дома культуры / Л. Шандыба. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1970. — 4 июня. — № 110. — 4.

Дворец культуры «Прометей»

  • Маевский, В. Трудный путь к спектаклю : рецензии на спектакли драматического коллектива Дворца культуры «Прометей» / В. Маевский. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1970. — 17 декабря. — № 250. — С. 3.

Дом культуры строителей

  • Мергенев, Ф. Веселый спектакль : постановка пьесы «Стряпуха замужем» на сцене Дома культуры строителей / Ф. Мергенев. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1961. — 27 декабря. — № 154. — С. 3.

Гастроли в Миассе

Театр — искусство, которое в первую очередь учит быть человеком. Он одаривает своих зрителей истинными ощущениями и эмоциями. И эти эмоции будут особенно сильны, если их дарят профессиональные артисты, приехавшие в Миасс на гастроли.

  • Артисты театра имени М.Н. Ермоловой в Миассе : гастроли и творческая встреча артистов и жителей Миасса. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1961. — 7 мая. — № 55. — С. 4.
  • Агудов, А. Башкирская опера в Миассе : выступление Башкирского театра оперы и балета в Доме культуры автозавода / А. Агудов. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1961. — 14 июня. — № 71. — С. 4.
  • Театр Прикарпатья : гастроли Ивано-Франковского областного украинского музыкально-драматического театра имени Ивана Франко в Миассе. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1970. — 23 мая. — № 102. — С. 4
  • Зайтвебер, М. «Мария Стюарт» на миасской сцене : гастроли Челябинского областного драматического театра / М. Зайтвебер. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1970. — 28 марта. — № 63. — С. 3.
  • Михайлов, С. Выступают украинские артисты : гастроли Украинского ансамбля музыкальной драмы и комедии / С. Михайлов. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1961. — 14 мая. — № 58. — С. 4.
  • Мухин, В. Театральный сезон в Миассе : в рамках областного фестиваля «Сцена в городе» прошли шесть спектаклей / В. Мухин. — Текст : непосредственный // Глагол. — 2018. — 4 октября. — С. 2, 4.
  • Приходкина, К. Живое. Настоящее : фестиваль «Сцена» ворвался в Миасс с благотворительной акцией / К. Приходкина. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 2018. — 4 октября. — С. 6.

Театры Миасса

Театр — вид искусства, представляющий собой синтез различных искусств: литературы, музыки, хореографии, вокала, изобразительного искусства и других. И первоначально театр и был искусством синкретическим, вбирающим в себя все виды зрелищного искусства. Позднее образовались три основных вида: драматический театр, оперный и балетный. В Миассе эти виды искусств представлены самодеятельными коллективами – драматическими, вокальными, танцевальными. Мы по праву гордимся каждым коллективом:

Драма

  • Яннурова, Л. Вся жизнь — игра : театральные студии города: студии «Гагарин», «Архитектон», «Нарния» / Л. Яннурова. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 2021. — 25 марта. — С. 9.
  • Ушкова, Е. Режиссер из Якшур-Бодьи : детская театральная студия «Экспромт» и Молодежный театр Миасса / Е. Ушкова. — Текст : непосредственный // Глагол. — 2016. — 25 марта. — С. 13.

Нарния

  • Выступили с успехом : Театр-студия «Нарния» Дворца культуры автомобилестроителей. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 2011. — 13 октября. — С. 2. ; Глагол. — 2011. — 14 октября. — С. 14.
  • Пельменева, Е. Путешествие в «Нарнию» : народный коллектив театр-студия «Нарния» под руководством Сауле Кур / Е. Пельменева. — Текст : непосредственный // Глагол. — 2019. — 28 марта. — С. 13.
  • Савицкая, М. Сначала «Обручение», потом «Приходи» : новые спектакли театральной студии «Нарния» / М. Савицкая. — Текст : непосредственный // Глагол. — 2013. — 11 октября. — С. 15.
  • Тихонов, В. Прекрасная пора красивого человека : интервью руководителя театральной студии «Нарния» Сауле Кур / В. Тихонов. — Текст : непосредственный // Глагол. — 2013. — 8 февраля. — С. 14.

Вокал

  • Глазырина, Ф. Хору ветеранов ДК «Динамо» — 15 лет! / Ф. Глазырина. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 2016. — 15 ноября. — С. 3.
  • Два гран-при накануне Дня Победы : миасский вокальный ансамбль «Сюрприз» стал лучшим на областном фестивале «Летят журавли». — Текст : непосредственный // Глагол. — 2016. — 6 мая. — С. 1.
  • Корчагина, Н. Очарованные музыкой : мужской вокальный ансамбль «Флористан» отметил юбилей / Н. Корчагина. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 2015. — 26 мая. — С. 3.
  • Любаева, А. Урожайный год «Уральской рябинушки» : ансамбль народной песни / А. Любаева. — Текст : непосредственный // Глагол. — 2012. — 24 октября. — С. 2.
  • Останина, С. «Непоседы» вне конкуренции : академический хор «Непоседы» выступил в финале международного конкурса «Урал собирает друзей» / С. Останина. — Текст : непосредственный // Глагол. — 2018. — 12 апреля. — С. 12.
  • Ушкова, Е. На репетицию — с радостью : 80-летие хора ветеранов под руководством Раисы Решетникова / Е. Ушкова. — Текст : непосредственный // Глагол. — 2016. — 1 июня. — С. 3.

Танец

  • Барышников, С. В Миассе расцвел «Эдельвейс» : Танцевальный коллектив на базе школы № 18 / С. Барышников. — Текст : непосредственный // Глагол. — 2008. — 10 сентября. — С. 3.
  • Конюшева, Т. Жизнь, подаренная танцу : Творческое объединение «Данс-Тревел» ДЮЦ «Надежда». Руководитель Лариса Мелентьева / Т. Конюшева. — Текст : непосредственный // Глагол. — 2011. — 9 декабря. — С. 13.
  • Корчагина, Н. Окрыленные танцем : народный коллектив «Алые паруса» отметил свое 30-летие / Н. Корчагина. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 2017. — 18 апреля. — С. 3.
  • Мухин, В. Имени самой яркой звезды : ансамбль современной хореографии «Антарес» отметил 15-летие / В. Мухин. — Текст : непосредственный // Глагол. — 2014. — 30 апреля. — С. 17.
  • Мухин, В. Специальный приз «Форс-Мажор» : миасский коллектив одержал сразу шесть побед на международном фестивале «Маскарад искусств» / В. Мухин. — Текст : непосредственный // Глагол. — 2015. — 8 апреля. — С. 1.
  • Сергеева, Е. На ура! : 10-летие народного коллектива данс-клуба «Форс-мажор» / Е. Сергеева. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 2012. — 7 февраля. — С. 3.
  • Ушкова, Е.Король танцев и танец королей : новый сезон клуба общественных танцев «Королевство» / Е. Ушкова. — Текст : непосредственный // Глагол. — 2015. — 11 сентября. — С. 14.

Театральные деятели


Во все времена театр представлял собой искусство коллективное. В современном театре в создании спектакля, помимо актёров и режиссёра (дирижёра, балетмейстера), участвуют художник-сценограф, композитор, хореограф, а также бутафоры, костюмеры, гримёры, рабочие сцены, осветители. В театре провинциальном все эти профессии зачастую совмещает один человек. Но никакой спектакль невозможен без личности, вернее – Личности: ли прежде всего личности режиссера.

Режиссер

В 1933 году Софья Артуровна Манн — машинистка треста «Миассзолото» — создала первый в области «самодеятельный оперный ансамбль». Она и сама была талантливой исполнительницей. Родилась Софья Артуровна в 1898 году в Саратове, в Миасс приехала в 1930 году. Война нарушила мирные планы. Привлекая оставшихся в Миассе участников хора, она организует концерты, а собранные средства идут на помощь женщинам и детям освобожденных от оккупации районов, на постройку авиаэскадрильи «Золотоплатиновая промышленность», в помощь семьям фронтовиков. 63 тыс. руб. внесли кружковцы на эти патриотические цели. В конце войны С. А. Манн стала одним из организаторов Миасского рабочего театра. Художественным руководителем был А. И. Ланин. Несмотря на то, что все без исключения артисты работали в театре без отрыва от своей основной работы и бесплатно, спектакли всегда были хорошо поставлены и оформлены. Миасцам нравились спектакли и посещали их охотно, желающих посмотреть спектакль было больше, чем билетов.

О Софии Манн здесь здесь

Супруги Герман и Зоя Шрайтель

Не менее легендарным был и Герман Христофорович Шрайтель (1908 — 1984), режиссер, постановщик, музыкант, актер.В 1929 году окончил Днепропетровский музыкально-театральный техникум. Работал в Днепропетровском драматическом театре и в театре города Энгельса.С началом ВОВ в 1941 году был сослан в город Минусинск, к концу войны был переведен в Вятлагерь города Кирова.В 1946 году направлен в город Оренбург, но т.к. нужны были музыкальные работники для строящегося поселка автозаводцев, был привезен в город Миасс.Более 15 лет Шрайтель работал в клубе «Строитель» в должностях: режиссера, постановщика, музыканта и актера. Спектакли «Мнимый больной», «В сиреневом саду», «За вторым фронтом», «Таня», «Свадьба в Малиновке» (роль Яшки) с его участием проходили с большим успехом. Декорации к спектаклям оформлял Е.В. Никольский, музыкальное сопровождение — В.А. Никольская.

О Германе Шрайтеле здесь здесь здесь здесь

Артисты

Владимир Чечеткин
  • Корчагина, Н. «Уезжая, скучаю по Уралу…» : уроженец Миасса — заслуженный артист России Владимир Чечеткин / Н. Корчагина. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 2019. — 8 августа. — С. 14.
  • Михайлов, С. Киноартист приехал к землякам : артист кино, лауреат Сталинской премии, исполнитель роли Олега Кошевого Владимир Иванов приехал на гастроли в родной город Миасс / С. Михайлов. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1961. — 14 июня. — № 71. — С. 4.
  • Баннова, Д. Ивановы из Миасса : младший из артистической династии прославился ролью Олега Кошевого / Д. Баннова. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 2019. — 18 июля. — С. 14.
  • Баннова, Д. Артистическая семья Ивановых : в миасской семье Ивановых все наделены талантами. Старший сын — Владимир Иванов сыграл роль Олега Кошевого в фильме «Молодая гвардия» / Д. Баннова. — Текст : непосредственный // Истоки. Краеведческий сборник № 9. — 2020. — С. 138-139.

Театр — искусство молодых. Еще А.Н. Островский писал: «Если отнять у молодежи изящные удовольствия, как предмет ее восторгов, она будет увлекаться и восторгаться по другому поводу: восторг — потребность юного возраста. Найдутся хорошие поводы для увлечения, – юность увлекается; не найдется хороших, она увлекается, чем придется». Одним из таких увлечений, способных благотворно влиять на нравственное здоровье общества, бесспорно, является увлечение молодёжи театром. Посмотрите на эти вдохновленные лица:

Так нужен ли Миассу театр? Вот как на этот вопрос отвечает режиссер, руководитель студии «Нарния» Сауле Кур:

«Хочется, чтобы в городе был живой театр. ….. Театр – затратная организация. В него нужно вкладываться, но оно того стоит. Ведь культурный облик родного города заметно выиграет от наличия настоящего театра».

О Сауле Кур здесь здесь здесь


С ней согласна и молодой режиссер Людмила Маркалова: «Театр нужен в каждом городе. Даже в маленьком поселке. Это искусство пришло к нам испокон веков и не зря. Оно имеет особую значимость. Миасс, как и другие города, очень тепло воспринимает театральные постановки и с удовольствием на них приходит. Театр – особый мир, позволяющий не только отвлечься от рутины обыденности, но и воспитать в себе моральные и духовные ценности. Театру есть место всегда и везде».

Все изображения из открытых источников

Краеведческая страница / Цифровая летопись