6 апреля 1857 года в Миасском заводе родился человек, с именем которого принято связывать развитие фотографии не только на Урале, но и России. Его звали Вениамин Леонтьевич Метенков.
Семья В.Л.Метенкова была старообрядческой, что совсем не редкость в наших краях, и совсем не одобряла увлечение юноши фотографией, считая «бесовской деятельностью». Вениамин добивался своей цели, самостоятельно осваивая азы фотографирования. В 1880 году он открывает в Миасском заводе первый фотосалон «Новая фотография». Вскоре молодой фотограф переезжает в Екатеринбург и добивается всеобщего признания у местных жителей. С этого момента в семьях горожан стало очень модным иметь в семейных фотоальбомах фотопортреты, сделанные Метенковым.
О Вениамине Метенкове здесь здесь здесь здесь
- Александрова Е. Метенков, фотолетописец Урала / Е. Александрова. — Текст : непосредственный // Глагол. — 2014. — 20 июня.- С.18.
- Большаков, П.И дольше века длится светопись : История фотографии на Урале / П. Большаков. — Текст : непосредственный // Южноуральская панорама. — 2009. — 16 января. — С. 3.
- Ризатуллин, Р.Фиксаторы времени : откуда пошли южноуральские фотографы / Р. Ризатуллин. — Текст : непосредственный // Южноуральская панорама. — 2015. — 15 января. — С. 12.
Вениамин Леонтьевич был не только фотографом, но и предпринимателем. Парадный фасад дома Метенкова в Екатеринбурге украшали фирменные знаки «Кодака», «Герца», «Цейса» и российской фабрики фотопластинок «Победа». Вениамин Леонтьевич — был их крупнейшим торговым представителем. В окнах магазина выставлялись новые работы городских фотографов. Сейчас «Дом Метенкова» — музей фотографии.
Наследники Метенкова
Фотография, как и живопись, — искусство останавливать время. Но фотография – честнее, она не приукрашивает действительность, фиксируя то, что видит так как видит глаз. Во всяком случае так было до изобретения фотошопа. Сложный технологический процесс фотографирования невероятно упростился в наши дни. Что оживило давний спор: фотография – это искусство или ремесло? Искусство, говорят фотографы: фотография – это искусство особого взгляда на мир. Художник на полотне выстраивает свой особый мир. Фотограф смотрит на наш реальный мир. И ценность здесь не в том, ЧТО на фотографии, а в том, КАК смотрит на это фотограф-художник.
В Миассе никогда не было недостатка в людях, обладающих этим особым взглядом на мир. Не все из них – фотографы-профессионалы, для многих фотография стала хобби, отдыхом от повседневной жизни. Но каждый из них знает, что это такое – вдохновение и восторг от того, что ты – можешь, ты – лучший в своем деле.
- Краева О. Содружество света и цвета : Выставка фотографий В.Н. Самквасова / О. Краева. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1980. — 26 июня. — №123. — С. 4.
- Старков А. Перо и кисть объектива : выставка работ фотомастера В.Н. Самоквасова / А. Старков. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1980. — 8 июля. — № 131.- С.3.
- Мухин В. С фотографией по жизни : миасский фотограф-любитель М.Драч не бросает свое увлечение, даже разменяв девятый десяток / В. Мухин. — Текст : непосредственный // Глагол. — 2014. — 7 ноября.- С.14.
Вениамин Леонтьевич Метенков внес огромный вклад в развитие фотографирования в России и на Урале. Он не только любил фотографировать, но и учил этому искусству всех желающих. Метенков даже выпустил специальную брошюру «Руководство для начинающих фотографов».
Увлечение всегда хочется разделить с единомышленниками. Кроме того, умение фотографировать и достижение в этом высот подлинного искусства невозможно (или почти невозможно), если нет Учителя, Наставника. В Миассе начинающий фотограф всегда мог рассчитывать на помощь настоящих профессионалов. Таким был Вениамин Метенков.
Таким был и Леонид Оболенский – актер, режиссер, заразивший местных фотографов любовью к фотоискусству.
- Айзенберг, О. «Мой друг — я для него все. А меня нет» : о Л.Л.Оболенском / О. Айзенберг. — Текст : непосредственный // Глагол. — 1991. — № 7. — С. 5.
- Ушков, А. Спасибо ему и судьбе : памяти кинорежиссера, артиста Леонида Оболенского / А. Ушков. — Текст : непосредственный // Глагол. — 1991. — № 6. — С. 7.
- Мордасова, Т. Н. Оболенский Леонид Леонидович, актер, кинорежиссер (110 лет со дня рождения) / Т. Н. Мордасова. — Текст : непосредственный // Календарь знаменательных и памятных дат. Челябинская область. 2012. — Челябинск, 2011. — С. 68-73.
Будущие фотографы собирались вместе, обсуждали свои работы, делились впечатлениями, словом — создавали фотокружок или фотоклуб. И таких фотоклубов в Истории Миасса было немало.
- Аркадьев А. Создан клуб фотолюбителей : фотоклуб создан при Доме техники автозавода / А. Аркадьев. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1960. — 31 января. — № 13.- С.3.
- 1-я городская фотовыставка открыта : выставка работ фотоклуба, созданного при редакции газеты «Миасского рабочего». — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1960. — 12 февраля. — № 18.- С.3.
- Аркадьев А. О выставке : обзор первой выставки членов городского фотоклуба / Аркадьев. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1960. — 21 февраля. — № 22.- С.4.
- Самоквасов В. Шире использовать возможности фотоклуба : клуб фотолюбителей — внештатный отдел газеты «Миасский рабочий» по фоторепортажу / В. Самоквасов. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1961. — 5 мая. — № 54.- С.2.
- Морозов В. С чего начинается Родина? : выставка ученических фотокружков / В. Морозов. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1970. — 1 апреля. — № 65. — С. 4.
Много лет в Миассе существовал фотоклуб «Импульс», которым руководил Михаил Терентьев. О Михаиле Терентьеве здесь здесь здесь здесь
«Михаил Михайлович был однолюбом, человеком высоких нравственных качеств, максималистом. Одна Родина, одна работа, одна жена, одно служение фотоискусству«, — говорили о нем друзья и ученики. А известный миасский фотограф, дипломант и победитель многих фотографических конкурсов Наталья Вольвач вспоминает о своем учителе с искренней благодарностью: «Ведь как показывает практика, в отпечатке ценится не столько техничность кадра, сколько его наполнение, а это уже и есть философия. Михаил Михайлович дает своим ученикам именно эту мудрость, понимание и глубину, учит пропускать жизненные моменты через призму своей души прежде, чем нажать на спуск затвора».
- Ушков А. «Импульс» в будущее : фотоклуб «Импульс»: история создания, участники / А.Ушков. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 2012. — 22 ноября.- С.5.
- Данилов М. Как прожить без «Импульса»? : народному миасскому фотоклубу исполнилось 50 лет / М. Данилов. — Текст : непосредственный // Глагол. — 2012. — 23 ноября.- С.3.
В Миассе с уходом из жизни Михаила Терентьева фотолюбительское движение распалось. Но талантливые фотографы остались. Миасская фотография сегодня – это творчество фотохудожников, талант которых раскрывает красоту окружающего нас мира. И они — по праву наследники Вениамина Метенкова.
Фотогалерея Миасса здесь
Фотография — не только искусство изображения, фотограф — не только фиксатор времени. Фотохудожник — это рассказчик и переводчик всей той напряженности и тревожности, что формирует понятие настоящей реальности. Хорошая фотография это далеко не простое зеркало мира, это душа, скрытая за множеством интересных снимков. Так было во времена Вениамина Леонтьевича Метенкова, так есть сейчас, так будет всегда.
Краеведческая страница / Цифровая летопись |