Учитель всех учителей

Создать как можно больше пользы моему Отечеству – вот единственная цель моей жизни,  и к ней я должен направлять все свой способности.

К. Д. Ушинский

В 2023 году в России отмечают 200-летие со дня рождения Константина Дмитриевича Ушинского. И этот год объявлен в России Годом педагога и наставника. Константин Дмитриевич Ушинский поистине народный педагог в том смысле, в каком мы говорим о Пушкине как о народном русском поэте, о Глинке как о народном русском композиторе, о Суворове как о народном русском полководце. Ушинский — центральная фигура русской педагогики. Для детей это детский писатель, а для преподавателей – учитель.

 В XIX веке Ушинский сформулировал принципы воспитания, которые и по сей день остаются основой педагогики, не теряют своей актуальности, а скорее наоборот, обостряют его идею народности в нашей реальности. Он не смущаясь говорил, что правительство должно служить народу, прислушиваясь к его потребностям и запросам. Необходимо сделать в русской школе главными предметами русский язык, русскую географию, русскую историю, возле которых группировались все остальные; словом обратить нашу школу к народности.

Ушинский утверждал: если растить ребенка на лучших образцах родной культуры, не придется искусственно прививать патриотизм. Константин Дмитриевич поддерживал идею классно-урочной системы в России,  считал её наиболее целесообразной при организации школьных учебных занятий. Непременным дополнением считал домашнюю учебную деятельность.  Особо много внимания уделил Ушинский вопросу о подготовке педагогов. Что конкретно требуется от учителя?  Прежде всего, его умения должны быть разнообразными:

«Он должен иметь познания не только в грамматике, арифметике, географии, истории, но и в естественных науках, медицине, сельском хозяйстве. Кроме того уметь хорошо писать, рисовать, чертить и если возможно даже петь. Ведь задача учителя не просто изложить предмет, а пробудить умеренные способности детей, привлечь их активное внимание.»

О педагогической подготовке учителей начальной школы Ушинский думал много и написал специальный проект учительской семинарии, где центральная задача состоит в полном усвоении учебного плана народной школы. Главные книги Ушинского: «Детский мир. Хрестоматия» (1861), «Родное слово» (1864), фундаментальный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологий.» (1868).

Главной мыслью пропитывающей все труды и высказывания великого педагога и наставника является то, что  педагогика – это скорее искусство, чем наука, учитель должен иметь талант и подходить к работе творчески. Не вещать сухие факты, а показать что знания можно добывать повсюду – наблюдая за окружающей средой, за языком, за поведением других людей. Продемонстрировать, что мировые законы существуют не отдельно от жизни, а работают прямо здесь и сейчас, и нет ничего интереснее чем открывать их. Учить человеколюбию на своем примере, относясь к ученикам справедливо и уважительно. Быть объективным и не навязывать своих убеждений. Сохранять беспощадную честность, прежде всего по отношению к себе.

Педагогические идеи К.Д. Ушинского не теряют своей актуальности. Они по-прежнему считаются весьма значимыми, на них основывается современная образовательная система. Это надежный фундамент для последующего развития современной педагогики.

2023 год - год педагога и наставника / Коллегам / ПроЧтение