12 апреля исполняется 200 лет со дня рождения Александра Николаевича Островского, драматурга, творчество которого стало важнейшим этапом развития русского национального театра.
Александр Островский и театр здесь здесь здесь
Александру Николаевичу Островскому мы обязаны созданием удивительных женских образов : от эгоистки Липочки из пьесы «Свои люди – сочтемся!», нежной и беззащитной Катерины из «Грозы» до порывистой и безрассудной Ларисы Огудаловой из «Бесприданницы». Все они разные, все достойны внимания, но больше всего, наверное, сам драматург любил тех из них, которые не умели защитить себя в этом мире, потому что выше всего ставили свои принципы. Таковы героини «Грозы» и «Бесприданницы».
Женские образы в пьесах А.Н. Островского здесь здесь здесь
А какую роль в жизни самого Островского сыграли женщины?
Герои произведений Александра Николаевича Островского становятся жертвами бездушного мира денег, особенно страдают женщины. Если они и любят по-настоящему, то скорее всего несчастны. Отношение драматурга к противоположному полу, зачастую, было лишено романтики, и повлияли на это важные события в жизни писателя, а также главные женские образы из его окружения.
Будущий литератор родился в многодетной семье, был старшим из детей и очень любил свою матушку. Она успевала следить за хозяйством и заниматься воспитанием детей, но когда мальчику было 8 лет, случилось несчастье – женщина умерла. А отец спустя некоторое время женился снова. Выбор пал на баронессу Эмилию Андреевну фон Тессин. Эмилия Андреевна была дочерью обрусевшего шведского дворянина лютеранского исповедания, домовладельца, коллежского асессора, Андрея фон Тессина. Сорокалетний отец драматурга, Николай Федорович Островский, женился на ней в 1836 году, когда ей было всего лишь 24 года. Молодая женщина взяла на себя заботу о четырех детях Николая Федоровича от первого брака, в том числе и о тринадцатилетнем Александре. Мачеха была полной противоположностью матери Островского, но образованной и терпеливой к детям мужа. Она продолжила заниматься их образованием и прививать любовь к европейской культуре. Благодаря ей Островский знал греческий, французский, немецкий, английский, итальянский, испанский. Вечно бедствующий драматург потом будет подрабатывать, переводя пьесы Шекспира.
Островскому было около 24 лет, когда он познакомился с Агафьей Ивановной (фамилия ее неизвестна), доброй и обаятельной девушкой, но простолюдинкой, жившей неподалеку от него в Замоскворечье. Светлые волосы собраны в незатейливый пучок, простое доброе лицо, голубые глаза, доверчиво глядящие на высокого статного красавца, — все Александру нравилось в юной соседке. Он стал часто захаживать к ней в гости, подолгу засиживался за самоваром и немудреными разговорами. Он прислушивался к советам необразованной девушки, в частности касательно его творчества.
Отец Островского его мезальянса не принял, отношения отца и сына до самой смерти первого оставались натянутыми. Он купил имение и уехал; ничего хорошего от беспутного сына не ждал, деньги ему давать перестал: живи как знаешь. И Островский жил с семьей на скудные на первых порах литературные и театральные гонорары. Дети числились незаконными и не имели права на отцовскую фамилию. А отцовские надежды оправдал младший сын, Михаил Николаевич, который со временем дослужился до министра. Человек честный, прямой, заботливый и верный долгу, он опекал двух осиротевших племянниц, дочек третьего брата, а к старшему брату своему относился с любовью и заботой. Дети Агафьи Ивановны умерли во младенчестве — кроме одного, Алексея Александрова, который умер в 21 год, пережив свою мать на два года; ничего не осталось от двадцатилетней жизни и семьи. Поразительно отношение к этому браку наследников Островского, детей от второго, венчанного брака: они не сочли нужным даже сохранить для потомков фамилию Агафьи Ивановны.
Однажды в гостях у промышленника Якова Грузинского он встретил актрису Любовь Косицкую, которая блистала на московских подмостках. Чувство вспыхнуло с первого взгляда, но оба были несвободны. Их связь — то пылкие встречи, то долгие расставания — длилась несколько лет. Но у этих отношений не было будущего: Косицкая уже пережила несколько неудачных браков и не желала причинять боль другой женщине. И у Островского чувство долга было сильно. После окончательного разрыва с ним Косицкая овдовела, сошлась с купеческим сыном, который промотал все деньги, что ей удалось скопить. Последний раз Косицкая и Островский встретились за два года до ее кончины. Она постарела, подурнела, но он этого не видел. Предложил стать его женой. Она отказала и вскоре умерла в нищете и забвении. Друзья говорили, что Агафья знала об отношениях Островского и актрисы. Но душевные муки перенесла достойно, не теряя уважения к себе и чувств со стороны мужа. Нежное отношение к супруге Островский сохранил до самой ее смерти… Жена и любовница ушли из жизни примерно в одно время, Агафья скончалась в 1867 году, а Любовь – в 1868-м.
Перед самой кончиной Агафьи Ивановны, когда священник читал отходную молитву, Островский надел на ее палец кольцо со словами: “Ты была и останешься моей женой перед Богом и людьми. Слышишь?” Она слышала, но обрадоваться его словам не успела…
После похорон Агафьи он перестал ходить на службу, бриться, бросил литературу. Дни напролет лежал на диване или слонялся по квартире. Единственный человек, который навещал его, была Маша Бахметьева — выпускница театральных курсов. Она его кормила, заставляла работать, следила за домом. Через год он уже не мог без нее обходиться, а еще через год они обвенчались. Мария Васильевна родила мужу четверых сыновей и двух дочерей, но была ли она счастлива в браке? Разница в возрасте и постоянное безденежье, с которым так и не удалось справиться, навалившиеся болезни…. Даже сам Островский, думается, в такую возможность не верил. Его последние пьесы – “Без вины виноватые”, “Красавец мужчина”, “Таланты и поклонники” — опять об обманутых и страдающих женщинах.
Александр Островский — писал, печатался, любил, был любим женщинами и публикой. Невидимые миру слезы случались, ощущение, что бьешься лбом об стену, — бывало. И все-таки это один из самых гармоничных русских талантов.
Мастер русской драмы: А.Н.Островский (1823-1996): биобиблиографический указатель/ сост.О.Б.Шакирова. – Миасс: МКУ «ЦБС», 2023. – 32 с. – Текст: непосредственный, электронный.
Библиотека рекомендует / ПроЧтение |