Вместо загара — стрептоцид

В годы войны в Миассе развивалось цирковое училище

Знаете ли вы, кто стоял у истоков миасского цирка?.. Им был Виктор Шепель, инженер-конструктор Уральского автозавода, талантливый рационализатор и изобретатель, прибывший из Москвы на Урал вместе с эвакуированным заводом ЗиС. В голодные и холодные военные годы на только рождающемся автозаводе Виктор Дмитриевич начал развивать в Миассе цирковое искусство.

«С первых же дней своего руководства новый директор завода Григорий Сергеевич Хламов принял решение о создании художественной самодеятельности. (…) Однажды мне предложили после работы явиться домой к директору завода. Там уже сидели работники автозавода, знакомые мне по участию в художественной самодеятельности ДК ЗиС. Нам сказали, что отныне мы — костяк будущей художественной самодеятельности завода… Через три дня пришла девушка: «Я — Алла Шибанова, контролер в БТК инструментального цеха, хочу заниматься в акробатическом кружке».

Мы стали готовить акробатический этюд, тренировались после работы прямо в помещении техбюро литейного цеха № 1, сдвинув рабочие столы и положив кусок с трудом раздобытого войлока. Перед репетицией сильно хотелось есть, но начинали заниматься — и голод куда-то уходил. Сейчас удивляюсь: из каких источников мы черпали силы и энергию?..

Шел 1944 год. Ещё в разгаре была война. Мы жили и работали в военном режиме. Но наперекор всему родилась и развивалась художественная самодеятельность. Я руководил акробатической группой. Деревянным клубом нашего завода стали пользоваться сразу, как только была готова коробка. Была крыша, но не было ни потолка, ни пола. На вбитые в землю столбики положили доски — получились скамейки. Несмотря на неблагоустроенность здания, директор завода приказал первомайское торжество проводить в клубе.

Мария Ильинична обеспечила нас шароварами из ситца, а вот с рубашками возникла проблема. Решили выступать без рубах, а девушкам из остатков ситца пошить бюстгальтеры. Чтобы иметь одинаковый цвет торсов, раздобыли у медиков красный стрептоцид и натёрлись им перед выступлением. Получился цвет красивого загара. Когда группа из десяти человек появилась на сцене, зал ахнул от восторга. Стояла нулевая температура, многие сидели в зимних пальто и вдруг — такой контраст! — акробаты вышли чуть ли не нагие. Номер сопровождался сплошными аплодисментами».

Краеведческая страница