«Загорели все как черти»

Владислав Гравишкис участвовал в велопробеге 1935 года «Миасс-Москва»

На миасских улицах  всё больше и больше велосипедистов. Они едут отдыхать, просто катаются, соревнуются друг с другом, но в любом случае получают бодрость, силу, здоровье, хорошее настроение. Велопоходы, велопробеги стали любимым времяпрепровождением молодых людей, и это радует.

А знаете ли вы, когда состоялся в нашем городе массовый велопробег «Миасс-Москва» и как он проходил?.. Благодаря корреспонденту «Рабочей газеты», будущему писателю Владиславу Гравишкису, мы можем узнать об этом в живописных подробностях.

Почему? Да потому что Гравишкису посчастливилось быть участником этого велопробега. Состоялся он в 1935 году и, стартовав в Миассе 20 мая от главного управления «Миассзолото», взял курс на Москву.

«Вплоть до Симского завода велоколонна шла горами Урала, — писал журналист в своём первом репортаже. — Было немного степных мест и ровной дороги, когда проходили районы Башкирии. Вчера, 22 мая, пользуясь частично ровной дорогой, прошли в один день около 90 км. (…)

Перевалы поистине головокружительны и достигают 45 градусов (Симский перевал, Уреньгинский и др.). Чрезвычайно быстро сменяются картины природы. До подъезда к Сатке всё время тянулся хмурый сосновый Урал, затем пейзаж сменился на холмистую, поросшую густым и разнообразным лесом местность. Несколько часов шли степями Башкирии. За деревней Ярал вышли в пихтовый лес и крутые горы Симского района. У всех участников отличное настроение, на каждом привале слышны шутки, смех, весёлые песни. В дороге – сосредоточены, молча и напряжённо преодолеваем трудные подъёмы и спуски».

Не всё было гладко – не везде на Урале были ровные и гладкие дороги.

«Шли в тяжёлых условиях, — отмечает Гравишкис. — Почти на руках заносили машины на высокие уральские горы, со стремительностью птиц слетали по крутым склонам. Памятен день перехода из Симского завода до станции Тавтиманово: в этот день прошли около 100 километров по исключительному бездорожью, от тряски по кочкам и камням ныли кисти рук, державших руль. Через каждые 100-300 километров дороги прерывались горными реками, не имеющими мостов. И приходилось на плечах, балансируя как жонглёры, переносить машины по перекинутым жёрдочкам. Дорога завершилась 45-градусным головокружительным спуском к Симскому заводу. После спуска к тормозам нельзя было притронуться – до того они были раскалены. Так же трудны перевалы Уреньгинский (за Златоустом) и Берёзовская гора – около Сатки. Но ни люди, ни машины не подкачали. Несмотря на напряжённую работу, не подвёл и не лопнул ни один тормоз, не отстал ни один человек.

(…) Загорели все как черти, у меня облезает кожа. Набил мозоли.  Хотя питание неправильное, но чувствую, что до Москвы дойду. Было бы неплохо, если бы нам дали несколько средств дополнительно, потому что в лимит в 12 руб. 50 коп. в сутки уложиться трудно».

Окончание следует…

Краеведческая страница