Наши умные помощники

22 ноября отмечается День словаря. Это произошло не случайно. В этот день (а по старому стилю 10 ноября) в далёком 1801 году родился Владимир Иванович Даль – великий русский писатель, этнограф и исследователь лексики. В связи с этой датой в  библиотеке-филиале № 19 (ул. Тельмана, 56) прошли библиотечные уроки для ребят четвёртых  классов школы № 3.

Как известно, литературные произведения Даля были высоко оценены самыми известными критиками золотого века русской культуры – Виссарионом Белинским и Александром Герценом. Самым выдающимся трудом Владимира Ивановича стал «Толковый словарь живого великорусского языка».

Учащиеся во время урока познакомились со справочной литературой в общем и в частности со словарями В. И. Даля и С. И. Ожегова. Ребята узнали о том, что счастливых владельцев словаря Даля, к сожалению, совсем немного, а тех, кто активно или ради любопытства пользуется — единицы. Этот словарь всегда был и остаётся сокровищницей национального русского языка. Хотя в XX веке появились новые толковые словари современного литературного языка, всё равно он продолжал сохранять ореол «главного», «настоящего» и «самого полного».

В «Толковый словарь живого великорусского языка» занесено более 200 тысяч слов и 30 тысяч поговорок. В фонде нашей библиотеки храниться издание 1978 года, являющееся повторным изданием 1955 года, которое в свою очередь было набрано и напечатано со второго издания 1880-1882 годов. Здесь среди знакомых букв значатся неведомые «ять», «юс», «от», «кси», «пси», «фита», «ижица», «ер». Полистав эти тома, ребята сделали вывод, что это издание очень трудно читать. Для выполнения практических заданий ведущая предложила воспользоваться словарём В. И. Даля в современной обработке.

Затем ребята выполнили несколько заданий по словарю Сергея Ивановича Ожегова. Этот словарь был издан в 1949 году и включает в себя 57 тысяч слов. Говоря о словарях русского языка невозможно не вспомнить орфографические словари. Поэтому были задания для выполнения которых нужно вспомнить словарные слова. Учащимся были предложены слова с ошибками, которые необходимо было исправить. С этим заданием успешно справились все!

В конце занятия ведущая напомнила ребятам о правилах работы со справочной литературой и порекомендовала чаше пользоваться словарями, справочниками и энциклопедиями. А дети сделали вывод, что работать со словарями очень интересно и познавательно!

Сколько бы не прошло десятилетий, как далеко не шагнул бы прогресс и как сильно не изменился бы наш с вами родной русский язык, крайне важно сохранить его истоки.

Детский раздел / Детям / Новости библиотек / Филиал 19