Василий Перов — это Достоевский в живописи

(Наталия Соллогуб)

Тобольск (Тюменская обл.)

Василий Перов родился 2 января  1834 года в Тобольске . Он был сыном губернского прокурора, барона Георгия Криденера, просвещенного, свободомыслящего человека. Однако мальчик был рождён до вступления родителей в брак и потому считался незаконнорожденным, а потому Василий не имел права ни на титул, ни на фамилию отца. В документах он числился как Василий Васильев, по фамилии крестного отца. А псевдоним Перов позже родился из прозвища, которое дал ему сельский дьячок за успехи в чистописании.

В 1843–1846 годах Василий Перов учился в арзамасском уездном училище, самостоятельно занимался рисованием. После окончания училища он поступил в художественную школу Александра Ступина.

В 1853 году Перов решил продолжать образование — в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Он попал в интересную и разнородную творческую среду: его товарищами стали начинающие художники со всей России, близким другом — молодой пейзажист Иван Шишкин.

Есть художники, рисующие Праздник Жизни: на таких картинах светит солнце, красивые люди радуются красивой природе и друг другу. Василий Перов рисовал оборотную сторону «жизненной медали»: на его картинах мало радостного; более того, на большинстве работ солнца и счастья нет, совсем нет. Василий Перов писал в духе критического реализма, когда показывается, насколько обстоятельства жизни человека и его характер зависят от социальной среды.

1860 год. «Тройка» На улице метёт вьюга, порывистый ветер сбивает с ног, повозка трещит на морозе, худенькие и голодные детишки напрягаясь изо всех сил, тянут повозку. В детских глазах нет радости и озорства. Посредством живописи Василий Перов рассказал о трудностях, с которыми приходилось сталкиваться детям из низших слоёв общества 18-19 веков. Много тяжелее жилось сиротам, которых отдавали в работники. Художник показал обобщённый образ жестокого уклада жизни того времени.

1865 год. «Проводы покойника»

Зима. По пустынной дороге лошадь натужно тянет старенькие сани с гробом. Мрачный безрадостный пейзаж олицетворяет страдания семьи, потерявшей кормильца и опору. Вдова, исполненная глубокой скорби, совсем не поторапливает лошадь. Даже не видя лица женщины, зритель чувствует горечь её утраты. Дети сидят по обе стороны от гроба. В молчании едет осиротевшая семья. Какие страдания ждут эту семью, переживут ли они их?

1866 год. «Приезд гувернантки в купеческий дом»

Всем знакома ситуация найма на работу и первая встреча с «работодателем». Для  образованных девушек из бедных семейств работа гувернантки была единственной возможностью заработать на хлеб насущный. Все персонажи на картине очень колоритны: хозяин семейства, как есть — в домашнем халате, бесцеремонно рассматривает новоприбывшую; сынок купца с фривольной ухмылкой глядит на девушку с «бессовестным любопытством»; жена хозяина уже готова задавать каверзные вопросы. Известный критик 19-го века Владимир Стасов высказывался так о картине: «Здесь мы видим не трагедию покуда, но настоящий пролог к трагедии».

1867год. «Утопленница»

Из реки вытащили труп молодой женщины. Рядом с покойницей устало присел на край лодки пожилой жандарм. Он курит трубку, дымок от которой смешивается с утренним туманом. Мужчина не боится смерти, потому как привык к её частым и жестоким проявлениям. Кто эта женщина? Может быть, бесприданница, соблазненная каким-нибудь Паратовым; может быть гувернантка, забеременевшая от своего хозяина; может быть проститутка, которая больше не могла выносить весь мрак и мерзость своего существования. Едва видный за туманом, но тем не менее, находящийся в полной зримой очевидности, прячется убийца — большой город, общество, жадное до денег, но равнодушное к чужой боли. Этого убийцу не арестуешь и не отправишь на каторгу. Его можно только лечить: лечить с помощью законов, просвещения и, конечно, искусства.

В январе 1862 года Василий Перов получил стипендию и пансион от Императорской Академии художеств и по традиции отправился за границу, где посещал музеи Берлина, Дрездена, Парижа, делал наброски в самых бедных кварталах города. Из этюдов родились полотна с уличными музыкантами и нищими, старьевщиками и простыми горожанами. Вот так выглядит парижская нищая братия на картинах Перова:

А вот — наша нищая братия с картин В. Г. Перова. Так случилось, что Бог приумножил страдания наших людей, «наградив» ещё и крайне суровым климатом…

В 1870-ые годы остросоциальных картин Василий Григорьевич стал писать меньше. В тот период из-под его гениальной кисти выходили полотна со сценками из жизни русской провинции и портреты.

Василий Перов создал ряд портретов знаменитых людей 19 века, произведения которых стали классическими образцами литературы и искусства на все времена. И говоря о тех людях, перед нами всплывают лица с портретов именно Василия Перова, согласитесь?

Василий Григорьевич пережил семейную трагедию, рано похоронив жену и двух старших сыновей. Перов умер от чахотки в 1882 году, ему на тот момент было 48 лет. Художник похоронен на кладбище Донского монастыря (Москва).

Биография художника Василия Перова. — Текст: электронный — Культура.ру

Как создавалась картина «Тройка» Василия Перова. — Текст: электронный

Картины с историей. – Текст: электронный / Картины с историей. Дзен.ру : [сайт].

Картина В.Г. Перова и ошибка П.М. Третьякова. — Текст: электронный / Журнал Мита Пе. Ливджорнал.com

Без рубрики