«Мы» и они

1 февраля исполняется 140 лет со дня рождения Евгения Ивановича Замятина (1884-1937). Он родился в провинциальном городе Лебедянь, прожил сложную, в том числе творческую, жизнь (а какой она могла быть на сломе эпох?), писал рассказы и сказки, романы, сценарии. Он эмигрировал во Францию, умер в Париже, но остался до конца гражданином СССР.

Реальность фантастики Евгения Замятина (1884-1937): библиодайджест /составитель О.Б.Шакирова. – Миасс: МКУ ЦБС, 24 с. – Текст: электронный. Издание включает в себя: краткую биографию писателя, обзор творчества (в том числе рассказ о романе «Мы»), краткий обзор современных антиутопий. Каждый раздел сопровождается списком литературы.

Став создателем жанра антиутопии в нашей литературе, Замятин остался для современных читателей автором романа «Мы». Сам Замятин, кстати, говорил об этом романе так: «Самая моя шуточная и самая серьезная вещь». И жанр своего творчества определял как «неореализм». Роман «Мы» в 1990-х годах стал символом борьбы либеральной интеллигенции против тоталитарного советского строя. Но только ли об этом писал Евгений Замятин. И только ли Советский Союз он предупреждал об опасности увлечения техническим прогрессом в противовес развития человеческого, гуманитарного?

Жанр антиутопий, катастрофического предвидения развития истории человечества, стал популярным в наше неспокойное время. Но есть писатели, которые продолжают развивать мысли Замятина об опасности тоталитарного контроля над личностью. Но как же по-разному они это делают. Замятина стал первым в триаде известных антиутопистов — вместе с Оруэллом («1984») и Хаксли («О дивный новый мир»).

Оруэлл был хорошо знаком с творчеством Замятина и считал, что роман Олдоса Хаксли “О дивный новый мир”, видимо, отчасти обязан своим появлением «этой книге»Мы». Но и роман «1984» написан во многом под влиянием произведения Замятина.

О романе «Мы» и «1984» — здесь

Да, оба писателя говорят об ужасах тоталитаризма. Но:

  • Во вселенной Замятина наука победила, в мире Оруэлла науки больше не существует.
  • Оба романа чрезвычайно сложно читать. Но по разным причинам. Оруэлла – из-за угнетающей безысходности, охватывающей вас с первых же строк. Замятина читать тоже трудно – как трудно слушать серьезную классическую музыку.
  • Оруэлл не верит в любовь. Замятин же убежден, что только любовь победит тоталитаризм.
  • Но самый важный персонаж у Замятина – это благородная, нежная, сильная О-90. Она способна на бесконечную, жертвенную, безответную любовь; именно ей предстоит стать матерью будущего ребенка Д-503. О-90 – единственная из героев книги, кому удается спастись. Она будет жить в зеленом раю за Стеной, с любовью растить ребенка…

Оруэлл вообще собрал в своем романе все страхи Запада перед ограничением свободы. Поэтому не удивительно, что события в США и западной Европе, легко считываются на страницах антиутопического романа.

Набирает популярность и другой роман — антиутопия — «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли, которая до того не входила даже в первую сотню книг по продажам. По мнению некоторых критиков, роман Хаксли, описывающий события 2540 года, представляет собой куда более точную, чем у Оруэлла, картину нашей материалистической эпохи, которую сгубило невежество, жажда постоянных развлечений, доминирование технологии и избыток материальных благ.

«Мы разорвали связи между родителем и ребенком, между мужчиной и женщиной, между одним человеком и другим. Никто уже не доверяет ни жене, ни ребенку, ни другу. А скоро и жен, и друзей не будет. Новорожденных мы заберем у матери, как забираем яйца из-под несушки. Половое влечение вытравим», — пишет в романе «1984» Оруэлл. Эти слова с пугающей точностью описывают сюжет еще одной антиутопии — романа канадской писательницы Маргарет Этвуд «Рассказ служанки».

В романе «Рассказ служанки» описывается мир, в котором установлен тотальный террор, а большая часть женщин теряет способность рожать. Те, у кого сохранилась репродуктивная функция, попадают в рабство к богатым семьям и принудительно рожают им потомков. Главная героиня романа оказывается в подчинении у жестокой семьи Командора Фреда и вынуждена регулярно совершать с ним ритуальное совокупление, пока не забеременеет. Автор использует безликое «они» для обозначения анонимного и невидимого правительства, которое издает жесткие законы и запреты. Сопротивляться этому туманному, и оттого еще более пугающему, злу оказывается намного страшнее, чем условному диктатору. Этвуд не только сделала антиутопию чрезвычайно актуальным жанром литературы, но и встроила его в «гендерную повестку» дня.

Она вызвала к жизни много вольных и невольных последователей. Так, в США огромным успехом пользовался роман Кристины Далчер «Голос», в котором женщины оказались в рабстве у мужчин и могли произносить в день не более ста слов. В США установлен новый строй — у женщин больше нет голоса. Каждая обязана носить браслет, который бьет током, если превысить лимит произнесенного за день. Женщинам больше не позволено работать. В школах девочек не учат ни читать, ни писать: ведь единственное их предназначение — быть послушными женами и поддерживать в тепле домашний очаг. Каждый их шаг — под неусыпным надзором камер наблюдения.

Мировую славу получила и Наоми Олдерман, разработчица компьютерных игр и по совместительству колумнистка The Guardian. Она написала роман-антиутопию «Сила» об альтернативном мире, в котором женщины научились превращать энергию тела в электрический ток и используют его в качестве оружия. Теперь мужчины являются слабым полом. И все меняется: представления о гендере, силе, слабости, правах, обязанностях и приличиях, структура власти и геополитические расклады. Эти перемены вместе со всем миром проживают проповедница новой религии, дочь лондонского бандита, нигерийский стрингер и американская чиновница с политическими амбициями – смену парадигмы они испытали на себе первыми. Станет ли мир лучше? Это роман о природе власти и о том, что она делает с людьми, о природе насилия. Возможно ли изменить мир так, чтобы из него ушло насилие как таковое, или оно – составляющая природы homo sapiens? Роман получил премию Baileys Women’s Prize (премия присуждается авторам-женщинам).Эту книгу уже собираются экранизировать, превратив роман в десятисерийный триллер.

Технический прогресс останавливаться не собирается, а тираны всех мастей то и дело приходят к власти в разных точках мира, жанр антиутопии потеряет свою популярность нескоро.

Но создатель жанра антиутопий в нашей, русской, культуре корабельный инженер и писатель-провидец Евгений Иванович Замятин в темном лабиринте диктатуры проектировал световое окошко надежды. Давайте помнить о нем. С него все началось и за ним будущее.

Библиотека рекомендует / ПроЧтение