Огонь не пройдет: Уральский завод пожарной техники

7 февраля 1994 года в Миассе было официально зарегистрировано новое предприятие — «УралПожтехника». Сегодня ОАО «Уральский завод пожарной техники» является одним из трех «китов» пожарного автомобилестроения России (два других — торжокской «Пожтехника» г. Торжка и Варгашинский завод). Наши автомобили можно встретить во многих уголках РФ.

История первых пожарных служб берет свое начало в XVII веке. До этого люди были вынуждены бороться с огнем своими силами, кто как мог. С развитием технического прогресса стали появляться и первые машины на конной тяге с ручными насосами для быстрой доставки воды к очагу пожара.

В 1649 году царем Алексеем Михайловичем был подписан «Наказ о Градском благочинии». Наказ этот впервые урегулировал обязанности пожарных дозоров, а также предписывал контролировать соблюдение правил противопожарной безопасности, строго контролировать и применять меры в отношении нарушителей.
История пожарной охраны в Миассе здесь здесь

Первая пожарная машина в мире

Первая машина для тушения пожаров с паровым насосом была изобретена в 1829 году англичанином Джорджем Брейтуэйтом, инженером-гидротехником по профессии. Она представляла собой мощный насос, подающий водную струю под давлением на высоту до 27 метров, который устанавливался на телегу. В массовое производство изобретение, которое создатель назвал “Новинкой”, так и не пошло.

До 1904 года в Российской Империи к тушению пожаров привлекались только конные бригады пожарных. В мастерских известного производителя карет П.А. Фрезе, изобрели автомобиль, имевший одноцилиндровый мотор мощностью в 9 лошадиных сил, который вмещал до 10 человек, а также стендер, пару лестниц и рукава общей длиной до 170 метров. Скорость автоматической повозки составляла 15 км/ч, что позволяло прибыть на место ЧП гораздо быстрее, чем конники.

История пожарной техники в России здесь здесь здесь

Открытое акционерное общество «Уральский завод пожарной техники» родилось на основе одного из специальных производств Уральского автозавода. В советское время почти каждый автозавод имел производства, выпускающие армейскую специальную технику, не совсем связанную по профилю с основной деятельностью завода. Так и на УралАЗе выполнялась государственная задача по выпуску полевых авторемонтных мастерских (ПАРМ). ПАРМы и другая армейская спецтехника производилась вначале на шасси «МАЗ-200» и «ЗИС-151», а позже – «ЗИЛ-131». По этому же профилю изготавливалось ремонтное оборудование на прицепных шасси. При этом «ремлетучки» на базе собственных грузовиков УралАЗ не делал.

До начала 1990-х годов это специальное производство, работавшее на базе деревообрабатывающего цеха (ДОЦ) Уральского автозавода, чувствовало себя вполне самодостаточным. Однако, когда стабильный госзаказ перестал существовать, УралАЗ стал избавляться от непрофильных производств, для чего перевел производство ПАРМов на Посевнинский машзавод в Новосибирской области, который в то время еще входил в производственное объединение «УралАЗ». ДОЦ остался без основной работы, а изготовление деревянных платформ для «Уралов» не могло полностью загрузить весь коллектив.

Начальник Управления государственной противопожарной службы Челябинской области Валентин Костерин и заместитель начальника Главного управления государственной противопожарной службы МВД СССР Владимир Максимчук вышли с предложением к работавшему в то время генеральным директором УралАЗа Юрию Горожанинову организовать производство пожарных автомобилей на шасси «Уралов». Начали с малого: у ОАО «Пожтехника» из Торжка была закуплена конструкторская документация. В 1992 году первые автоцистерны по чужой документации были изготовлены в поселке Посевная, тогда еще в ПО «УралАЗ». Технические специалисты спецпроизводства следили за изготовлением машины, изучали документацию. Дополнительно изучался спрос на такую продукцию, и направление пожарной техники было признано весьма перспективным, поскольку парк красно-белых машин в РФ был жутко изношен.

На основе анализа состояния дел в пожарной охране было решено разработать свою оригинальную пожарную автоцистерну с баками для воды увеличенного объема, специально для провинциальных населенных пунктов с недостаточным водоснабжением. Технический отдел спецпроизводства разработал документацию, и в 1993 году на Уральском автозаводе на шасси сельскохозяйственного самосвала «Урал-5557» был изготовлен опытный образец пожарного автомобиля, получивший обозначение «АЦП-40-6/3(5557)».

О первых пожарных «Уралах» здесь

В 1994 года предприятие — «УралПожтехника» работало в рамках производственного объединения « Уральский автомобильный завод». Но уже через два года «Пожтехника» обрела полную независимость, стала самостоятельным предприятием и получила свое сегодняшнее название «Уральский завод пожарной техники».

Возглавил предприятие Вадим Николаевич Блинов — заместитель технического директора ПО «УралАЗ» по специальной технике и производству дизельных двигателей. В 2007 году В. Н. Блинов был назван Почетным гражданином Миасса. Он с большой благодарностью принял эту награду. Потому что нет выше признания, чем признание твоих земляков, живущих рядом. Понимая важность не только выполнения производственных показателей, Вадим Николаевич много лет является спонсором миасской библиотеки — филиала № 16.

О В.Н. Блинове здесь здесь здесь

О предприятии «Уральский завод пожарной техники» здесь здесь здесь здесь

Страна живет — и мы живем: ОАО «Уральский завод пожарной техники» (1994-2024) / составитель О.Б.Шакирова. — Миасс: МКУ ЦБС, 2024. — 2 с. — Текст электронный. В издании представлен рекомендательный библиографический список периодических изданий о предприятии ОАО «Уральский завод пожарной техники».




Календарь знаменательных дат / Краеведческая страница