В 2024 году исполняется 105 лет Челябинской областной детской библиотеке им. В. Маяковского и 105 лет со дня рождения руководителя кафедры детской литературы и библиотечной работы с детьми (1970-1990) Челябинской государственной академии культуры и искусства Давида Гольдштейна. В память о замечательных библиографах и педагогах Д.А. Гольдштейне и Н.Ф. Новичковой Челябинский государственный институт культуры совместно с ведущими библиотеками Челябинска инициировали проведение Гольдштейновских чтений. III-и чтения, прошедшие 24 апреля в рамках международного форума «Чтения на евразийском перекрестке» в главной детской библиотеке области, посетила заведующая Отделом библиографической работы Елена Запевалова. В 2024 годы тема мероприятия звучит так: «Рекомендательная библиография для детей как руководство чтением».
«Библиография» переводится с греческого как «книгописание» (biblos — книга и grafo — пишу) и является отраслью знания, предмет которого — исследование и описание книг с целью облегчить ознакомление с ними. Рекомендательная библиография – вид библиографии, назначением которой является содействие образованию, самообразованию, воспитанию и пропаганде знаний. Рекомендательная библиография организует процесс самообразовательного чтения, формирует у читателей новые социально значимые интересы, расширяет кругозор.
В Гольдштейновских чтениях приняли участие ведущие специалисты Российской государственной детской библиотеки, Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Челябинского государственного института культуры, библиотекари и библиографы библиотек Челябинской области, Алтайского края.
Мероприятие открыла кандидат педагогических наук Наталья Константиновна Сафонова с докладом «Новые дети и новые идеи детского чтения». Осветив в своем выступлении основные вехи развития российской детской библиографии, она отметила, что сегодня, после продолжительного забвения, возвращается понятие «руководство чтением», т.к. ребенку всегда была необходима опора взрослого. Наши задачи – «строить мост навстречу друг другу», «наращивать пространство доверия», «выстраивать диалог в новой культуре».
Следующий докладчик — доктор филологических наук Мария Александровна Черняк — в своём выступлении «Время читать. Современная книга – современному читателю» представила полезные интернет-ресурсы о современных российских детских писателях. Так, короткие списки Всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру» (к сожалению, конкурс в прошлом году прекратил своё существование) могут познакомить с интересной русскоязычной литературой для подростков. Навигаторами в мире современной детской литературы являются:
- электронная библиотека НЭБ. Дети
- ПроДетЛит — всероссийская энциклопедия детской литературы
- БиблиоГид — путеводитель по литературе для детей и о детях
- Папмамбук — интернет-журнал для тех, кто читает детям
- Лаборатория детской литературы, журналистики и чтения
- сайт журнала «Детские чтения«
- детские номера журнала «Дружба народов» на сайте «Журнальный зал«
Немало идей для воплощения в библиотечную работу можно было почерпнуть из сообщений библиотекарей-практиков во второй части чтений. Так, литературно-творческие мастер-классы «Каждое слово волшебно», проводимые для учащихся 3-7 классов г. Челябинска, можно организовать и в миасских библиотеках. Они состоят всего из трёх основных творческих упражнений («Подбери рифму», «Подбери эпитет», «Создай метафору») и подходят для тех, кто читает и не читает, для ребят разных возрастов, родителей и педагогов.
Коллеги из соседнего Златоуста поделились опытом применения информационно-игровых буклетов («листов изобретательности и занимательности») при организации летних программ детского чтения. Буклеты пользуются неизменной популярностью у читателей библиотек и ненавязчиво прививают ребятам любовь чтению через игру. Из «арсенала» библиотечных методик и практик златоустовских коллег привлекли внимание детский музей старинных вещей, летние конкурсные дни, литературные уроки внеклассного чтения, дни исследовательского чтения.
Из озвученного на Гольдштейновских чтениях опыта на заметку профессионалы могут также взять индивидуальные книжные рекомендации (подбор литературы по индивидуальным запросам), использование читательских рекомендаций при подготовке веб-обзоров и книжных выставок, городские библиографические олимпиады, библиографические медиатрансформеры и интерактивные плакаты, мультимедийные викторины, пособия в жанре «библиографическая фактография» и многое другое. Со всем этим кладезем передовых методик в сфере рекомендательной библиографии для детей можно познакомиться, посмотрев запись видеотрансляции III Гольдштейновских чтений.
2024 год - Год семьи / Детский раздел / Детям / Коллегам / Методичка / События. Конкурсы |