Город доблести

22 июня 1941 года жизнь Советского Союза — каждого города, поселка, каждого жителя — раскололась на ДО и ПОСЛЕ. Так случилось и в Миассе. Наш город изначально был городом мастеровых, но война заставила возвести на основе сараев и небольших цехов предприятия, способные конкурировать с мощной военной машиной вермахта. Это потребовало самоотверженного труда. И не просто добросовестной, с полной отдачей работы от всех жителей — маленьких и больших, мужчин и женщин, местных и приезжих, — но настоящей трудовой доблести.

15 января 2025 года Указом Президента России Миассу было присвоено звание «Город трудовой доблести». Это высокое звание — признание значительного вклада жителей города в достижение Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов, обеспечение бесперебойного производства военной и гражданской продукции на промышленных предприятиях, проявленные при этом массовый трудовой героизм и самоотверженность. Президентский Указ — благодарность каждому из тех, на чьи плечи лег тяжкий долг — выстоять. И они выстояли.

Миасс в годы Великой Отечественной войны стал важным центром для промышленности и мобилизации.и. Вклад города в общую победу был значительным как с точки зрения человеческих жертв, так и производственных достижений.

В начале войны по данным переписи 1939 года, население города составляло 37,6 тысяч, а на 1 декабря 1944 года — 72,5 тысяч. Численность населения увеличилось за счет работников эвакуированных заводов, а также членов их семей.

На фронт из Миасса ушло более 14 тысяч человек — почти каждый третий из жителей города. Более 5 тысяч из них погибли. В составе Уральского добровольческого танкового корпуса воевали 67 миасцев.

В годы Великой Отечественной войны в Миасс были эвакуированы несколько значимых промышленных предприятий:

  • Завод № 316 (ныне АЗ «Урал») начал работу в недостроенных цехах. Станки доставляли вручную, а первые двигатели и коробки передач выпустили уже в апреле 1942 года. К 1944 году с конвейера сошел первый автомобиль «ЗиС-5В».
  • Завод № 611, прибывший из Донецка, занимался производством авиабомб и снарядов. Несмотря на скромное оснащение, рабочие выполняли задачи с филигранной точностью. Сейчас в этих цехах располагается АО «Миассмебель».
  • Завод № 657 (ныне «МиассЭлектроАппарат») уже в январе 1942 года выпустил первые моторы для танков и самолетов.
  • Завод №375. Изготавливал искусственные заменители алмазов для шлифовки стволов орудий.

В годы войны в Миассе были размещены отделение Академии наук СССР, два исследовательских института, ВУЗ, техникум, два военных училища (артиллерийско-миномётное и школа авиамехаников).

Миассцы не только трудились на заводах, но и собирали средства. На вооружение Красной армии было собрано 6 миллионов рублей. Эти деньги пошли на строительство танковой колонны «Советский старатель» и эскадрильи самолетов «Золото-платиновая промышленность», для подводной лодки «Челябинский комсомолец», танковой бригады имени Челябинского комсомола и танковой колонны «Челябинский колхозник», на создание танка «Пионер» и строительство бронепоезда. Жители города собрали и отправили 12 вагонов индивидуальных подарков фронтовикам.

Предприятия Миасса: Все для фронта, все для Победы: библиодайджест / составитель О.Б. Шакирова. – Миасс: МКУ ЦБС, 2025. – 28 с. – (Война. Память. Победа) – Текст: непосредственный + электронный.

2025 год - 80-летие Победы в Великой Отечественной войне / Краеведческая страница