Кондратий Рылеев: патриот и гражданин

29 сентября 1795 года, 230 лет назад, родился поэт, жизнью и смертью своей оправдавший высокое звание — Гражданин. Чеканные строки «Поэтом можешь ты не быть, /Но гражданином быть обязан» знали все советские школьники. Слово «патриот» с тех пор (во многом благодаря либералам разных времен) приобрело уничижительно — презрительные коннотации, но Рылеев был патриотом — и гордился этим. Кондратий Федорович Рылеев прожил всего 30 лет. Даже для того времени, когда люди взрослели быстрее, это было немного. Он многое успел за этот короткий срок.

Кондратий Федорович родился в небогатой дворянской семье. Его родители были несчастливы в браке и быстро расстались. Будущий поэт был единственным выжившим ребенком, остальные умерли во младенчестве. И родители поступили согласно старинному обычаю: чтобы ребенок выжил, в крёстные ему выбирают первых встречных. Так у сына столбового дворянина крёстными родителями стали нищенка и отставной солдат, а сам он получил простонародное имя — Кондратий.

В памяти поколений Кондрат Рылеев остался декабристом, активным участником тайного общества и революционно-оппозиционного движения. Но он был поэтом, настоящим поэтом. Его талант признавал Пушкин, с которым они были знакомы, хотя и упрекал стихи Рылеева в пафосности и излишней манерности.

Надо признать, что отношение к декабристам у нас в стране менялось, в зависимости от текущей политики. Менялось и отношение к К.Ф. Рылееву.

О Кондратии Федоровиче Рылееве : за и против: здесь здесь здесь здесь

Рылеев был человеком с уникальным жизненным опытом. 15 лет он провел в стенах кадетского корпуса, исправно готовившего офицеров для армии. Он мечтал о славе, но армейская дисциплина всегда ему претила. Принять участие в Отечественной войне ему не удалось, — был слишком молод.. Но боевым офицером он все же стал — в кампанию 1814 года, когда боевые действия уже шли во Франции, прапорщик Рылеев сражался в артиллерии, проливал кровь, хотя и недолго. А через несколько лет после завершения Наполеоновских войн он вовсе уволился из армии по семейныйм обстоятельствам — женился..

Безусловно, он был масоном и служил общественному благу. В жертву этой идее был готов бросить и свой талант, и жизнь. В конце концов он поступил на службу в Российско-американскую компанию и полюбил Соединенные Штаты. Это тогда молодое государство, в котором еще не отменили рабство, казалось ему образцом свободы.

Рылеев оказался способным коммерсантом. Таких в России во все времена было немного – особенно среди дворян. Показательно, что Рылеев и двух лет не прослужил в кампании – как его премировали роскошной енотовой шубой. К нему как к управленцу уважительно относился сам Михаил Сперанский – светило русской бюрократии. Кондратий Рылеев был не только деятельным чиновником, но и совладельцем компании. Ему принадлежало 10 процентов акций, а императору Александру I, который считал это дело весьма перспективным – 20 процентов. Рылеев умел «пробиваться», умел настойчиво использовать связи – дружеские и родственные. Он стал достаточно состоятельным человеком. Но уже тогда он применял свои управленческие способности и в подпольном мире. Коммерсант был еще и романтиком.

Стихи Кондратий начал писать еще в военном училище — на все случаи жизни и к восторгу однокашников и педагогов. Ранняя лирика Рылеева отразила влияние различных поэтических школ; Он писал оды («Любовь к Отчизне», 1813, и др.), дружеские послания, эпиграммы, мадригалы, шарады и др. Литературную известность ему принесла сатира «К временщику» (1820) – смелое обличение графа А. А. Аракчеева.

Надменный временщик, и подлый и коварный,
Монарха хитрый льстец и друг неблагодарный,
Неистовый тиран родной страны своей,
Взнесённый в важный сан пронырствами злодей!
Ты на меня взирать с презрением дерзаешь
И в грозном взоре мне свой ярый гнев являешь!

Политические взгляды Рылеева, связанные с идеями просветительства 18 в. («святости закона», просвещённого монарха), нашли отражение в стихотворениях «А. П. Ермолову», «Александру I» (оба 1821), оде «Гражданское мужество» (1823) и др.

К.Ф. Рылеев создал цикл патриотических стихотворений исторического содержания «Думы» (1821–1823, опубликован в 1825), среди героев которых киевские князья Олег, Святослав Игоревич, царь Борис Фёдорович Годунов, Иван Сусанин. Он посвятил их видному сановнику – адмиралу Николаю Мордвинову .
И предварил цикл весьма патриотическими рассуждениями. Что не понравилось Пушкину, который иронизировал над слишком рациональной поэзией Рылеева, для которого «гражданственность» явно была важнее самих стихов.

Из письма А.С. Пушкина К.Ф. Рылееву: «Что сказать тебе о думах? во всех встречаются стихи живые, окончательные строфы Петра в Острогожске чрезвычайно оригинальны. Но вообще все они слабы изобретением и изложением. Все они на один покрой: составлены из общих мест <…> Описание места действия, речь героя и — нравоучение. Национального, русского нет в них ничего, кроме имен (исключаю Ивана Сусанина, первую думу, по коей начал я подозревать в тебе истинный талант)»

Впрочем, как поэта, Рылеев и сам себя оценивал весьма критически. Свою поэзию он рассматривал, прежде всего, как средство выражения гражданской позиции, как один из способов достижения общественного блага. Тогда это вовсе не считалось банальностью. Россия только открывала новые высоты патриотического самосознания – романтические. Победив Бонапарта на полях сражений, нужно было выстоять в бою с ним и на идеологическом поле. Этим и занялся Рылеев в своих «Думах».

Свое кредо он сформулировал в «программной» думе – «Державин»:
Он выше всех на свете благ
Общественное благо ставил
И в огненных своих стихах
Святую добродетель славил.

Рылеев отстаивал примат гражданственности. Пушкин – свободу творчества. Легче всего сказать, что Пушкин был прав, а Рылеев – всего лишь пропагандист или проповедник, но не поэт. Но почему тогда и Пушкин, и Лермонтов нередко прибегали к рылеевскому оружию? А Некрасов преобразовал русскую поэзию, превратив это понятие – «гражданин» — в своё кредо.

Самая известная из этих исторических баллад – конечно, «Иван Сусанин».

Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,
И радостно гибнет за правое дело!
Ни казни, ни смерти и я не боюсь:
Не дрогнув, умру за царя и за Русь!

В думе воспевается вера простых русских крестьян: «….Сусанин спасает царя, /
Любовью к отчизне и вере горя
…». Равенства между понятиями «монархия» и «угнетение народа» в поэме не проводится. Может быть, именно за это Рылеева награждала супруга Александра I, императрица Елизавета Алексеевна? Впрочем, эту поэму наполненную искренней и беззаветной любовью к Родине, сумели оценить и позже — в советское время.

Русский характер не объяснить одним смирением. Среди любимых героев нашего фольклора – Стенька Разин и Ермак. Первый – враг московского царя. Второй – меч Москвы, дотянувшейся до Сибири, но в то же время – вольный казак. Дума «Смерть Ермака», ставшая народной песней – это настоящий эпос. По размаху, по размеренности, по широкой панорамности, по проникновению в исторический контекст. За каждой строчкой – второй и третий план.

Рылеев, правда, и здесь намекнул на роковую роль власти в судьбе героя:

Лишивши сил богатыря
Бороться с ярою волною,
Тяжелый панцирь — дар царя
Стал гибели его виною…

В его стихах сквозил главный мотив рылеевской жизни – обреченность борца за свободу, обреченность революционера: «Известно мне: погибель ждет / Того, кто первый восстает / На утеснителей народа; / Судьба меня уж обрекла. / Но где, скажи, когда была / Без жертв искуплена свобода?».

Идеи самопожертвования нашли свое отражение и в другом известном произведении Рылеева «Гражданин» . Для поэта звание Гражданин – это «сан», то есть, звание чрезвычайно почетное, но вместе с тем, накладывающее большую ответственность. Что же движет лирическим героем стихотворения, носящим гордое звание «Гражданин»? Может быть, это жажда власти, богатства? В стихотворении нет и намека на подобную мотивацию. В душе гражданина «кипит» возмущение от несправедливостей «тяжкого ига самовластья».

Мятежные или, по терминологии советских времен, «вольнолюбивые» мотивы проявлялись в его стихах всё более явно, уже без исторических аллегорий:

Долго ль русский народ
Будет рухлядью господ,
И людями,
Как скотами,
Долго ль будут торговать?

Это – политический памфлет в рифму, весьма эмоциональный и искренний. Именно эта искренность привела Рылеева, успешного поэта и коммерсанта, на Сенатскую площадь.

Рылеев вовсе не был самым именитым и влиятельным участником тайных обществ. Но бесспорно, что он – один из лидеров Северного общества – оказался едва ли не главным организатором декабрьского восстания , хотя и разочаровался в нем, увидев, что всё закончилось кровопролитием.

Вот некоторые из идей Рылеева, связанных с преобразованием российского общества:

  • Вывоз императорской семьи в Америку. Рылеев предлагал отправить всю императорскую семью в Форт-Росс, но в случае необходимости соглашался с вариантом убийства императора.
  • Привлечение в общество купцов и мещан.
  • Освобождение крестьян от рабства и наделение их землёй. Образцом государства для Рылеева были Соединённые Штаты Америки, хотя в то время там ещё было рабство.
  • Расширение русского влияния в Америке. Рылеев был активным сторонником идей графа Н. С. Мордвинова о создании тихоокеанской Новороссии.

Незадолго до 14 декабря, дня восстания декабристов, Рылеев простудился и слег с ангиной. Поэтому диктатором (руководителем) восстания был избран князь СергейТрубецкой, к тому же, именно ему принадлежал план восстания.

Утром 14 декабря Рылеев пришёл на Сенатскую площадь, затем покинул её и большую часть дня провёл в разъездах по городу, стараясь выяснить ситуацию в разных полках и найти подмогу. В ночь на 15 декабря Рылеев был арестован у себя дома. В последние часы он общался с единомышленниками, жег документы и рукописи.

Из Петропавловской крепости Рылеев писал жене о Николае I: «Молись, мой друг, да будет он иметь в своих приближенных друзей нашего любезного отечества и да осчастливит он Россию своим царствованием». И царь повел себя благородно: не оставил семью бывшего правителя Российско-американской компании, выделил Рылеевым пенсион.

Искренне ли Рылеев воспевал императора, против которого выводил солдат на площадь? Дело в том, что между Николаем I и такими либералами, как Рылеев, не было неодолимой пропасти. Кого они хотели видеть в числе правителей России? Михаила Сперанского, Алексея Ермолова, Павла Киселева … Все они вершили судьбами России и при Николае Павловиче.

25 июля 1826 года на кронверке Петропавловской крепости произошло событие, шокировавшее современников и навсегда оставшееся в истории как символ жестокого и неумелого правосудия. Однако ужас вызвал не сам факт казни, а ее беспрецедентно неудачное исполнение, превратившее экзекуцию в фарс. Новый император Николай I, лично руководивший следствием, был непреклонен: высшая мера должна была стать демонстрацией силы и предупредить элиту от новых попыток переворота.

Однако оказалось:

  • один из ямщиков, доставлявший часть виселицы, случайно потерялся в ночи и прибыл в пункт назначения с существенным опозданием;
  • виселицу собирали прямо на глазах приговорённых, которые вынуждены были ожидать повешения, сидя на траве, и наблюдая за процессом строительства;
  • когда облачённым в белые рубахи декабристам зачитали приговор Верховного суда с заключением «за такие злодеяния повесить!», один из палачей от волнения потерял сознание и упал;
  • сколоченная наспех виселица слишком высока, и приговорённые к смерти просто-напросто не достают шеями до удавок;
  • когда из-под ног приговорённых выбили импровизированный помост, три из пяти верёвок лопнули и декабристы П. Г. Каховский, С. И. Муравьёв-Апостол и К. Ф. Рылеев, пробив доски, рухнули в яму;
  • травмированных при падении декабристов вскоре вновь подняли на эшафот и на этот раз смазанные салом для лучшего затягивания веревки сделали своё дело;
  • свидетели этого страшного зрелища говорили, что Рылеев перед смертью удручённо выкрикнул: «Бедная Россия! И повесить-то порядочно у нас не умеют!».

После казни имя Кондратия Рылеева из официального контекста вычеркнули. В народе пели песни на его стихи, но в печати увидеть его произведения было невозможно, хотя многие его строки стали крылатыми. В «списках» стихи Рылеева ходили достаточно массово. Иногда его самые известные «Думы» цитировались без указания автора.

А с конца XIX века, когда о декабристах в учебниках писали исключительно как о преступниках, но строгий запрет на публикации был снят – «Думы» Рылеева уже изучали гимназисты. Просто трудно было найти в русской поэзии более сильных патриотических формул. Стихи Рылеева не умерли и в наше время. Они остались в хрестоматиях, поговорках и девизах.

В 1859 году Николай Огарёв, один из редакторов журнала «Колокол», написал стихотворение в память о казнённом декабристе:

Взойдет гроза на небосклоне,
И волны на берег с утра
Нахлынут с бешенством погони,
И слягут бронзовые кони
И Николая и Петра.
Но образ смерти благородный
Не смоет грозная вода,
И будет подвиг твой свободный
Святыней в памяти народной
На все грядущие года.

Впрочем, геобязательно сочувствовать политическим устремлениям участников тайных обществ – тем более, что и сами они вовсе не были единомышленниками. Но помнить Рылеева необходимо.

Библиотека рекомендует / ПроЧтение