Навстречу незрячему: 15 октября — Международный день белой трости

Изначально день был установлен в США в 1964 году. В других странах его признали в 1970 году, в СССР — в 1987-м. Белая трость является международным символом незрячего человека, а отмечаемая дата призвана привлечь внимание общества к проблемам слепых и слабовидящих людей, способствовать толерантному отношению к людям с ограничениями по зрению. Взаимоотношения лиц с нормальным и нарушенным зрением иногда складываются достаточно сложно. Нередко причиной осложнения коммуникации являются незнание и непонимание специфики такого общения.

Предлагаем вашему вниманию обзор методических материалов для родителей, педагогов, библиотекарей, которые помогут при организации взаимодействия с инвалидами по зрению. Издания подготовлены Челябинской областной специальной библиотекой для слабовидящих и слепых (ЧОСБСС) и доступны для просмотра на сайте библиотеки.

«Навстречу незрячему». Методические рекомендации подскажут: как взаимодействовать с человеком с нарушением зрения, как оказать помощь в качестве сопровождающего, каковы особенности взаимодействия с незрячим коллегой?

«Азбука общения со слепоглухими». Пособие расскажет: как взаимодействовать со слепоглухим, как организовать комфортное сопровождение слепоглухого, какие основные средства общения слепоглухих?

«Зримый Южный Урал». Краеведческий сборник-путеводитель содержит информацию об условиях и доступности посещения инвалидами таких достопримечательностей Челябинской области, как музей-заповедник «Аркаим», горный парк им. П.П. Бажова, национальных парков «Таганай», «Зюраткуль» и других.

«Библиотерапия для слепых детей». В издании для родителей разъясняются сущность, формы работы, методы библиотерапии, предлагаются упражнения на занятиях библиотерапией. Во второй части приводятся рекомендательные списки художественной литературы по темам: «Ребёнок в семье», «Ребёнок с школе», «Отношение ребёнка с друзьями», «Ребёнок наедине с собой».

Пособие «Рекомендации по формированию у слепых и слабовидящих дошкольников представлений об окружающем мире средствами тактильной рукодельной книги» состоит из разделов:
✅Обучение детей восприятию иллюстраций тактильной рукодельной книги
✅Формирование осязательного обследования с использованием сенсорных эталонов
✅Формирование осязательного обследования и восприятия предметов.

«В ритме звуков. Сборник логопедических игр, адаптированных для детей с нарушениями зрения». Игры, приведённые в издании, способны раскрыть потенциал детей с нарушениями зрения, обеспечивая максимально комфортное развитие речевых навыков.

Несомненно, полезными для родителей и специалистов окажутся буклеты, также размещенные на сайте ЧОСБСС:

  • «Рекомендации по чтению слепыми и слабовидящими детьми художественной литературы»
  • «Попробуй прочитай. Советы родителям по обучению детей чтению: рекомендательный список»
  • «Алгоритм работы с тактильной рукодельной книгой: методические рекомендации»
  • «Рекомендации по изготовлению тактильных рукодельных книг»
  • «Организация деятельности ребёнка в процессе работы с тактильной рукодельной книгой: методические рекомендации»
  • «Тифлокомментирование: из визуального в вербальное: методические рекомендации»

Напоминаем, что на базе миасской библиотеки-филиала №15 действует пункт выдачи книг ЧОСБСС (ул. Орловская, 34, телефон 55-42-67, библиотекарь Нарматова Евгения Аскеровна). Здесь осуществляется выдача специальной литературы, периодических изданий с рельефно-точечным шрифтом Брайля, тактильных книг, говорящих книг на флеш-носителях, книг с укрупнённым шрифтом, в том числе для детей. Библиотекарь проводит мероприятия с участием лиц с ОВЗ, выполняет тематические запросы и справки, предоставляет индивидуальные консультации.

Доступная среда / Читателям