В 2024 году исполняется 105 лет Челябинской областной детской библиотеке им. В. Маяковского и 105 лет со дня рождения руководителя кафедры детской литературы и библиотечной работы с детьми (1970-1990) Челябинской государственной академии культуры и искусства Давида Гольдштейна. В память о замечательных библиографах и педагогах Д.А. Гольдштейне и Н.Ф. Новичковой Челябинский государственный институт культуры совместно с ведущими библиотеками Челябинска инициировали проведение Гольдштейновских чтений. III-и чтения, прошедшие 24 апреля в рамках международного форума «Чтения на евразийском перекрестке» в главной детской библиотеке области, посетила заведующая Отделом библиографической работы Елена Запевалова. В 2024 годы тема мероприятия звучит так: «Рекомендательная библиография для детей как руководство чтением».
«Библиография» переводится с греческого как «книгописание» (biblos — книга и grafo — пишу) и является отраслью знания, предмет которого — исследование и описание книг с целью облегчить ознакомление с ними. Рекомендательная библиография – вид библиографии, назначением которой является содействие образованию, самообразованию, воспитанию и пропаганде знаний. Рекомендательная библиография организует процесс самообразовательного чтения, формирует у читателей новые социально значимые интересы, расширяет кругозор.
![](https://miasslib.ru/wp-content/uploads/2024/04/1-3.jpg)
![](https://miasslib.ru/wp-content/uploads/2024/04/2-2.jpg)
![](https://miasslib.ru/wp-content/uploads/2024/04/3-2.jpg)
В Гольдштейновских чтениях приняли участие ведущие специалисты Российской государственной детской библиотеки, Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, Челябинского государственного института культуры, библиотекари и библиографы библиотек Челябинской области, Алтайского края.
Мероприятие открыла кандидат педагогических наук Наталья Константиновна Сафонова с докладом «Новые дети и новые идеи детского чтения». Осветив в своем выступлении основные вехи развития российской детской библиографии, она отметила, что сегодня, после продолжительного забвения, возвращается понятие «руководство чтением», т.к. ребенку всегда была необходима опора взрослого. Наши задачи – «строить мост навстречу друг другу», «наращивать пространство доверия», «выстраивать диалог в новой культуре».
Следующий докладчик — доктор филологических наук Мария Александровна Черняк — в своём выступлении «Время читать. Современная книга – современному читателю» представила полезные интернет-ресурсы о современных российских детских писателях. Так, короткие списки Всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру» (к сожалению, конкурс в прошлом году прекратил своё существование) могут познакомить с интересной русскоязычной литературой для подростков. Навигаторами в мире современной детской литературы являются:
- электронная библиотека НЭБ. Дети
- ПроДетЛит — всероссийская энциклопедия детской литературы
- БиблиоГид — путеводитель по литературе для детей и о детях
- Папмамбук — интернет-журнал для тех, кто читает детям
- Лаборатория детской литературы, журналистики и чтения
- сайт журнала «Детские чтения«
- детские номера журнала «Дружба народов» на сайте «Журнальный зал«
![](https://miasslib.ru/wp-content/uploads/2024/04/2.png)
![](https://miasslib.ru/wp-content/uploads/2024/04/3.png)
![](https://miasslib.ru/wp-content/uploads/2024/04/1.png)
Немало идей для воплощения в библиотечную работу можно было почерпнуть из сообщений библиотекарей-практиков во второй части чтений. Так, литературно-творческие мастер-классы «Каждое слово волшебно», проводимые для учащихся 3-7 классов г. Челябинска, можно организовать и в миасских библиотеках. Они состоят всего из трёх основных творческих упражнений («Подбери рифму», «Подбери эпитет», «Создай метафору») и подходят для тех, кто читает и не читает, для ребят разных возрастов, родителей и педагогов.
Коллеги из соседнего Златоуста поделились опытом применения информационно-игровых буклетов («листов изобретательности и занимательности») при организации летних программ детского чтения. Буклеты пользуются неизменной популярностью у читателей библиотек и ненавязчиво прививают ребятам любовь чтению через игру. Из «арсенала» библиотечных методик и практик златоустовских коллег привлекли внимание детский музей старинных вещей, летние конкурсные дни, литературные уроки внеклассного чтения, дни исследовательского чтения.
![](https://miasslib.ru/wp-content/uploads/2024/04/4-2.jpg)
![](https://miasslib.ru/wp-content/uploads/2024/04/5-2.jpg)
![](https://miasslib.ru/wp-content/uploads/2024/04/6-3.jpg)
![](https://miasslib.ru/wp-content/uploads/2024/04/7-3.jpg)
![](https://miasslib.ru/wp-content/uploads/2024/04/8-2.jpg)
![](https://miasslib.ru/wp-content/uploads/2024/04/9-1.jpg)
Из озвученного на Гольдштейновских чтениях опыта на заметку профессионалы могут также взять индивидуальные книжные рекомендации (подбор литературы по индивидуальным запросам), использование читательских рекомендаций при подготовке веб-обзоров и книжных выставок, городские библиографические олимпиады, библиографические медиатрансформеры и интерактивные плакаты, мультимедийные викторины, пособия в жанре «библиографическая фактография» и многое другое. Со всем этим кладезем передовых методик в сфере рекомендательной библиографии для детей можно познакомиться, посмотрев запись видеотрансляции III Гольдштейновских чтений.
2024 год - Год семьи / Детский раздел / Детям / Коллегам / Методичка / События. Конкурсы |