Алмаз – «король самоцветов», один из самых прекрасных природных минералов и один из самых известных камней в истории человечества. Алмаз по праву считается эталоном красоты и ценности. Кроме того, этот камень имеет уникальные технические качества, что позволяет использовать его во многих отраслях промышленности.
Продолжаем знакомить вас с материалами рубрики «Литература и минералогия». Сегодня речь пойдёт об алмазах Александра Евгеньевича Ферсмана.
Алмазы играли значительную роль в жизни Александра Ферсмана. Диаманты не только вдохновили его на научные изыскания, но и стали символом его увлечения минералогией. Ферсман, будучи выдающимся учёным, изучал структуру и свойства алмазов, стремясь раскрыть их загадки. Он не только анализировал их физические характеристики, но также уделял внимание культурным и историческим аспектам, связанным с этими драгоценностями.
С середины XX века имя Александра Евгеньевича Ферсмана было известно не только в учёных кругах, но и хорошо знакомо широкой общественности. Минералог, кристаллограф, геохимик, имевший богатейший опыт исследовательской и научно-практической работы, он умел с воодушевлением и в доступной форме рассказать о своих исканиях и открытиях, поэтизировал геологию в глазах юношества и буквально воспел «каменную летопись» Земли в таких научно-популярных книгах, как «Занимательная минералогия» (более 30 изданий в разных странах), «Рассказы о самоцветах», «Воспоминания о камне».
Биография Александра Евгеньевича Ферсмана – яркий пример человека, сумевшего воплотить свою тягу к познанию мира в успешное профессиональное, научное направление деятельности.
Александр родился в Петербурге в 1883 году и уже с детства проявлял живой интерес к естественным наукам. Поэтическое восприятие окружающего мира передалось ему от матери – Марии Эдуардовны Кесслер, в то время как научный подход к познанию мира – от дяди, метеоролога и химика Александра Эдуардовича Кесслера. Именно в его крымском имении маленький Саша проводил долгие летние месяцы.
В 1901 году Ферсман завершил обучение в Одесской четвёртой классической гимназии и поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета. В 1904 году перевёлся в Московский университет, где кафедрой минералогии заведовал Владимир Иванович Вернадский и зарождалась новая наука – геохимия. С этого времени Александр Ферсман погрузился в затейливый мир кристаллографии и минералов. В его студенческих работах прослеживается повышенный интерес к алмазам, особенностям их строения и химического состава. Впоследствии Ферсман «наградит» эту наиболее прочную форму углерода «эмблемой твёрдости и постоянства»
После окончания университета Ферсман отправился в научную командировку, побывав в Германии, Австрии, Франции, Италии. С 1907 года по 1909 год он постигал европейские методы добычи и обработки драгоценных камней. В лаборатории Гейдельбергского университета Ферсман вел кристаллографические исследования алмаза под руководством известного специалиста — Виктора Морица Гольдшмидта.
Очень быстро трудолюбивый, аккуратный, упорный русский ученый завоевал уважение и доверие своего руководителя. Ферсман, к удивлению пунктуальных немецких коллег, работал с утра до позднего вечера. В поисках лучших образцов он бывал в различных городах Германии. Перед ним проходили сотни, тысячи кристалликов алмаза. Целые россыпи драгоценных сверкающих камней, отобранные кристаллы через банк отправлялись в Гейдельберг.
В лаборатории с «царем минералов» обращались по-деловому. Александр Евгеньевич с помощью гониометра (угломера), усовершенствованного Гольдшмидтом, проводил бесчисленные измерения граней кристаллов. Обычно подобная процедура, многократно повторяемая для одного минерала, не имеет большого значения. Еще Николас Стено: в кристаллах одного и того же веществаоткрыл закон постоянства гранных углов —углы между соответствующими гранями неизменны. На этом законе основан один из методов определения минералов.
Однако углы все-таки могут меняться, если кристаллы данного минерала формировались при разных температуре и давлении. Вдобавок у алмаза грани очень часто округлы, как бы оплавлены, и во времена Ферсмана этому не было найдено удовлетворительного объяснения. Александр Евгеньевич детально обследовал сами грани, зарисовывая все выступы и выемки на них, штриховку, фигуры растворения. Его подробнейшие записи и зарисовки накапливались. Итогом его работы стала — большая монография об алмазах «Диамант» (написанная на немецком языке Der Diamant).
Главная загадка алмаза скрыта в недоступных глубинах планеты, там, где рождается этот очень твердый драгоценнейший минерал. Стремление разгадать загадку природы, постоянная направленность к дальним, значительным целям научной работы помогали ему преодолевать трудности, вдохновляли. Без такого духовного подъема невозможно плодотворно трудиться в науке, да и в других областях тоже.
«Упорная работа по алмазу отнимала у меня до пятнадцати часов в сутки, — вспоминал ученый. — Лишь в отдельные дни удавалось вырваться и посетить каменоломни, рудники, фабрики восточной Германии, осмотреть музеи и главным образом большие партии драгоценных камней».
Исключительно хороши выполненные Ферсманом и ставшие классическими зарисовки кристаллов алмаза, световых картин, наблюдавшихся на гониометре. Публикация ценных фактических материалов сопровождалась теоретическими обобщениями. Уже в начале своей работы он высказывает идею тесной взаимосвязи кристаллографии, минералогии и некоторых других геологических наук, изучающих историю Земли: «Кристалл неизбежно несет на себе следы предыдущих моментов своего существования, и по его форме, по скульптуре его граней, мелочам и деталям его поверхности мы можем читать его прошлое».
В этих словах — объяснение удивительной работоспособности, настойчивости, упорства, которые проявлял Александр Евгеньевич, наблюдая алмазы. Он расшифровывал фигуры граней, следы внешних воздействий на кристаллы так же, как Шерлок Холмс искал и разгадывал улики преступлений. Труд ученого в этом смысле сходен с поиском детектива. Слово «детектив» означает «раскрытие». А ведь ученый, собирая факты, стремился раскрыть тайны природы.
Ферсман подчеркивал и другую, эстетическую сторону своих наблюдений: «Описание кристаллов — в своем роде самоцель, в том смысле, что наблюдатель и читатель могут познать, таким образом богатство, красоту, многообразие и закономерность форм в природе».
Вся работа пронизана стремлением воплотить теоретические идеи в практические мероприятия, это стремление — одна из наиболее характерных черт Александра Евгеньевича, как ученого. В его научном творчестве теория и практика неразрывны.
Как отмечал известный советский геохимик Александр Ильич Перельман, «основные положения классической монографии об алмазе сохранили свое значение и в наши дни».
Стоит отметить одну оригинальную особенность изложения кристаллографии алмаза. В обычный научный текст местами врезаны отступления. Они напечатаны мелким шрифтом и начинаются с подзаголовка: «Аналогия». Например, описывается растворение кристалла алмаза. А затем: «Аналогия…» И приведено сравнение этого процесса с размывом ручьем своего ложа: при круто падающем русле размыв идет по всему протяжению ручья, а при пологом лишь в верховьях, тогда как в нижнем течении преобладает накопление материала. Так и расплав, где рождаются алмазы, при слабой растворительной способности может на одних участках разрушать кристаллы алмаза, а на других — способствовать их росту. Даже на одном и том же кристалле одна грань может иметь явные следы растворения, а другая — роста. За описанием этого явления вновь следует врезка: «Аналогия…» и приводится пример вихрей в реке, вызывающих сопряжено размыв и накопление осадков.
Подобные сравнения — прием литературный, привнесенный в научную монографию художественно мыслящим ученым. Предлагаемые аналогии лишены научной точности и строгости. Однако они создают в воображении читателя цельный образ явления.
Работа Александра Ферсмана вплотную подвела науку к мысли о возможности искусственного получения алмазов. Эта мысль давно дразнила воображение исследователей, однако все попытки, предпринимавшиеся ранее, не давали убедительных результатов и потому представлялись неопределенными. Отныне становилось ясным, что должны были существовать строго определенные условия, при которых кристаллизация алмазов из графита была возможна, и, таким образом, эта задача приобретала уже практическое значение.
Завершив работу над алмазами, ученый вернулся в Москву. Здесь в 1909 году за свои работы по исследованию минералов он — первый! — получил премию — золотую медаль имени Алексея Ивановича Антипова, предназначенную Минералогическим обществом для поощрения молодых ученых.
Эта работа об алмазах, Ферсмана положила начало целому исследовательскому направлению, увенчавшемуся фундаментальной монографией на русском языке «Кристаллография алмаза».
Впоследствии ученый много занимался изучением алмазов, в частности, после Октябрьской Революции Александр Евгеньевич был направлен для ревизии Алмазного Фонда, где им были описаны знаменитые исторические камни: Алмаз Орлов, Шах и другие.
Бриллиант «Орлов» — знаменитый драгоценный камень индийского происхождения, огранённый алмаз, слабого зеленовато-синего оттенка. Крупнейший из найденных в Индии, алмаз был обнаружен в районе Голконды, принадлежал Великим Моголам и Персидским шахам.
С 1774 года «Орлов» инкрустирован в Императорский скипетр Екатерины II, в настоящее время является самым крупным в коллекции исторических драгоценных камней Алмазного фонда Российской Федерации. Бриллиант огранён в форме «индийской розы», имеет 180 граней.
Александр Евгеньевич Ферсман оказался весьма продуктивным учёным, оставившим после себя огромное количество опубликованных работ и научно-популярных книг. Всю жизнь Александр Евгеньевич отдал любимой науке. Любовью к камню проникнуты все его книги.
Автор обращается к молодежи с призывом: «Познавайте свою страну, свой край, свою горушку или речонку! Не бойтесь, что малы эти горушки и речки, ведь из малого вырастает большое».
Память о нём сохраняется в названии учреждений, топонимике; его образ увековечен в монументах, а научный вклад – в работах последователей. Александр Евгеньевич Ферсман служил науке самоотверженно и преданно. Его именем названы минералы «ферсманит» (1929 г.) и «ферсмит» (1946 г.)
Список литературы:
- Александр Евгеньевич Ферсман — 1883- 1945: жизнь и деятельность, сборник / ред. Д. И. Щербаков; сост. Я. Б. Коган. — Москва: Наука, 1965. — 478 с.
- Баландин, Р. К. Поэт камня: А. Е. Ферсман / Р. К. Баландин. — Москва: Просвещение, 1982. – 193. с. — (Люди науки).
- Перельман, А.И. Александр Евгеньевич Ферсман (1883–1945) / А.И. Перельман. — Издание 2-е, переработанное, дополненное. — Москва: Наука, 1983. — 272 с.
- Писаржевский, О.Н. Александр Евгеньевич Ферсман / О.Н. Писаржевский. — Москва: Молодая гвардия, 1955. — 455 с.
- Щербаков, Д. И. А.Е. Ферсман и его путешествия / Д. И. Щербаков. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Государственное издательство географической литературы, 1953. — 240 с.
Все изображения взяты из открытых интернет источников.