17 июля Россия отмечает Единый день фольклора. Этот молодой, но уже популярный праздник установлен Указом Президента России Владимира Путина в 2022 году. Новый праздник призван способствовать сохранению, развитию и популяризации в обществе выдающегося фольклорного наследия народов России.
Однако само понятие «фольклор» имеет долгую историю. . В широком смысле фольклор— это духовная культура народа.О русском фольклоре здесь здесь здесь

Устная форма распространения приводила к тому, что многие замечательные произведения постепенно утрачивались, забывались. Сохранением фольклора стали заниматься те, кого потом назовут учеными – фольклористами, в широком смысле – этнографами.
Фольклористика — наука, которая находится на стыке этнографии, литературоведения и музыкознания. Профессия этнографа и фольклориста тесно связана с историей, культурой и бытом нации. Многие её представители посвятили всю свою жизнь служению великой цели – формированию наиболее полного образа о народе, его традициях и обычаях, верованиях и взглядах на мир. Самые известные фольклористы здесь здесь






Фольклористы на Урале
В каждом регионе большой России устное народное творчество имело свои особенности. Были они и на Урале. Здесь проживают не только русские (которые стали активно заселять Урал с XVII века), но и башкиры, татары, коми, манси, ненцы, марийцы, чуваши, мордва и другие. Фольклор коренных народов Урала
Русские люди принесли сюда не только привычные предметы труда и способ одеваться, но и свой говор, сказки, песни. Здесь эти традиции переплелись с местными – башкирскими и татарскими. Так появляется своеобразный, неповторимый, наш – уральский фольклор. Именно его изучают ученые, а писатели переплавляют в собственных литературных произведениях.
Ученые-фольклористы
Изучением фольклора Урала занимались фольклористы разных периодов — в XIX и в XX веках, а также современные исследователи. Результатом их труда становились статьи, научные работы и книги. Записи уральского фольклора вел, например, В.Н. Татищев, который составил сборник «простонародных выражений».
- Хлызов, М. Сподвижник Петра I Василий Татищев изучал народы Урала через фольклор / М. Хлызов. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий (Губерния). — 2023. — 2 ноября. — С. 6.
Произведения, записанные на Урале, вошли в сборник «Древние российские стихотворения» Кирши Данилова. В 1880 выходит сборник Василия Попова «Народные песни, собранные в Чердынском уезде Пермской губернии»; в 1882 – «Отрывки народного творчества Пермской губернии» (1882). В 1908 году выходит сборник «Великорусские сказки Пермской губернии», составленный на основе полевых экспедиций советским этнографом, фольклористом и диалектологом Дмитрием Константиновичем Зелениным (1878—1954).
В XX веке систематическое собирание и научная запись фольклора Урала вели фольклористы, этнографы, краеведы. Исследованиями занимались:
Владимир Павлович Бирюков (1888–1971) , известный уральский краевед, фольклорист, археолог, архивовед, лексикограф, писатель. Он собрал пословицы, поговорки, загадки, стихи, исторические песни и сказы народов Урала, которые опубликовал в сборниках Дореволюционный фольклор на Урале» (1936) и «Урал в его живом слове» (1953). На протяжении жизни Бирюков занимался собиранием, систематизацией, сохранением, изучением и изданием материалов, связанных с культурой Урала. Автор более 30 книг и брошюр и более 1 тысячи газетных и журнальных публикаций. В книгах Бирюкова есть словари типичных для Урала рабочих профессий и фольклорных терминов.

Александр Иванович Лазарев — интенсивное собирание и изучение уральской сказки, по итогам многолетних экспедиций по территории Южного Урала опубликован ряд научных статей, посвящённых эволюции сказочного фольклора. Подробнее здесь

- Лазарев, А. И. Народоведение : русские праздники / Александр Лазарев. — Челябинск : Южно-Уральское книжное издательство, 2005. — 336 с.
- Лазарев, А. И. Поэтическая летопись заводов Урала / А. Лазарев. — Челябинск : Южно-Уральское книжное издательство, 1972. — 310 с.
Продолжается изучение уральского фольклора и сейчас:
- И. А. Голованов: монография «Константы фольклорного сознания в устной народной прозе Урала (XX–XXI вв.)» , в основу исследования положены оригинальные тексты, собранные на Урале в ходе фольклорных экспедиций (Фольклорная проза Урала: соотношение общерусского, регионального и локального).
- Е. М. Блинова: сборник «Тайные сказы рабочих Урала» , который содержит устные народные произведения, создававшиеся уральскими рабочими.
- М. Китайник: сборник «Библиография уральского фольклора», который содержит краткие сведения об истории собирания и изучения уральского фольклора, а также список рецензий, исследований и книг с произведениями устного народного творчества Урала.
Писатели
Уральский фольклор собирают Владимир Даль и Александр Пушкин. Для них Урал был только одной страницей в биографии. Но были писатели, для которых он стал судьбой. Они создавали свои произведения по мотивам уральского фольклора, основываясь на собственных наблюдениях и знаниях о таинственном Урале.
Один из самых известных писателей, чье творчество гармонично сочеталось с народным – Бажов (1879–1950). Он много ездил по Уралу и собирал местный фольклор. Бажов записывал легенды и предания, которые рассказывали ему рабочие уральских заводов. Павел Петрович был погружен в историю горной промышленности Урала. Он много общался с «заводскими стариками» – людьми, которые много лет работали на заводе. Те делились преданиями, которые сохранились в их памяти еще с детства. Одна из самых известных книг Павла Бажова – сборник сказов «Малахитовая шкатулка» (где все произведения были созданы по мотивам рабочего фольклора). В некоторых сказах повествование идет от лица вымышленного рассказчика – дедушки Слышко. Его образ, к слову, был взят из реальной жизни. На складе одного уральского завода работал сторож Василий Хмелинин, который рассказал Бажову множество историй. Автор насытил речь дедушки Слышко диалектизмами и профессиональной лексикой горных рабочих.
Бажов и уральский фольклор — здесь

Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852–1912). Мамин-Сибиряк был хорошо знаком с жизнью Урала – он родился и вырос в небольшом заводском поселке, который находился в глубине Уральских гор. В своих сказках Мамин-Сибиряк стремился показать красоту природы Урала как можно ярче и красочнее, подчеркивал ее особое влияние на человека. Перед созданием своих произведений Дмитрий Наркисович совершил множество поездок по Уралу. Здесь он занимался изучением местной истории, экономики и этнографии, общался с местными жителями, имеющими за плечами огромный жизненный опыт. Истории из жизни этих людей, а также личные наблюдения автора легли в основу многих его произведений. В «Аленушкиных сказках» автор умело соединяет рассказы о природе и животных с полезными сведениями о жизни. Сказки учат читателей-малышей трудолюбию, доброте, скромности, развивают чувство товарищества и дружбы.

Евгений Андреевич Пермяк (1902–1982). Одним из создателей современной сказки является писатель Евгений Андреевич Пермяк. Детство и юность автор провел в уральском поселке, что в дальнейшем отразилось на творчестве сказителя. Многие его произведения были созданы под влиянием творчества Павла Бажова. На Урале Пермяк, как и Бажов, собирал местный фольклор. Особый интерес у автора вызывали сказы рабочих. В творчестве Евгения Андреевича особую роль играла тема труда в жизни человека. Герои его сказок никогда не просили помощи у волшебных сил, они добывали счастье собственным трудом. Пермяк считал, что только в труде заключена сила человека, источник его жизни. В своих сказках автор показывает вполне реалистичные ситуации, которые могут случиться с человеком в повседневной жизни. Но все же Пермяк, соблюдая сказочные традиции, использует аллегоричность, сказочные мотивы и символику. Особая интонация повествования, нестандартная манера подачи, необычный сюжет – все это придало стилевое своеобразие творчеству сказителя. Традиционные сказочные зачины, концовки, композиционные приемы использованы Пермяком по-своему смело.

Традиции уральского сказа продолжили писатели:
Серафима Власова (1901 – 1972) — советская писательница, фольклорист, продолжатель традиций Павла Петровича Бажова. Получила известность как автор уральских сказов. В своём творчестве Серафима Власова делала акцент на реально существующих местах и событиях Южного Урала, повествуя о связанных с ними легендах и преданиях. Центральной темой её работ неизменно становилась жизнь горнозаводских рабочих Урала, а сами рабочие часто выступали в качестве главных действующих лиц сказов. За годы своего творчества Серафима Власова написала более 60 сказов и сказок, былей, очерков, рассказов и издала 11 сборников сказов.

- Капитонова, Н. А. Власова Серафима Константиновна : 1901-1972, писатель / Н. А. Капитонова. — Текст : непосредственный // Календарь знаменательных и памятных дат. Челябинская область. 2011. — Челябинск, 2010. — С. 122-133.
Юрий Гребеньков (1937—1995) — поэт, автор сказов об Урале, публицист. Первые сказы Юрий услышал от своего деда Петра Степановича Кириллова. Коренной кыштымец знал наименования всех местных гор, горок, ручьев и речек.
Сказы Гребенькова отличаются простотой и образностью языка. В них читатели узнают забытые пословицы и поговорки: «Лежачий камень мхом обрастает», «На земле сухорос, день к ненастью прирос». Автор по зернышку собирал слова старожилов старого уральского Кыштыма и близлежащих сел.

Юрий Подкорытов (1934–1989) — российский советский прозаик, поэт, переводчик, журналист, редактор, сценарист. Подкорытов считал себя учеником П. П. Бажова, но при этом имел свой язык, сюжеты и подход к теме. Писатель соединял сказы, притчи с реальными вещами, чтобы рассказать детям о большой и важной работе, настоящем мастерстве, людях-умельцах. В творчестве Подкорытова интересовали легенды и сказы коренных народов Южного Урала, он хорошо знал башкирское народное творчество, что нашло отражение в его книге «Сказки из старинной шкатулки».




Сергей Черепанов (1908 –1993) — писатель, журналист, сказитель, член Союза писателей СССР (1969), продолжатель литературных традиций П. П. Бажова. Интерес к народным преданиям, верованиям у Сергея Ивановича еще с детства. Он очень любил свою деревню, сказочный свой край. Много дали ему поездки по области, как селькора, знакомство с краем. Сказочное и реальное переплетено в его сказах. Если Бажов, наша землячка Серафима Власова писали сказы на основе горнозаводских преданий, то Черепанова интересовало народное творчество равнинного, деревенского Зауралья. Черепанов прекрасно знал язык южноуральской деревни.




Сегодня фольклор многими воспринимается как что-то устаревшее, отжившее. Однако это не так. Фольклор — «зеркало прошлого», хранит представления о жизни, ценностях и верованиях предков. Кроме того, фольклор — носитель культурного кода народа. Он помогает сохранять связь между поколениями. Сказки, былины, пословицы и песни рассказывают о событиях, героях и культурных особенностях наших предков. Они рассказывают о том, что роднит нас с ними: уважение к старшим, трудолюбие и любовь к родной земле. Именно это позволяет осознать нам своё место в мире, формирует гордость за свои корни и уважение к культурному наследию других народов.
Изучение фольклора помогает понять, как развивалось общество, какие события оказывали влияние на жизнь людей, и как они воспринимали окружающий мир. А значит профессия фольклориста — и ученого, и писателя — необходима нашему обществу!

| Библиотека рекомендует / Краеведческая страница / ПроЧтение |

