ИНФОРМАЦИЯ В ДАННОЙ СТАТЬЕ КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ЛЮДМИЛЫ УЛИЦКОЙ, СОДЕРЖАЩЕГОСЯ В РЕЕСТРЕ ИНОСТРАННЫХ АГЕНТОВ
1 марта в Центральной городской библиотеке им. Ю. Н. Либединского открылась выставка «Искусство быть писательницей».
Эта выставка посвящена двум знаменательным датам марта -международному женскому дню (8 марта) и всемирному дню писателя (3 марта). Прекрасная половина человечества издавна не только вела домашнее хозяйство, воспитывала детей, но и отстаивала свои права и свободы, участвовала в великих войнах, занимала ведущие государственные посты, осваивала многочисленные профессии. Женщины создали прекрасные книги, многие из которых вошли в историю русской и мировой литературы.
Русские поэтессы XIX века / сост., авт. примеч. Н. В. Банников, худ. Н. И. Крылов, Н. И. Калита. — Москва: Советская Россия, 1979. — 256 с.: ил. (ЦГБ)
Сборник знакомит читателя с наследием русских поэтесс, прослеживает развитие «женской поэзии» 19-го столетия на примере ее виднейших представительниц: Е. Ростопчиной, К. Павловой, Ю. Жадовской, А. Барыковой, М. Лохвицкой, Т. Шепкиной-Куперник и других. Творчество поэтов-женщин рассматривается в книге в тесной связи с общим грандиозным взлетом русской поэзии, в единстве с ее идейными, общественными, нравственно-этическими устремлениями и поисками. Давая обзор творчества лучших русских поэтесс, освещая многие незаслуженно забытые имена, сборник восстанавливает важную и ценную страницу истории великой русской литературы. Кроме этого, опубликованы песни русских поэтесс 18 века: М. В. Зубовой, Е. С. Сандуновой.
Остен, Дж. Гордость и предубеждение: роман / Дж. Остен. — Москва: АСТ; Хранитель, 2007. — 421 с. (ЦГБ, ЦДБ, кх, ф. 3, 4, 5, 12, 13, 16, 18, 20)
Джейн Остин (1775-1817) — «первая леди» английской литературы. С 1811 по 1816 годы она пишет самые знаменитые свои романы «Гордость и предубеждение» и «Чувство и чувствительность», которые в Великобритании являются обязательными для изучения в школе.
Гордость женщины, практически нищей и совершенно свободной — в своей бедности, в своей иронии, в силе своего характера… Есть ли нечто равное такой гордости?.. Предубеждение женщины, почти не способной уже, по привычке отвечать ударом на удар, поверить в искренность мужского чувства и перестать об этом думать. Об этом роман «Гордость и предубеждение».
Дурова, Н. А. Избранные сочинения кавалерист-девицы / Н. А. Дурова; сост., авт. предисл., авт. примеч. В. Муравьев. — Москва: Московкий рабочий, 1983. — 479 с. (ЦГБ)
Надежда Андреевна Дурова (1783-1866) — человек героической биографии, первая женщина-офицер. Надежда Дурова была талантливой писательницей, творчество которой высоко ценили А. С. Пушкин, В. Г. Белинский. По словам А. С. Пушкина, Н. Дурова владела пером «быстрым, живописным и пламенным». В книгу включены ее автобиографические записки «Кавалерист-девица», повести: «Год жизни в Петербурге…», «Серный ключ», «Игра судьбы…» и др. Основные темы этих произведений — рассказы о военной службе и Отечественной войне 1812 года, обличение великосветских нравов, жизнь малых народов России.
Шелли, М. Франкенштейн, или Современный Прометей: роман / Мэри Шелли; пер. с англ. З. Александровой. — Москва: Художественная литература, 1989. — 255 с. (ЦГБ, ф. 1, 4, 9, 16)
Мэри Шелли (1797-1851) — английская писательница, прославилась как создатель романа «Франкенштейн, или Современный Прометей». Ее биография сравнима с монстром доктора Виктора Франкенштейна: собрана из счастливых моментов, печальных неурядиц и трагических событий. Это женщина, похоронившая мужа, отца и мать, четверых детей и двух сестер, но до самого конца верившая в силу творчества и таланта.
Франкенштейн, или Современный Прометей» -эпистолярный готический роман, в котором рассказывается о жизни и трудах учёного Виктора Франкенштейна, которому удалось постичь тайну зарождения жизни и научиться оживлять безжизненную материю. Франкенштейн создает искусственного человека из частей трупов, но позже отрекается от своего детища. Безымянное чудовище, ненавидимое людьми за уродство, начинает преследовать своего создателя. Имя Франкенштейна стало нарицательным для человека, создавшего злую силу, с которой он не в состоянии справиться.
Санд, Ж. Консуэло: роман / Жорж Санд; пер. с фр. — Алма-Ата: Жалын, 1991. — 688 с. (ЦГБ)
Жорж Санд (Амандина Аврора Люсиль Дюпен) (1804-1876) — французская писательница XIX века. Эта женщина умела удивлять своим смелыми идеями об эмансипации женщины и равенстве — недаром она взяла себе в качестве псевдонима мужское имя. Биография Жорж Санд является одновременно увлекательным и трагическим повествованием. Библиография писательницы насчитывает около двух десятков романов. Писать она начала для заработка и не была сразу принята критиками, но постепенно получила признание. Виктор Гюго по случаю ее кончины даже писал: «Оплакиваю умершую, приветствую бессмертную!».
«Консуэло» — первая книга знаменитой дилогии «Консуэло. Графиня Рудольштадт», которая в свое время стала сенсацией и в Европе, и в России. В этом, самом романтичном из романов, Жорж Санд сводит своих героев в Венеции и Вене, в Богемии и Пруссии, создавая особый мир, где царствует самозабвенная и страстная любовь, а честолюбие, тщеславие, материальные интересы представляются чем-то низменным и малозначимым. Читатель следит за крутыми поворотами судьбы главной героини, прототипом которой послужила знаменитая Полина Виардо. Молодой венецианской оперной певице Консуэло приходится преодолевать нелегкие испытания, даря людям свое искусство. Это книга о судьбе истинного художника, о сложном, а порой даже трагическом выборе между славой и личным счастьем.
Ростопчина, Е. П. Счастливая женщина: литературные сочинения/ Е. П. Ростопчина. — Москва: Правда, 1991. — 448 с. (ЦГБ, ф. 1, 3, 4, 5, 9, 16)
Ростопчина Евдокия Петровна (1811-1858) — русская поэтесса, переводчица, драматург и прозаик, хозяйка литературного салона, одна из самых знаменитых женщин России первой половины XIX века. Как прозаика ее называли «российской Жорж Санд», как поэта — «Московской Сафо». Графиня Ростопчина была добрым и щедрым человеком. Она много помогала бедным и все деньги, вырученные от издания своих сочинений, передавала князю Одоевскому для основанного им благотворительного общества.
В сборник вошли произведения: «Счастливая женщина» — роман, оригинально воплотивший традиции романтической и психологической прозы; повесть «Палаццо Форли»; «Дневник девушки» — роман в стихах и комедия «Возврат Чацкого в Москву…» — полемическая сатира, представляющая собой своего рода продолжение «Горя от ума» А. С. Грибоедова. В конце книги приводятся воспоминания и рассуждения о графине Ростопчиной Вл. Ходасевича, Н. В. Берга и др.
Роман «Счастливая женщина» (1853) по праву признан шедевром любовной прозы. Эта история любви накалом безумных страстей и изяществом стиля оставляет читателей в состоянии легкого транса и считается лучшей книгой в копилке мировой романтической литературы. Каждый пишет собственную историю любви — так было в XIX веке, так происходит и сейчас…
Бронте, Ш. Джен Эйр: роман / Шарлотта Бронте. — Москва: Правда, 1989. — 512 с. (ЦГБ, ф. 3)
Шарлотта Бронте (1816-1855) — английская поэтесса и романистка, известная под псевдонимом «Каррер Белл». В чём успех ее самого знаменитого романа «Джейн Эйр»? Почему книга так популярна даже спустя более полутора века после написания, которая экранизировалась бессчетное количество раз?
История сиротки Джейн, в раннем возрасте оставшейся без родителей на попечении своей злобной тетушки миссис Рид и позже отданной на воспитание в убогий пансионат, а в более зрелом возрасте зарабатывавшей себе на жизнь гувернанткой и учительницей. Это трогательная история тяжелого детства и взросления героини, постепенного зарождения и созревания романтического чувства, охватившего девушку, несмотря на возрастные, социальные и материальные преграды. Пронзительная история со счастливым концом — нестареющая классика английской литературы.
Чарская, Л. А. Записки маленькой гимназистки / Л. А. Чарская. — Москва: Искателькнига, 2015. — 128 с. — (Школьная библиотека). (ЦГБ)
Лидия Алексеевна Чарская (1875-1937) — любимая детская писательница царской России начала ХХ века. Повесть «Записки маленькой гимназистки» — одно из лучших ее произведений. Это правдивый рассказ о том, как жили и учились русские дети в начале XX века.
Книга написана от первого лица осиротевшей девочки Ленуши, которая приезжает в новую семью и начинает посещать гимназию. Много тяжелых событий выпадает на долю девочки, однако даже несправедливое отношение к себе она переносит стойко, не падая духом и не теряя природной доброты своего сердца. Наконец, все в жизни Лены налаживается и читатель понимает: что бы ни случилось, добро всегда побеждает зло. События повести изложены в свойственной Лидии Чарской манере — так, как их на самом деле описала бы маленькая девочка того времени: с обилием уменьшительно-ласкательных слов и простодушной откровенностью.
Тэффи, Н. А. Выбор креста: рассказы / Н. А. Тэффи; сост. А. В. Диенко; худож. М. В. Осипова. — Москва: Современник, 1991. — 112 с. (ЦГБ)
Тэффи (Надежда Александровна Лохвицкая) (1872-1952) — русская писательница, блистательная юмористка Серебряного века, продолжатель лучших традиций русской смеховой литературы, автор сатирических стихов и рассказов, ведущий сотрудник журнала «Сатирикон». С 1920 года находилась в эмиграции.
В сборник вошли популярные в России и за рубежом рассказы разных лет: «Модный адвокат», «Переоценка ценностей», «Корсиканец», «Жизнь и воротник», «Репетитор», «Сокровища земли», «Дураки», «Часы», «Свои и чужие», «Неживой зверь», «Блины», «Силы воли», «Долг и честь», «Выбор креста», «Банальная история», «Психологический факт» и другие.
Кристи, А. Смерть приходит в конце: [роман] / Агата Кристи; пер. с англ. — Москва: Эксмо, 2013. — 256 с. — (Детективный клуб Агаты Кристи). (ЦГБ, ф. 9)
Агата Кристи (1890-1976) — знаменитая английская писательница и драматург, «королева детектива».
Две тысячи лет до Рождества Христова, древние Фивы. В доме жреца Имхотепа появляется новая наложница по имени Нофрет. Женщина со скверным характером, она умудряется за короткое время перессорить между собой всех членов семьи, особенно сыновей Имхотепа. Родня жреца ее ненавидит. Поэтому, когда Нофрет находят мертвой, мало кто сомневается, что это отнюдь не несчастный случай. Дочь Имхотепа Ренисенб уверена: мотив для убийства был у каждого члена семьи. Но кто же все-таки это сделал? А главное, закончится ли «скандал в благородном семействе» с этой смертью?..
Митчелл, М. Унесенные ветром: роман в 2-т. / М. Митчелл; пер. с англ. — Москва: Дом, 1991.
Т. 1. — 504 с.
Т. 2. — 496 с.
Маргарет Маанерлин Миитчелл (1900-1949) — американская писательница, автор романа «Унесённые ветром» (1936), который получил Пулитцеровскую премию, выдержав более 70 изданий в США, и был переведён на 37 языков мира. Одноимённый фильм 1939 года, снятый режиссёром Виктором Флемингом, получил восемь премий «Оскар».
«Унесенные ветром» — увлекательное по сюжету, остросоциальное произведение, основной проблемой которого является судьба человеческих ценностей в мире купли-продажи. Действие книги происходит в один из наиболее сложных периодов в истории США и охватывает годы Гражданской войны и последующей за ней Реконструкции. Эта книга стала самой популярной и самой любимой для нескольких поколений женщин. Проходят годы, но «Унесенные ветром» не стареют, и теперь уже новым читательницам предстоит смеяться и плакать, любить и страдать, бороться и надеяться вместе с великолепной Скарлетт О’Хара…
Саган, Ф. Ангел-хранитель: романы, эссе / Ф. Саган. — Москва: Эксмо, 2006. — 688 с. — (Зарубежная классика). (ЦГБ, кх, ф. 4, 16, 20)
Франсуаза Саган (1935-2004) — французская писательница, драматург, в 1985 году удостоена премии князя Монако за вклад в литературу.
Всего писательница издала 24 романа и многочисленные рассказы, пьесы, повести.
«Великая Франсуаза» — так она сама себя называла. В возрасте девятнадцати лет Франсуаза шокировала французское общество, издав роман «Здравствуй, грусть». Роман стал бестселлером, слава свалилась на выпускницу престижного католического колледжа внезапно.
Франсуаза Саган была не только потрясающей писательницей, глубоко чувствующей жизнь и умевшей отразить в своих произведениях весь калейдоскоп человеческих эмоций, она была ярчайшей личностью своей эпохи.
В книгу «Ангел-хранитель» входят романы «Здравствуй, грусть», «Смутная улыбка», «Сигнал к капитуляции», «Немного солнца», «Ангел-хранитель», эссе «В память о лучшем».
Роман «Ангел-хранитель» — пронзительная история любви двух непохожих людей и их попыток обрести счастье… Повествование ведется от имени главной героини Дороти Сеймур: «Порой жизнь казалась мне неумолимой, и о некоторых чувствах я думала, что они никогда не иссякнут…».
Маккалоу, К. Поющие в терновнике: роман / К. Маккалоу; пер. с англ. — Бишкек: Кыргызстан, 1992. — 656 с. (ЦГБ)
Колин Маккалоу (1937-2015) — австралийская писательница, прославившаяся романом «Поющие в терновнике» (1977).
Захватывающая семейная сага, пронзительная история о беспримерной любви длиною в жизнь — роман Колин Маккалоу по праву получил всемирное признание, а блестящая экранизация 1983 года принесла ему еще большую популярность.
В этой книге есть все — экзотическая обстановка, неожиданные повороты сюжета, исключительная эмоциональность, тонкие и убедительные психологические портреты. Но прежде всего это подлинный гимн великой любви, во всех ее проявлениях: любви к родной земле, любви к детям и родителям, любви к Богу… и вечной любви мужчины и женщины.
Токарева, В. С. Террор любовью: повесть и рассказы / В. С. Токарева. — Москва: АСТ; Хранитель, 2007. — 318 с. (ЦГБ, кх, 1, 2 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13 14, 16, 18, 19, 20)
Виктория Самойловна Токарева (урождённая Шефтер, род. 20 ноября 1937, Ленинград) — русский прозаик, сценарист. Экранизировано более тридцати ее произведений.
Эта книга — коллекция маленьких шедевров классической «женской прозы» — лиричной, светлой, искренней. Перед читателем открывается калейдоскоп женских судеб, очень разных, но равно непростых. «Поколение вдов», обездоленное войной… Их дочери, жадно ищущие не доставшегося матерям счастья… Наши современницы — девушки, растерявшие смысл бытия в стремительной погоне за успехом, и усталые жены, терпеливо сносящие мужскую ложь, измену и безалаберность. И каждая из них — по-своему прекрасна и достойна быть любимой. В содержание книги входят повести: » Террор любовью», «За рекой, за лесом», «А из нашего окна» и другие.
«Террор любовью» — повесть, название которой получил весь сборник. История довольно автобиографичная, в главной героине угадывается много общего с самой Викторией Самойловной. Основная проблема покажется близкой почти каждой читательнице. Речь идет о материнской любви, иногда переходящей грани разумного, душащей, разрушительной. Автор показывает, как такое чистое и светлое чувство, заложенное самой природой, умудряется принимать дикие и уродливые формы. Материнская любовь, описанная у Токаревой, присуща именно тому, послевоенному поколению и деформировалась под неподъемной тяжестью послевоенных трудностей и проблем социального характера.
Толстая, Т. Н. Кысь: роман / Татьяна Толстая. — Москва: Эксмо, 2011. 384 с. — (Современные и классические бестселлеры). (ЦГБ)
Татьяна Никитична Толстая (родилась в 1951 г.) вошла в литературу в восьмидесятые годы и сразу же стала знаменита своими рассказами. В своих рассказах она сочетает точность рисунка с полетом фантазии, психологизм с гротеском, постижение духовных тайн с изощренной писательской техникой. Очевидна связь прозы Т. Толстой с русской классической традицией, но видится и связь с модернистской традицией 1910-1920-х годов.
Роман «Кысь» был удостоен премии «Триумф» за 2001 год, а также стал победителем конкурса «Лучшие издания XIV Московской международной книжной выставки-ярмарки» в номинации «Проза-2001».
Действие романа разворачиваются в российской столице в XXII веке. Около двух сот лет назад произошел Взрыв, после которого жизнь кардинальным образом изменилась: люди попали в раннее Средневековье. Больше нет Москвы. Вместо нее теперь Федор-Кузьмичск. Город переименовали в честь действующего начальника. Голубчики (так называют теперь обычных людей) славят своего предводителя за все, что он им дает. А Федор Кузьмич взял на себя немалый труд. Он, став обладателем уникальной библиотеки, выдает все достижения прошлого за свои собственные. Федор Кузьмич изобрел колесо, придумал буквы, научил простых смертных ловить мышей, да еще и переписывает классику, опять же выдавая ее за свои собственные романы…
Улицкая, Л. Е. Люди нашего царя / Людмила Улицкая. — Москва: Эксмо, 2005. — 368 с. (ЦГБ, ф. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 11 16, 20)
Людмила Евгеньевна Улицкая (род. 21 февраля 1943) — русская писательница, переводчик и сценарист.
«…Красота листьев и камней, и человеческих лиц, и облаков слеплена одним и тем же мастером, и слабое дуновение ветерка меняет и расположение листьев относительно друг друга, и их оттенки. Рябь на воде приобретает новый узор, умирают старики и вылупляется молодь, а облака тем временем преобразовались в воду, были выпиты людьми и животными и вошли в почву вместе с их растворившимися телами. Маленькие люди нашего царя наблюдают эту картину, задрав голову. Они восхищаются, дерутся, убивают друг друга и целуются. Совершенно не замечая автора, которого почти нет» (Л.Улицкая).
В книге «Люди нашего царя» представлены рассказы, написанные Людмилой Улицкой в 2005 году. Это книга о жизни во всем ее многообразии, книга, дающая ответы на многие вопросы. И жизнь в ней так «густо намешана»: и грустная, и веселая, и романтичная, и грязная, и красивая… разная… такая, как она есть…
Рубина, Д. И. Белая голубка Кордовы / Дина Рубина . — Москва: Эксмо, 2010. — 704 с. — (Большая литература. Дина Рубина) (ЦГБ, кх, ф. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 16, 20)
Дина Ильинична Рубина (род. 19 сентября 1953) — русская писательница и киносценарист. Этой талантливой женщине дано удивительное умение виртуозно владеть словом, не отпуская внимание читателя до последней страницы.
Поистине, ни один человек на земле не способен сказать — кто он. Гений подделки, влюбленный в живопись, фальсификатор с душою истинного художника, благородный авантюрист, эдакий Робин Гуд от искусства, блистательный интеллектуал и обаятельный мошенник — новый в литературе и неотразимый образ главного героя романа «Белая голубка Кордовы».
Трагическая и авантюрная судьба Захара Кордовина выстраивает сюжет его жизни в стиле захватывающего триллера. События следуют одно за другим, буквально не давая вздохнуть ни герою, ни читателям. Винница и Питер, Иерусалим и Рим, Толедо, Кордова и Ватикан изображены автором с завораживающей точностью деталей и поистине звенящей красотой.
Этот роман Дины Рубиной открыл особый этап в ее творчестве.
ЦГБ им. Ю.Н. Либединского |