1 июля Санкт-Петербург празднует День Достоевского. Этот город по праву стал одним из героев произведений писателя. Датой послужили первые слова из его романа «Преступление и наказание»:
«В начале июля, в чрезвычайно жаркое время, под вечер, один молодой человек вышел из своей каморки, которую нанимал от жильцов в С — м переулке, на улицу и медленно, как бы в нерешимости, отправился к К — ну мосту».
Для современного человека классическая литература зачастую представлена в двух ипостасях: первоисточник (книга) и фильм (экранизация). Кино – для многих — главное из искусств. Не потому, что оно лучше остальных видов искусств, просто кино – самое массовое. Есть те, кто не любит музыку, не любит читать художественную литературу, не любит компьютерных игр, но кино смотрит подавляющее большинство. Не раз и не два была ситуация, когда та или иная книга получала известность из-за очень популярной экранизации. Сопоставление литературного произведения и его экранизации помогает появлению активного читателя и зрителя.
Различные произведения Ф.М. Достоевского — рассказы, повести, романы — были экранизированы нашими и зарубежными режиссерами более 200 раз. Давайте вспомним самые известные книги и их воплощения на экране.
«Белые ночи» — одно из лучших произведений школы «сентиментального натурализма», по мнению критика Аполлона Григорьева. Это лирическая исповедь героя-мечтателя, одинокого и робкого человека, в жизни которого на какое-то время появляется девушка, а вместе с ней и надежда на более светлое будущее. В 1934 году вышла одна из первых экранизаций повести — фильм «Петербургская ночь», поставленная режиссерами Верой Строевой и Григорием Рошалем. Фильм, снятый по мотивам произведений Ф. М. Достоевского «Неточка Незванова» и «Белые ночи», вошел в «шестерку» лучших фильмов фестиваля в Венеции-34 и был особо выделен как кинокартина, «в которой техника съемки, совершенно лишенная каких-либо ухищрений и нарочитостей, сочетается с прекрасным и естественным воплощением человеческих образов». Позднее повесть Достоевского экранизировали не только В СССР и России, но и во Франции, Италии и даже Индии. Герои книги приобрели разные имена, но суть осталась та же — любовь, нежность, преданность и надежда.
Необыкновенно разнообразна судьба романа «Идиот». Величайший роман Достоевского. «Идиота» экранизировали 13 раз лучшие постановщики от Индии до Германии — Жорж Лампен и Анджей Жулавский, Акира Куросава и Анджей Вайда, отечественные Пырьев и Бортко. В России первый фильм «Идиот» был поставлен в 1910 году режиссером Петром Чердыниным. Завораживающая история трагических страстей, связавших купца Парфена Рогожина, бывшую содержанку богатого дворянина Настасью Филипповну и «идеального человека» князя Мышкина — беспомощного идиота в мире корысти и зла, гласящая о том, что сострадание, возможно, единственный закон человеческого бытия. Она по-прежнему актуальна и воспринимается ярко и непосредственно, будто была написана вчера.
Не менее впечатляющая фильмография у «Братьев Карамазовых»:
О других экранизациях произведений Федора Достоевского читайте:
Достоевский: читаем книгу, смотрим фильм: библиодайджест / Составитель О.Б.Шакирова. – Миасс: МКУ ЦБС, 2023. – 32с. – Текст: непосредственный, электронный.
Достоевский — писатель XIX века, для нас — давняя история. Современен ли Достоевский — задаются вопросом нынешние школьники и студенты. Современен! — считают современные режиссеры. Правда, русская классика плохо поддаётся экранизации. Поэтому надо читать! Чтение делает человека не только образованным ,но и формирует красоту его души, прививает нравственные устои и тот вековой опыт, что нажит поколениями. Не стоит забывать и о том, что наша литература недаром зовётся великой. Большинство мыслящих людей мира относятся к русской литературе с глубоким почтением. Кроме того, литература неразрывно связана с историей и философией. Постигая великую классику, мы становимся ближе к истории и культуре своего народа.
Что ж, остаётся лишь надеяться, что когда-нибудь, следуя старой поговорке, мы вернёмся к тому, с чего начинали, и все новшества современной литературы будут предпочтены старой доброй классике, и пользователи интернета придут к пониманию, что без бессмертных книг в современной жизни, увы, никуда. И пусть этому поспособствует даже и Министерство образования, и кинематограф. Перечитывать книгу после просмотра фильма, снятого по ней, вдвойне интереснее!
Слово, обращенное в будущее: Ф.М. Достоевский (1821-1881): библиографический указатель / Составитель О.Б.Шакирова. – Миасс: МКУ «ЦБС», 2021. – 48 с. – Текст: непосредственный, электронный.
Библиотека рекомендует / ПроЧтение |