Улицкая Л. Е. Зеленый шатер / Людмила Улицкая. – М.: Эксмо, 2011. – 592с. –
(Серия : Большая литература)
Аннотация издателя:
«Зеленый шатер » — это роман о любви, о судьбах, о характерах. Это настоящая психологическая проза. Но вместе с тем, новое произведение Улицкой шире этих определений. » Зеленый шатер » звучит широко, нота общей вины, общего несчастья и сияющий зыбкий намек на всеобщее прощение имеет отношение ко всем людям конца двадцатого века. Это роман о том, что настоящая зрелость в нынешней цивилизации почти никогда не достигается, особенно когда на желающую взлететь и развернуть крылья личность надавливает некий груз идейный, властный, свинцовый, кастрирующий.
Детскость (или подростковость) все шире распространяется в современном мире как вечное состояние, когда уже найдено главное в человеке, но — недозрело, недовыражено. То, что должно последовать за детством, свершается уродливо или вовсе не свершается. Образуются подростковые цивилизации, где люди перестали взрослеть. В этой книге Улицкая предлагает новаторскую формулу как бы anti-Bildungsromanа, и формула эта наверняка многим даст материал для обсуждений и бесед.
И, как всегда у Улицкой, кроме идейного и нравственного посыла, есть еще эмоциональная живопись, тот ее уникальный дар, который и выводит книги писательницы на десятки языков к миллионам читателей. Только ей присуща бронебойная ироничность, благодаря чему многие эпизоды на уровне одного абзаца перетекают из высокой трагедии в почти что швейковский комизм.
«Зеленый шатер» — очень серьезная и очень смешная книга.
А теперь скажем своими словами: книга Л.Улицкой – ода диссидентству. И в этом бы не было ничего плохого (диссиденты – весьма приличные люди), если бы автор не был так жесток ко всему остальному человечеству. Показывая язвы советского общества, Людмила Евгеньевна использует вполне себе советский принцип – кто не с нами – тот против нас, тот – враг, ату его!
Автор четко расставляет акценты и жестко указывает – этого любить, этого – ненавидеть. И с каждым указанием художественная ткань произведения истончается, политика заменяет не только литературу, но и саму жизнь.
Спору нет – Улицкая – хороший писатель. Начальные главы (о детстве друзей Сани, Ильи и Михи) читаются на одном дыхании. А потом автор изменяет самому себе, раскрашивая книгу в черно-белые тона политической агитки.
Биологу по образованию, Л.Е.Улицкой, видимо, очень не повезло с библиотекой и библиотекарями. Из книги в книгу повторяется одна и та же мысль – в библиотечный институт идут те, кто ни на что не способен. Как в «Зеленом шатре» — девочки послабее поступали в институт культуры на библиотечный факультет. Это, видимо, те, у кого мозгов на филфак не хватило. Как филолог по образованию, 10 лет проработавший в библиотеке – уверяю вас, в библиотеке работают очень неглупые люди.
Впрочем, возможно такое впечатление от последней книги Улицкой сложилось только у меня. Приводим мнения других читателей
Додо
Люблю Улицкую… За язык, за образы, за глубину, за то, что остается после… Но не за этот роман. Если целью, художественным замыслом, лейтмотивом этого романа было излить ненависть ко всему советскому, то «попадание» стопроцентное.
Если что-либо иное — тогда ничего не вышло.
Это кажется романом о судьбе страны, о поколении, о любви, о дружбе, о выборе, ведь каждый из героев его, безусловно, сделал. «Улицкая прекрасна», как всегда думала я. Но в какой-то момент всё изменилось: нет милосердия, автор судит. Но не своих героев и их окружение, а «всех других, иных и остальных». Тех, кто в этой же лодке, называемой моей родиной, но «за кадром» повествования. И судит не прямо, а между строк. Одна мысль назойливо жужжит в голове, вылезая то тут, то там в историях и диалогах романа. И только она — и замысел, и лейтмотив, и оправдание всему, что чувствуешь, нырнув глубже хорошего языка и несомненного таланта Улицкой: мысль, что только уехав из ТОЙ страны можно было остаться Человеком, превратиться в бабочку или вообще остаться в живых. Точка. И никаких гвоздей. Не берусь утверждать, что Улицкая сделала это специально, возможно просто на поверхность вышло «субъективное». А то, что досталось читателю — стереотипно и нечестно.
Стереотипно по количеству «ярлычков» (Трубецкие — все хорошие, от сохи — все чуть ущербные, евреи — либо ранимые либо приспособленцы, кто уехал — все спасались, кто остался — все продались и т.д.). А нечестно по отношению к тем, кто жил и живет здесь, и остается Человеком. Хотя, не могу отделаться от мысли, что автор считает, что в ЭТОЙ стране ЭТО НЕВОЗМОЖНО.
Горшков Андрей
Я резко расхожусь во мнении с большинством рецензий на «Зелёный шатёр». На мой взгляд, книга весьма гадкая и лживая. Почитать Улицкую — получается, что жизнь моей огромной Родины на протяжении буквально нескольких десятилетий состояла исключительно из того, что чудесные, пронзительные, одухотворённые евреи читали Оруэлла и Даниэля, сидели в отказе и хотели эмигрировать из «этой чудовищной страны», а проклятые упыри-кгбшники их за это жестоко преследовали. Всё. Больше, по Улицкой, ничего, прямо совсем-совсем ничего не было. Достойного ее внимания, по крайней мере. Ну нельзя, по-моему, так грубо, беззастенчиво лгать в расчёте что много воды утекло и никто уже не отличит ложь от правды…
Так что адресован данный роман весьма специфической аудитории патологических антисоветчиков (психотип Новодворской, если можно так выразиться).
Что касается чисто литературных достоинств (стиль, язык…) — ничего особенного. Так — ни хорошо ни плохо. Не Набоков, прямо скажем. И даже не Татьяна Толстая.
Иванникова Екатерина
Только что дочитала Зелёный шатёр. Роман произвёл сильное впечатление. Читается он несколько тяжелее, чем предыдущие вещи Улицкой. Вернее, тяжело мне дались отдельные места, например, связанные с музыкой, которые могут представлять интерес для профессионалов, но невероятно скучны для рядовых читателей. Цитируемая поэзия тоже на большого любителя. Немного напрягла хронология в романе, вернее ее отсутствие. Например, только что прочла о смерти героев, а в следующей главе они опять молодые и здоровые. Достаточно тяжело было ориентироваться во множестве второстепенных персонажей, всплывающих время от времени. Начинаешь читать новую главу и пол главы мучительно, по имени отчеству пытаешься вспомнить, кто же это такой. Исходя из этого, не могу сказать, что прочла роман на одном дыхании, но всё равно понравилось. Однозначно «Зелёный шатёр» стоит того, чтобы его прочесть и составить о нем свое мнение. Не советую этот роман лишь ярым поклонникам СССР, свято верящим в то, что лучше и справедливее страны не было и не будет.
Новикова Мария
Мне книга понравилась. Я не очень люблю историю, но в таком изложении (я понимаю, что это только художественная проза и личное мнение автора) история страны мне показалась интересной, «ожила». Мое детство пришлось на эпоху перестройки, и ностальгии по советскому времени я не испытываю. Знаю это время только по рассказам бабушек, родителей… А эта книга как бы еще одно «окно» туда. Ведь чем больше мнений, тем интересней…
Olesyaka
Не думала, что буду писать отзыв. Не слишком часто это делаю, несмотря на то, что книги люблю любовью искренней и покупаю, и читаю их в количестве и с удовольствием.. Не все.. : )
Поддавшись влиянию отзывов и впечатлению после Штайна — переводчика, купила Шатер.
Дальше — очень близко тому, что увидела в отзыве сегодня. Невозможно тягостное и неприятное ощущение от книги.
Сломалась тоже примерно на половине. Просто даже на каком-то физическом уровне стало невыносимо. Впервые в жизни, при всем своем уважении к Книге, у меня возникло острое желание не просто бросить читать ее, но избавиться, чтобы следа ее не осталось в доме.
Тут уже много раз пересказали сюжет и вспомнили каждого из персонажей поименно — поэтому не буду.
Все читалось неплохо, даже с интересом, примерно до момента окончания школы главными действующими лицами. Дальше начался мрак и ужас открашенной в однородный землисто-серый цвет открытой ненависти ко всему тому, чтобы было в жизни наших людей в 50-е — 70-е.
И через эту ненависть, однозначность и высокомерность оценки я пройти уже не смогла.
А Улицкая решительно ушла из поля моего внимания.
Сунцов Николай
«Зелёный шатёр» прочитал на одном дыхании. В этой книге Л.Улицкая позволила себе то, чего в предыдущих книгах она только слегка касалась, что можно было только угадывать. А именно художественно и без прикрас показать античеловеческую сущность власти, самоназвавшейся советской. Думаю, что некоторую роль в этом сыграло несомненное движение России в сторону СССР, а также её переписка с М.Б.Ходорковским. Большой мастер, талантливый писатель Л.Улицкая рассказывает нам историю жизни 3-х друзей — Сани, Ильи и Михи. Очень живо и увлекающе описана история их взаимоотношений и окружающая действительность советской страны, начиная с похорон усатого и до 2-го президентства Ельцина. Весьма правдиво показана диссидентская и гэбэшная среда. Настоятельно рекомендую для прочтения всем, любящим настоящую литературу. По-моему эта книга служит прекрасным лекарством от ностальгии по советским временам, которую некоторые порядочные люди сейчас испытывают. Правда, страницы, посвящённые музыке, для меня не очень близки, но это уже мои личные проблемы.
Читайка
Читая рецензии, понимаешь, как по-разному воспринbмают и ПОНИМАЮТ люди один и тот же текст… Улицкую читаю с большим удовольствием. К некоторым книгам возвращаюсь не единожды, но есть и такие к которым, прочитав раз, не подойду (Искренне ваш Шурик, Казус Кукоцкого- слишком «по живому», тяжело). Но все написаны, безусловно, талантливо. И Зеленый шатер не стал исключением.
«Послевкусие» от книги замечательное. Судьбы трех друзей на фоне жизни страны. Абсолютно не соглашусь с мнением, что все мрачно и всем плохо. Это нам «сегодняшним» понятно в каких рамках держала страна свой народ. А люди жили в этом, любили друг друга, музыку, книги…Кто-то протестовал, кого-то все устраивало… А разве сегодня не так? И вранья с трибун во все времена хватало. Но главное в книге- люди (как и всегда у замечательного автора). Читая, кажется, что ты рядом с каждым героем. И несмотря на все различия, противоречия, есть нечто объединяющее, напоминающее, что все мы «человеки», рано или позно придем в зеленый шатер… Читайте, и получайте удовольствие.
ElkaOld
Лауреат Букера – это пожизненное звание, так же как лауреат Нобеля, как доцент и профессор. Думаю, со мной согласятся те, кто близко знаком с творчеством Улицкой. Так получилось, что эту книгу прочла два раза: первый — медленно, обсасывая фразы и ситуации, второй – выборочно, в течении нескольких часов, выстраивая события в хронологическом порядке. И оба раза точное попадание – удар под дых, сумятица чувств, сопереживание героям. Описываемое время было страшным, странным, неоднозначным. Большинство тех, кто был против власти, сотрудничал с ней, предавая своих коллег, друзей, родственников. Мое отношение к диссидентам очень неоднозначное. Опишу свое отношение к главным героям. Соболезную Михе, считавшему себя виноватым за все, что происходит вокруг(знаю таких людей, их психологию и поведение, такой была моя мама), который в стадии имаго (как он сам про себя считал) сиганул из окна, не выдержав нравственных и физических мук, и страха… Восхищаюсь Саней, который все свои болезни лечил музыкой, читал музыку, жил в ней, странный, но великий в своем погружении. Самая жесткая линия – это Илья и Оля. Фотограф, передающий свои творения в Штерн, и самоиздатчик Илья, вовлекший Ольгу в свой заманчивый мир борцов с властью, около десяти лет работающий на органы (на его доносах высоколобый полковник Чибиков дорос до генерала), бросил Ольгу с ее демонами в одночасье только потому, что его выслали работать на радио свобода и стучать уже на тех. А луковичка-Оля об этом — ни сном, ни духом, так и погибла из-за своей невиданной любви и вместе с ней. Потрясла еще пара сюжетных линий. Генерал Феша, сдавший свою секретаршу Софочку, обрел ее после ссылки в Караганду, и она его приняла, и смогла простить то, что не прощается. И месть ее была невольной: когда, Феша, соскучившись по Софочке, поехал к ней в гости, купил мимозу, чтобы порадовать, и … попал на ее похороны…Без слов. И отдельно о любви Томочки к Марлену (который не любил свою жену, тем не менее она регулярно рожала), когда она для его выезда отдала свое богатство – картины Коровина и Борисова-Мусатова и эскиз Врубеля, после чего Марлен со своей любовью навсегда исчез из ее жизни. Эта книга еще раз подтверждает – мир построен на любви. А кто-то прочтет эту книгу как «роман о невзрослости современного человека, о недовылупливании его из куколки, … мало кто поднимается на намеченную человеческую высоту» (это из описания на обложке). Но, мы все разные и жизненные планки у всех разные. Кому дано в этом мире сравнить наши жизненные ценности и рассудить нас? Читать тем, кто сможеть понять и принять.
Helena2010
В романе «Зеленый шатер» Людмила Улицкая дает панораму московской жизни времен смерти Сталина и следующих за этим событием десятилетий, когда зарождается диссидентское движение, особую роль в обществе играют стихи, процветает самиздат и идет новая волна эмиграции. Энтузиасты свободы, стукачи, самые обычные люди — целая коллекция судеб. Написано, как всегда, прекрасным языком, портреты живые. Конечно, писатель дает свой взгляд на мир, и нельзя считать роман учебником истории, но есть вещи, которые через учебник истории почувствовать просто нельзя. Читать рекомендую всем, а особенно тем, кто не застал советскую эпоху лично.
Kagury
Прочитала половину «Зеленого шатра», больше не могу. Это ужас какой-то. Чем дальше, тем неприятнее.
Увы, похоже Улицкая пошла по проторенному пути: «Я в вся белом смотрю свысока на кошмарный кошмар Совка».
«Зеленый шатер» — начинается с рассказа о детстве, юности и взрослении 3-х мальчиков: Сани, потомка русских аристократов, Ильи — выходца из скромной семьи рабочих и Михи — рыжего еврейского мальчика. Время действия — 50-е годы.
Местами мелькают очень хорошие куски из «старой Улицкой», где хочется остановиться и задуматься, но в целом все окрашено какой-то серой краской, и сливается в некую весьма мрачную картину. В которой, что обидно, персонажи — вроде бы и интересные, и разноплановые, но уж очень одноцветные. Скажем Санина бабушка — потомок рода Трубецких, значит однозначно положительная особа, умная, образованная и высокоморальная. А мама Ильи — тихая, забитая, скромная женщина, которая слова никому поперек не скажет, и которой даже родной сын не считает нужным уделять внимание.
Школьные хулиганы — злобные и тупые ублюдки, лишенные понятия совести, как такового. Ну и так далее. Улицкая доводит мальчишек до окончания школы, а дальше идут истории про персонажей, которые так или иначе встречаются на жизненном пути этих ребят, однако каждая глава — это практически отдельный рассказ о несчастном советском человеке. Плохо было всем — генералам, их детям, их женам, друзьям их детей, преподавателям ВУЗов, спортсменам, музыкантам…. Если ты — еврей, то ты однозначно чувствуешь тоньше прочих, соображаешь лучше, и тем самым попадаешь уже по происхождению в высшую касту. Но тут есть большой минус — ибо низшие тебя же и травят. Ибо что взять с толпы?
К приличным людям относятся только те, которые бездельничают (потому что работать на государство — это позор), печатают тайком запрещенные книжки и ненавидят советскую власть. Ежели, хоть одно из составляющих отсутствует, все — клиника. Да, живут эти приличные люди на деньги родителей, жен или кого-нибудь еще. Это никого не смущает. Ибо высокая духовность не меряется деньгами или котлетами. Что касается остальных, так они все — поголовно тупое чмо, погрязшее в лозунгах. Светлого в жизни нет вообще. Потому что, какой уж тут свет в такой ужасной стране.
Gritel
Закончила читать книгу. Закрыла. Отложила… И начала читать сначала. Невозможно расстаться с этой книгой, просто дочитать и все. Буквально держишься за каждое слово, каждую страницу.
http://www.labirint.ru/reviews/goods/263134/
Рецензии на роман Л. Улицкой «Зеленый шатер»:
http://pochitat-knigu.ru/recenziya-na-knigu-lyudmila-ulickaya-zelenyj-shater.html
http://uborshizzza.livejournal.com/1269682.html
Библиотека рекомендует |