Вышел в свет восьмой, августовский, номер «Урала» за 2015 год. Август — конец лета. Но конец лета — это еще ничего, это не то, что конец света.
А вот роман Михаила Першина — как раз «Конец света». Формально роман следует отнести к жанру научной фантастики: ученые, и отнюдь не британские, открыли клюп-частицы, скопление которых приближается к Земле, вследствие чего наступит полный конец. Но потом молодой российский ученый совершает еще одно открытие, имеющее характер не только физический, но также социальный и онтологический. Его опыты доказывают, что активность клюп-частиц возрастает в атмосфере красоты и творчества и падает в атмосфере пошлости, то есть с ужасом понимает, что пошлость спасет мир, и сам не знает, стоит ли спасать мир ценой его дебилизации. Одна из героинь рассказа Евгения Эдина «Австралия» хочет поехать в Австралию. Но героиня эта совершенно второстепенная, а на первом плане — сложные отношения между другими героями, в диапазоне от легкого флирта до написания уголовных доносов. В рассказе Инны Начаровой «Муниципальный роман» происходит роман — в смысле любовный. Руководитель муниципального образования крутит любовь с одной сослуживицей, и впоследствии умирает прямо на руководящем посту. Сослуживица, к счастью, остается в живых. В рассказе Бориса Брука «Условный рефлекс» описана история, произошедшая с товарищем автора по заключению (автор был осужден в 1946 году за контрреволюционную деятельность, состоявшую в издании рукописного литературного альманаха). История драматическая и страшная, однако, со счастливым концом.
Поэтическая часть номера представлена именами Аркадия Застырца, Вадима Месяца, Давида Паташинского, Екатерины Перченковой и Андрея Таврова.
В рубрике «Без вымысла» главы из книги Лидии Кочневой «Непридуманная история». Эти воспоминания охватывают период с двадцатых годов до Великой отечественной войны и наполнены, пожалуй, всеми возможными «прелестями» того сурового времени.
Краеведческий очерк Алексея Кузина «Мессояха» посвящен современному быту малых северных народов, каковой быт автор наблюдал в геологической экспедиции.
Вадимир Губайловский пишет девятое «Письмо к учёному соседу» — «Тезис о человеческой исключительности» — и этот тезис опровергает, сравнивая возможности мозга человека и некоторых животных. Сравнение часто не в пользу человека. «Глас вопиющего» Юрия Конькова называется «Пассажиры корабля-призрака», а гласит о том, сколь губительна атомная энергетика, и ладно бы ей не было альтернативы, а ведь альтернатива есть — экологически чистая гелиоэнергетика, но невежественным, косным, вороватым и бессовестным чиновникам на всё и на всех плевать.
На «Книжной полке» представлены рецензии на книжные новинки, а именно Владислава Толстова на роман Анны Матвеевой «Завидная жизнь Веры Стениной», Ларисы Сониной на книгу Сергея Ивкина «Символы счастья» и Валентина Лукьянина на книгу Анатолия Сапожникова «Жизнь как один миг: Записки секретаря горкома и «красного директора».
В «Черной метке» Александр Кузьменков пишет о романе Алисы Ганиевой «Жених и невеста». Он обнаруживает в книге множество, мягко говоря, недостатков и находит лишь одно объяснение её популярности — социальный заказ на Великого Кавказского Писателя. В новой рубрике «На литературном посту» Сергей Беляков рассматривает роман Гузели Яхиной «Зулейха открывает глаза». Статья называется «Советская сказка на фоне ГУЛАГа», и это название выражает основную мысль критика — роман о раскулачивании и лагерях странным образом во многом отвечает принципам социалистического реализма. В «Иностранном отделе» Сергей Сиротин описывает роман «Цветы хлопка» Те Нин, ведущей современной писательницы Китая. А роман, в свою очередь, описывает жизнь китайской деревни с начала ХХ века по август 1945 года.
В рубрике «Слово и культура» — эссе Юрия Казарина «Внутреннее небо», где говорится о взаимоотношении стихов и сновидений, а также о поэзии Арсения Тарковского.
Библиотека рекомендует |