Утраченные шедевры

Цикл исторических повествований к юбилею Миасса . Выпуск 7

Произведения искусства — архитектурные ли, художественные ли, — утрачиваются по разным причинам: природные катастрофы, войны, политические и религиозные репрессии и др. И всегда утраченные произведения искусства – это большая потеря исторического и культурного наследия для нас, ныне живущих. Ведь обладание такого рода наследием делает нас богаче: мы становимся более основательными, более значительными и интересными. В этом выпуске расскажем об архитектурных шедеврах Миасса, когда-то украшавших облик нашего города, являющихся в прошлом религиозными и культурными центрами, однако в силу исторических обстоятельств безвозвратно утраченных. С их исчезновением город потерял в своей красоте и значительности. Речь идёт о двух старинных храмах Миасского завода — Петропавловского и Александро-Невского, когда-то стоявших: один на нынешней площади Труда, другой на месте конечной остановки автобусного маршрута № 1.

«У храма».
Худ. Фёдор Кубарев

В 1808 году Прошение о строительстве храма в Миасском заводе подал священник Гавриил Амфитеатров, брат митрополита Филарета, ректора Московской духовной академии, отец архиепископа Антония (Владыки РПЦ в 19 в.). До сооружения Петропавловской церкви миасское население входило в состав прихода Кундравинской Параскиевской церкви.

Миасский Петропавловский храм был выстроен в русско-византийском стиле. Возникший в 19 веке русско-византийский стиль — это не копирование, а создание храмов и церквей по византийским мотивам, с большим включением русских идей. Для русско-византийского стиля характерно монументальность объ­ёмов, величественность купола и архитектурные детали, выполненные по мотивам соборов Московского Кремля и памятников владимиро-суздальской школы: белый камень и красный кирпич на известковом растворе; стенопись собора.

Петропавловских храм напоминал собой белого лебедя: длинная шея колокольни устремлялась в небо, увенчанный золотым куполом величественный барабан уютно «сидел в гнезде» из купольных апсид и арочных порталов. Бело-кружевная ограда защищала «лебедя» от жизненной тщеты и суетности. Храм воздействовал на окружающий мир Величием, Красотой и Покоем.

Храм имел пирамидальный трёх-ярусный ступенчатый объём. Начнём описание сверху вниз. 3-й ярус: на самом верху огромный купол, крытый позолотой. Купол венчает собой световой белый барабан. Арочные окна барабана, через которые в храм должен проникать свет, были заменены на люкарны — круглые чердачные окна, обрамлённые лепниной. В случае с Миасским Петропавловским храмом было применено уникальное архитектурное решение: люкарны расположили не в куполе, а под куполом, на барабане, где они выполняли функцию световых окон. Золото купола «кружевом» карнизов нависало над каждой люкарной.

2-й ярус: с четырёх сторон барабан подпирали четыре полукупольных выступа — апсиды, накрытые «четырьмя раковинами» — тетраконхами. Одной высоты с конхами были  арочные крыши трёх храмовых порталов (выходов) — северного и южного и западного. 1-й нижний ярус: пятая  — главная апсида —  была обращена на восток (туда, где восходит солнце), в ней находился алтарь. Главную апсиду подпирали шестая и седьмая апсиды.

Для архитектуры русских храмов очень важной частью является объёмное  внутреннее пространство храма. Собор в православии должен был производить неизгладимое впечатление на зрителя своим масштабом и великолепием. Для интерьеров храмов и церквей характерна богатая декорированность, включающая в себя: применение мозаики на стенах и полу, использование материалов из золота, бронзы, серебра и ценных пород дерева. Особое значение придавалось росписи храмов. К сожалению, сведений о росписи стен Миасского Петропавловского храма нет.

В 1815 году по окончании строительства Петропавловский храм был освящён. На столь торжественное событие приезжали священнослужители из других городов Оренбургской губернии. И конечно, на освящение храма присутствовали жители всего Миасского завода: Управляющий, чиновники, купцы, ремесленники, цеховые рабочие. Обряд освящения храма — событие редкое, и оттого имеющее важное значение для жизни людей. К тому же Обряд был просто красив и зрелищен: в нём участвовали большое количество людей, действо обряда происходило как внутри храма, так и снаружи, всё сопровождалось пением и звоном колоколов. Обряд освящения храма наполнен глубокими смыслами и значениями. Человеку свойственно начинать все большие и важные дела призывания помощи Высших сил, чтобы всё задуманное сопровождалось удачей и успехом. Так и для нового храма надлежало призвать Бога при основании Дома Его.

Накануне, для освящения у местной иконы Спасителя архиерей (священнослужитель высшей степени священства) ставит на столе дискос (священное блюдо) с антиминсом (ткань, с вшитыми в неё святыми мощами). Перед антиминсом зажигается лампада, которая должна гореть всю ночь. В самый день освящения храма священник проводит  Первый обряд – устройство престола: доску престола кропят святой водой, устанавливают на столбы и каменьями забивают гвозди по краям престола, прикрепляя престол (трапезу) к её основанию. Доска престола утверждается четырьмя гвоздями для напоминания о пригвождении Спасителя ко кресту. Затем дважды моют престол: сначала водой с мылом, потом розовой водой с красным вином. Церковь омыта и освящена Кровию Иисуса Христа. Престол вытирают досуха, смазывают миррой. Для означения той благовонной мази, которою помазали снятое со Креста тело Спасителя. Затем престол и  жертвенник  облачают в одежды — на них ставят Евангелие, крест, дарохранительницу, священные сосуды.

Далее священник начинает Второй обряд — освящение внутреннего пространства храма: кропит святой водой и помазывает Миром стены храма, притолоки над западными, южными и северными дверями храма. ( Миро — смесь масел, ароматических смол и трав, всего насчитывается пять десятков ингредиентов). Помазание стен Миром знаменует освящение храма благодатию Божиею. И только после этого священник в алтаре возжигает первую свечу и ставит её возле престола. До сего времени в алтаре ни одна свеча на зажигалась. Зажженная свеча указывает на то, что престол изображает Церковь Христову, сияющую светом благодати и подающую свет всему миру.

Третий обряд: священник берёт дискос с антимисом (блюдо, на котором лежит ткань с вшитыми в неё святыми мощами), дьяконы берут Евангелие, Крест и хоругви. Все выходят из храма северными воротами и начинают обходить храм крестным ходом посолонь.  Обнесение храма святыми мощами означает посвящение храма Всевышнему навек. Когда крестный ход придет к западным дверям, певцы входят внутрь храма, и двери закрываются.

Священник, стоя пред мощами (антиминсом) лицом к востоку, говорит: «Возмите врата, князи ваша, и возмитеся врата вечная, и внидет Царь славы». На эти слова певчие отвечают пением: «Кто есть сей Царь славы?» Предстоятель отвечает на вопрос певцов: «Господь сил, Той есть Царь славы».  Эти слова имеют отношение к обстоятельствам вознесения Иисуса Христа на небо, когда Христос подошёл к Вратам небесным, то Небесные Силы, увидев своего Владыку в человеческом образе, в ужасе и недоумении спрашивали: «Кто есть сей Царь славы?» И Дух Святый отвечал им: «Господь сил, Той есть Царь славы». После чего, священник  благословляет мощами двери храма — двери отверзаются, и все входят в храм. Предстоятель (стоящий пред вратами) со всеми священнослужителями входит в алтарь — кладут на престол антиминс, Святое Евангелие и читают молитву. Далее священник осеняет крестом трижды на восток, по трижды на запад, на юг и на север. Затем служится Божественная литургия.

Площадь перед церковью  стала называться Церковной (современное название «Площадь Труда»). Петропавловская церковь в Миасском заводе была самая большая — прихожан значилось  15 557 человек.

Храмовые кресты из ортучного стекла.

В 1892 году после реконструкции и ремонта храма, когда чугунный пол заменили мраморным, заменили кровлю, кресты на всех главах храма сделали из ортучного зеркального стекла в железной оправе, покрытой золотом, произвели оштукатурку и окраску, привели в исправность церковную ограду с постройкою 4-х ворот, Петропавловский храм заиграл новыми красками. Кроме того: привезли 82 новые иконы из Москвы, написанных в иконописной мастерской художника Маслова. Старые храмовые иконы прежде были отправлены в Москву в мастерскую Маслова на реставрацию. Иконостасы для икон делали также в Москве, в мастерской Ахапкина.

В ноябре 1881 года в Миасском заводе закончили строительство храма в память освобождения крестьян от крепостной зависимости. Храм был освящён под именем святого князя Александра Невского.

Пять глав храма Александра Невского

Александро-Невский храм — пятиглавый, с выступающим входным приделом. Основной четверик увенчан шатрами с маленькими луковичными главками. Угловые шатры одновременно являлись колокольнями. Центральный шатёр — крупный, с многогранной формой и цилиндрическим световым барабаном. Главка, венчающая шатёр, находилась на гранёном барабане, основание которого было декорировано кокошниками.

Из Миасской Летописи: «Покрыть крыши чёрным и белым железом подрядился златоустовский крестьянин Г. Сесюнин по 20 копеек с листа готового железа. Окраску крыши малахитом взял кусинский обыватель Рымарев, по 70 копеек за квадратную сажень. Миасские обыватели Елыков и Рязанский подрядились сделать 2 деревянных шкафа для риз. Окраска стен внутри храма масляною краской, с изображением святых апостолов, произведена художником Вяткиным за 1 рубль  … Вся постройка храма, без колоколов и утвари, встала 60 тысяч рублей серебром(соврем. около 65 млн. руб.) Стоимость икон на золотом фоне  — 8 тыс. руб. серебром (соврем. около 8млн. 600 тыс. руб)».

Колокола для храма были отлиты на заводе Шишкина в Шадринске: 1-й Главный  колокол – весил 200 пудов  — 3 200кг., 2-й колокол в 70 пудов (1 120 кг), 3-й колокол – 30 пудов (480 кг), 4-й колокол – 15 пудов (240 кг), 5 колокол – 7 пудов (112 кг), 6 колокол – 3 пуда (51 кг), 7 колокол – 1,5 пуда (24 кг). Колокола из Шадринска доставил сам хозяин завода — купец Шишкин по первому зимнему пути. Он же и поднял колокола на колокольни с помощью миасских жителей — прихожан храма.

«Привезён в Александро-Невский храм большой колокол, который по желанию прихожан, был встречаем и допровожаем крестным ходом, при громадном стечении народа, везшего колокол (три с лишним тонны) на себе, без помощи лошадей».

Благочинный отец Александр Малышев

Из Миасской Летописи: «По окончании церковного торжества в доме отца настоятеля Александра Малышева состоялся обед, во время которого в застольных речах выражены чувства благодарности Настоятелю о. А. Малышеву и его помощникам священникам Василию Максимову, Николаю Сементовскому и строителю-подрядчику Павлу Голышеву, добросовестно относившемуся к своему делу». В тот же день общество Міасского завода телеграфировало в Санкт Петербург Министру внутренних дел о том, что «миасское горнозаводское общество в знак беспредельной благодарности Царю-Освободителю воздвигло храм Александра Невского».

Егор Митрофанович Симонов

Большой вклад в строительство Александро-Невского храма сделал Егор Митрофанович Симонов. Также на средства Симонова (4 000 руб. серебром — соврем. 3млн. 718тыс. руб.) на Александровской площади в 1881 же году была выстроена каменная часовня в память мученической кончины Государя Александра II. Александровская часовня по архитектурным канонам считалась лучшей. Под часовней был устроен колодец, особенно полезный во время ярмарок, когда утоление жажды в летнюю жару было насущной потребностью для сотен людей и животных (лошадей, скота).

На календаре 20-ые годы 21 века: в Миассе немало новых церквей, они красивы, богато украшены. Но нет в них того настоящего чувства всеобщего почтения, нет соблюдения особых правил природного выбора места для храма, когда никому даже мысль не придёт в голову построить храм на месте бывшей скотобойни, нет ещё в новых храмах намоленности места.

Образ родного города, запечатлённого на старинных фотографиях, приносил радость. Жаль, что этот образ утрачен…

Особливый медиплавиленный. — Текст: электронный  // Миасскийрабочий.ру : [сайт]. – 2014. – 16.07.

Русско-византийский стиль Южного Урала. — Текст: электронный // Киберленинка.ру : [сайт].

История храмостроительства на Южном Урале. — Текст: электронный // Петровские чтения.ру : [сайт].

Чин освящения храма. — Текст: электронный //  Православие.ru : [сайт].

Организационные работы для начала реконструкции Петропавловского храма // Летопись Оренбургской епархии Троицкого уезда Миасского завода Петропавловской церкви (1882-1897) : в 3 т. / сост. Т.А. Василец, Е.А. Маркина.  —  Миас.филиал ГОУ ВПО «ЧелГУ». – Челябинск : Изд-во Челяб.гос.ун-та. – 2009.  – Т.2. С.213-221. – Текст: непосредственный.

Окончание ремонта и расширения Петропавловской церкви // Летопись Оренбургской епархии Троицкого уезда Миасского завода Петропавловской церкви (1882-1897) : в  т. /  сост. Т.А. Василец, Е.А. Маркина, А.А.Миронова; научный редактор А.А. Миронова ;   Миас.филиал ГОУ ВПО «ЧелГУ». – Челябинск : Изд-во Челяб.гос.ун-та. – 2009.  – Т.3. С.57-58; — С. 62-66;  — С.75-78. – Текст: непосредственный.

Построение Александро-Невскаго храма. // Летопись Оренбургской епархии Троицкого уезда Миасского завода Петропавловской церкви (1882-1897) : в 3 т. / сост. А.А. Миронова, Е.Ю. Пичугова, Е.А. Шляхтина.  —  Миас.филиал ГОУ ВПО «ЧелГУ». – Челябинск : Изд-во Челяб.гос.ун-та. – 2009.  – Т.1. С.74-104, 114. – Текст: непосредственный.

2023 год - год 250-летия Миасса / Краеведческая страница