Цикл исторических повествований к юбилею Миасса. Выпуск 11
«Казачество — необыкновенное явление русской силы» Н. В. Гоголь.
История Миасса немыслима без упоминания воинского сословия, верой и правдой служившего Российской империи – казаков. По заданию правительства России казаки первыми пришли в наш край, чтобы обеспечить безопасность промышленного освоения и развития Южного Урала.
Освоение Урала и Сибири, начиная с 16-17 веков, носило казачий характер и выражалось преимущественно в постройке среди тайги, по берегам рек Тобол, Миасс, Теча и Исеть казачьих слобод и острожков (поселений-крепостей). Исетские казаки выполняли государеву службу без денежного, хлебного и соляного жалованья. Они должны были нести караулы в окрестностях русских селений и защищать их в случае нападения калмыков или башкир.
Немного общей истории: 11 февраля 1736 года по Указу управляющего Уральским краем Василия Татищева было организовано Исетское казачье войско. Главная задача казаков — охрана горных заводов, крепостных гарнизонов и границ, сопровождение караванов с продовольствием, защита поселений от грабежей кочевников. Между поселениями располагалась кордонная стража на специально установленных редутах и пикетах с промежутком в 5-10 верст.
В 1737 году на должность главы Оренбургской экспедиции назначили Начальника уральских казённых заводов Василия Татищева. Василий Татищев и Иван Неплюев, выполняя задачу государственной важности по обеспечению безопасности горнозаводской уральской территории, окружили территорию проживания башкир кольцом укрепленных крепостей-городков. Неплюев занимался оренбургскими казаками, Татищев – исетсткими казаками, непрестанно заботясь о прочном устройстве казачьих селений, признавая казаков, как силу, наиболее способную к охранению пограничных линий.
В 1748 году по проекту И. И. Неплюева Исетское казачье войско, населявшее крепости Челябинскую, Миасскую, Чебаркульскую и др., в количестве 1 380 человек вошло в состав Оренбургского казачьего войска. В 1758 году Оренбургское казачье войско было приравнено в правах к Донскому. Войсковым центром стал город Оренбург. Войско управлялось войсковым атаманом и подчиненным оренбургскому губернатору. Численность войска систематически пополнялась за счёт переселяемых на Южный Урал волжских, донских и украинских казаков, а также лиц из других сословий, причисляемых к казакам.
В 18 веке казачество утратило независимость и превратилось в особое военное сословие в Российской империи. Часть казаков отбиралась на действительную службу начальством, а часть проходила службу на льготе, то есть дома и занимаясь своим хозяйством, но в состоянии повышенной мобилизационной готовности, с обязанностью проходить сборы и учения. «Врагу страшна – царю покорна», – так выводили казаки золотом на клинках шашек.
Из рассказа 1894г. «Переселенцы в Средней Азии и новые места», автор В. Л. Кигн: «Казака сейчас же отличите от мужика. Казаки и казачки высоки, стройны, прямы. Мужик в сравнении с ним и жидковат, и космат, и приземист. Казаки и с лица красивы, хотя несколько и бесцветны. Этой бесцветностью объясняется то, что русское лицо не декоративно: его надо рассматривать вблизи. Вблизи у казака или казачки лица красивой овальной формы. Глаза большие светло-голубые и дерзкие; носы прямые, сухощавые, благородные, не то что мужицкие луковки. Вся повадка у казака — наглая, непокорная, как у хищного зверя… Казак должен быть всегда зол, как перед боевой схваткой, но в то же время хитёр, как человек, которому всюду грозят засады. Вглядитесь в его глаза: как они пронизывают и сверлят незнакомого человека, как они ловят выражение вашего лица. Беседа казака — допрос. Его вопросы — ловушки. И так наглы и подозрительны все — и мужчины и женщины, старики и дети. Все они, без различия пола и возраста, какие-то дерзкие и смелые 20-летние ухари… Существенная черта казака — нахрап, наскок, взять с бою. Отличительное свойство мужика — столь же энергичное, но пассивное сопротивление до последней крайности, стремление сесть на место тишком да и прирасти к нему так, что даже казак не стащит, несмотря ни на какие его нахрапы»…
К 1750 году Кундравы – уже большая станица с ремесленными и торговыми лавками. Своим процветанием Кундравы обязана старинной Казанской дороге из Сибири в Среднюю Азию (из Тюмени на Хиву и Бухару), которая проходила через станицу. В Кундравинский казачий юрт входили станицы-посёлки: Крыжановский, Черновский, Устиновский, Филимоновский, Темирский, Мельниковский (на р. Увелка), Краснокаменский Уштаганский, Ключевский, Болотовский, Большаковский, 2-й Ключевский, Ступинский, Сарафановский; выселки: Косачёвский, Колодкинский, Буровский.
Казачий юрт охватывает казаков одного района какой-либо области. Юрт имеет свой круг и атамана, который имеет чин войскового старшины или есаула. Юрт входит в состав округа. Численность юрта может составлять 300 казаков — батальон.
Расположение отряда Черный (Черновское), подчинявшегося головной Кундравинской станице, было очень удачным: до Кундравов – 20 километров, до Уфимского почтового тракта — 2 километра, до Миасса (в будущем) – 6 километров, вокруг берёзовые рощи и сосновые боры, хорошая пахотная земля.
Все казачьи посёлки Южного Урала в 18-19 вв. строились по Единому плану: широкие параллельные улицы, пересечённые переулками. В центре села на широкой площади обязательно стояла церковь. Дома ставили на высокий каменный фундамент из уральского плитняка; сруб из лиственницы или сосны. Крыши делали двускатными или шатровыми (четырёхскатными). Жилые и хозяйственные постройки образовывали двор. Если дома и хозяйственные постройки располагались по периметру и примыкали друг к другу, то такой тип двора называли покоеобразным (усадьба напоминала букву «П», которая в славянской азбуке назвалась «покой»).
Дом располагали согласно сторонам света — северная сторона глухая, вход в дом с южной стороны. Окна расположены с трёх сторон дома, так что солнце освещает внутренность дома в течение всего светового дня. Главная в доме – печь, разделяющая общее пространство на горницу и избу. В горнице размещалась хозяйская кровать, с периной, сверху стёганое вручную покрывало, из-под покрывала должен быть виден узорчатый подзор; в изголовье кровати укладывались башней подушки, на которые накидывали кружевную накидку. В горнице также стояли комод, шкаф, в простенке между окнами висело зеркало. По диагонали от печи в горнице на юго-запад, а в кухне на юго-восток, размещали красные углы – божницы, где размещали иконы. Иконы передавались из поколения в поколение — ими благословляли молодых, их же подносили для прощального лобзания. А ещё домашние иконостасы пополняли иконами, привозимыми с ярмарок, где их можно было приобрести в лавках, торгующих старинными и новодельными иконами. Дома освещались при помощи самодельных сальных свечей, позже свечи стали вытесняться из употребления керосином.
В праздничное время и в домашнем быту казаки предпочитали гражданскую одежду военной. Однако казак всегда имел на голове военную фуражку.
Гостей принимали в горнице. А там где праздничный стол, там и песня. А там, где гости – там угощение и песни. Казаки очень любили петь, и пели не только военные песни, но и народные. Пение обыкновенно начиналось протяжной, широкой песней, за которой следовала веселая и удалая; песня начиналась только запевалою, а потом подхватывалась всем хором. Казачьи песни отличаются от просто песни особой мелодией, ритмом, темпом – в ней слышится стук конских подков, свист сабли и невыразимая печаль о возможной смерти в бою на чужбине.
Не один казак гулял,гулял со товарищем А товарищ то его - развороный резвый конь, Оборонушка его - сабля вострая. Казак шашечкый махал - огонёчек высекал. Ковыль- травку казак рвал, на огонёчек её клал, Мелким пеплым пержигал...
Казак был привязан к своему войску, и за его пределы не мог выехать без особого разрешения. Вернувшись домой после первой очереди службы, ещё несколько лет казак должен был содержать строевого коня. В одной из инструкций того времени говорилось так: «При обучении пешему строю не следует добиваться особой чистоты и стойки, так как главная обязанность казака — служба на коне». Большинство лошадей, как рабочих, так и строевых, было местных, киргизских пород. Лошадей покупали на конной ярмарке в Кундравинской станице, куда из Казахстана и Башкирии пригоняли табуны лошадей.
Казачество было выделено в особое воинское сословие. Основным занятием казаков, кроме несения службы, было земледелие. Каждому казаку выделялось 25-30 десятин земли. Обилие пастбищ создавало возможности для развития коневодства и скотоводства. Казаки сеяли рожь, ячмень, пшеницу, овёс; разводили лошадей, овец, коз, крупный рогатый скот (молочных коров). Было развито маслоделие и сыроварение. В огородах выращивали капусту, лук, репу, табак. Часть казаков имели мельницы, кузнецы, занимались различными промыслами — кожевенным, столярным, пчеловодством. Наряду с хлебом продавали скот, кожу, масло, сало, рыбу…Казаки, несмотря на то, что тоже трудились на земле, близко не считали крестьян себе ровней.
1768 год. Зарплату за службу казаки получали символическую и на уровень жизни не влияющую: рядовой казак получал от 2-х до 4-х рублей серебром в год, писарь – 5, урядник — 6, хорунжий — 17 рублей в год. Для сравнения: в те годы пуд (16 кг) пшеничной муки стоил около 30 копеек, овсяной – 20, мясо говядины 30-50 копеек , баранье 10-30коп., рыба и икра осетрина – 1 руб. 60 коп., рыба озёрная 30-40 копеек за пуд. Для расчета с казаками и другими слоями населения применялись медные деньги. Самой мелкой монетой являлась полушка (1/4 копейки), алтын — 3 копейки; деньга — полкопейки (1/2 копейки); копейка – две деньги; гривна – 10 копеек. При крупных сделках, например таких как выкуп земли, ходили золотые, серебренные и платиновые монеты.
Из Ведомости, составленной в 1768 году в Исетской канцелярии: «…Казаки Чебаркульской крепости от рыбной ловли получили доход 10 рублей 20 копеек в год. В Кундравах с мельниц (куда входила мельница того, черновского казака, что построил её на месте, где в скором будущем будет выстроена плотина для Миасского «медеплавиленного» завода) получен доход 14 рублей в год. Всего с чебаркульских мельниц был получен доход 150 рублей в год»…
В Летописи Кундравинской Параскиевской церкви, которую вёл Владимир Аманацкий, священник Миасского Петропавловского храма, автор Записок о Миасском заводе (1856 год) есть запись: «Прежде, на месте медеплавильной фабрики, при небольшой плотине стояла мукомольная мельница, принадлежащая крестьянину деревни Чёрной».
Продолжение следует...
Материалы для статьи взяты с электронных ресурсов, находящихся в свободном доступе:
- Лохманов И. А. Путь становления казачества в Зауралье : [Электронный ресурс] // Казачество Сибири: от Ермака до наших дней. Тюмень, 2009.
- Бахнюк, О. История Исетского казачества на Урале. – Текст: электронный // zema.su : [blog].
- Туркул, Ю. Исетское казачье войско. – Текст: электронный // Дзен.ру : [сайт]. – 2020. – 10.07.
- Исетская провинция. История. – Текст: электронный // Центральная Городская библиотека Трёхгорного. – 2022. -11.08.
- Оренбургское казачье войско. – Текст: электронный // Чел-Портал.ру
- Возрождение и формирование Третьего Троицкого отдела Оренбургского казачьего войска. – Текст: электронный // Казачий информационный портал : [сайт]. – 2015. 08.11.
- Кигн, В.Л. Как это было в Оренбургском казачьем войске. «Переселенцы в Средней Азии и новые места» 1894 год. – Текст: электронный // Владимир Дьячков Союз казаков России.
- Мурзина, И.Я. Оренбургское казачье войско: история и современность. — Текст: электронный // Учебное пособие для слушателей, обучающихся по программе дополнительного профессионального образования «Казачье образование: история и современность».
- Неизвестная плотина. – Текст: электронный // Миасский рабочий.ру [сайт]. – 2013.
2023 год - год 250-летия Миасса / Краеведческая страница |