Весь этот мир творит учитель

Ежегодно 5 октября свыше ста государств отмечают Всемирный день учителей (World Teachers’ Day).

Это профессиональный праздник всех учителей, преподавателей и работников сферы образования – день, в который отмечаются роль и заслуги учителей в процессе качественного образования на всех уровнях, а также их неоценимый вклад в развитие общества. Около 100 стран отмечают его 5 октября. Некоторые государства выбрали для аналогичного национального праздника другие даты. Например, в Белоруссии День учителя отмечают в первое воскресенье октября.

Исторической предпосылкой для учреждения Дня учителя стала состоявшаяся 5 октября 1966 года в Париже Специальная межправительственная конференция о статусе учителей. В результате представителями ЮНЕСКО и Международной организации труда был подписан документ «Рекомендации, касающиеся статуса учителей».

В 1994 году, в годовщину принятия рекомендаций о статусе учителей, ЮНЕСКО учредило Международный день учителей. Организация считает, что праздник нужен, чтобы отметить, как учителя меняют образование и подумать о поддержке, необходимой для раскрытия педагогического таланта.

В нашей стране День учителя впервые был учрежден Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 сентября 1965 года. Его отмечали в первое воскресенье октября. В 1980 году дату подтвердил указ «О праздничных и памятных датах». В первое воскресенье октября День учителя отмечали до 1994 года. После учреждения Международного дня учителей Россия изменила дату профессионального праздника на 5 октября. С 1994 года Россия отмечает праздник 5 октября, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации Бориса Ельцина от 3 октября 1994 года № 1961.

Сегодня, во Всемирный день учителя, который каждый год посвящен определенной теме, Организация объединенных наций предлагает родителям и всем гражданам на минуту задуматься о том, как изменил их жизнь хороший учитель, память о котором они сохранили.

Согласно данным Института статистики ЮНЕСКО, только для обеспечения всеобщего начального образования (ВНО) к 2030 году странам необходимо привлечь дополнительно 24 млн. учителей. Наиболее остро проблема нехватки педагогов ощущается в Африке к югу от Сахары.

По случаю Всемирного дня учителя ЮНЕСКО и её партнеры призывают всех помочь в распространении информации о том, что 5 октября отмечается Всемирный день учителя, а также о том, что инвестировать в учителей означает инвестировать в будущее. Международное сообщество и правительства должны объединить усилия с целью оказания поддержки учителям и содействия качественному обучению во всем мире, особенно в тех странах, где проживает наибольшее количество детей, не охваченных школьным образованием.

Факты об учителях

  • По данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, в России в 2022 году в сфере начального, основного и среднего общего образования работали 1 083 400 человек.
  • У 86,8% учителей есть высшее образование. Около 23% сотрудников школ моложе 35 лет и 14% – старше 60.
  • 97% опрошенных россиян помнят, как звали их первого школьного учителя.
  • По данным Росстата, средняя зарплата педагогических работников в России за январь–март 2023 года составляла 51 772 руб. При этом оплата труда сильно зависит от региона. Например, в Псковской области средняя зарплата учителей составляет 32 892 руб., в Санкт-Петербурге – 73 032 руб., в Москве – 107 322 руб.
  • Согласно опросу ВЦИОМа, россияне считают, что главные качества хорошего школьного учителя — доброжелательность (32%), порядочность (25%), любовь к детям (21%) . При этом опрошенные старше 60 лет считают, что главное – это любовь к детям (32%) и справедливость (30%), а участники опроса от 18 до 24 лет на первое место ставят доброту и уважение к учащимся (45%).
  • 5 октября в России подведут итоги конкурса «Учитель года». Первый педагогический конкурс появился еще в СССР в 1990 году.
  • 2023 год в России объявлен Годом педагога и наставника.

Чтобы учить детей в современном мире, где все больше места отводится работе по проектам, информационным технологиям, учитель должен постоянно совершенствовать свои знания, профессиональную подготовку. Предлагаем вашему вниманию книги в помощь профессиональному мастерству педагога.

  Исаев, И. Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. / И. Ф. Исаев. — Москва: Академия, 2002. — 208 с. — (Высшее образование). – Текст : непосредственный.     (ЦГБ)

   В учебном пособии рассматриваются ценностный, технологический и личностно-творческий компоненты профессионально-педагогической культуры, ее функции, критерии и уровни, дается историко-педагогический анализ проблемы формирования профессионально-педагогической культуры, обосновываются тенденции, принципы и условия развития профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы. Может быть полезно магистратам, аспирантам, преподавателям.

Колеченко, А. К. Энциклопедия педагогических технологий : пособие для преподавателей / А. К. Колеченко. – Санкт-Петербург: КАРО, 2008. – 368 с. – Текст : непосредственный.      (ЦГБ, фил. 4)

   В данной работе представлен системный анализ целей обучения, развития и воспитания в общеобразовательной школе. При этом основное внимание уделяется механизмам становления социально-успешной личности. В пособии описаны эффективные педагогические технологии обучения и воспитания, снижающие энергозатраты со стороны педагогов, развивающие мотивацию учащихся за счет изменения позиции ученика с пассивной на активную. Особое внимание в работе уделено проблеме оценки знаний. 

Ступницкая, М. А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами: рекомендации для учащихся, учителей и родителей / М. А. Ступницкая; худож. А. А. Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2008. – 256 с. : ил. – (В помощь учителю). – Текст : непосредственный.        (ЦГБ, фил. 4)

Автор, лауреат премии Правительства РФ в области образования, предлагает методические рекомендации по организации проектной деятельности в школе. Рекомендации разработаны на основе опыта практической деятельности, осуществленной в АНО «Школа «Премьер» при научно-методическом руководстве Центра научных исследований и мониторинга Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ. Особое внимание в работе занимает описание организации проектной деятельности в школах Международного Бакалавриата.

Галкина, Т. И. Организация профильного обучения в школе: книга современного завуча / Т. И. Галкина, Н. В. Сухенко. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 288 с. – (Административное управление образованием). – Текст : непосредственный. (ЦГБ, фил. 1, 4, 6, 20)

   Книга содержит практический материал для заместителей директоров образовательных учреждений по профильному образованию, отвечающий требованиям национального проекта «Образование». В пособии систематизированы нормативно-правовые и инструктивно-методические документы и материалы по различным аспектам профильного образования: локальные акты, приказы, договоры, должностные инструкции, аналитические материалы, номенклатура дел школы. Книга станет хорошим помощником в работе заместителя директора, так как отражает традиционные и современные подходы к организации профильного образования в условиях модернизации.

Дереклеева, Н. И. Справочник классного руководителя (1-4 классы) / Н. И. Дереклеева ; под ред. И. С. Артюховой. – Москва: ВАКО, 2005. – 272 с. – (Педагогика. Психология. Управление).  – Текст : непосредственный.       (ЦГБ)

     Пособие является универсальным методическим руководством классного руководителя начальной школы. Цель книги – помочь начинающим и опытным педагогам разнообразить воспитательную деятельность, подойти инновационно к ее планированию и построению. Материалы справочника содержат богатый практический опыт работы автора в начальной школе, удобны для реального воплощения в жизнь. Все методические и практические материалы решают актуальные проблемы начальной школы: адаптацию первоклассников к обучению, развитие учебно-познавательной мотивации учащихся, безопасность и сохранение здоровья, психологическая подготовка учащихся 4-го класса к переходу в среднее звено школы и др. В книге даются подробные описания развивающих и диагностических методик, мероприятий, классных часов, родительских собраний и т.п. Для классных руководителей, а также завучей по учебно-воспитательной работе, школьных психологов, социальных педагогов. 

  Касицина, Н. В. Как выстроить сотрудничество учителя и ученика: педагогика поддержки: тактика взаимодействия / Н. В. Касицина, Н. Н .Михайлова, С. М. Юсфин. – Москва : Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября»; серия «Воспитание. Образование. Педагогика». Вып. 5 (11)). – Текст : непосредственный.          (ЦГБ)

    Педагогика поддержки – так назвал Олег Семенович Газман деятельность педагога принципиально отличную от обучения и воспитания, но необходимо дополняющую их. У педагогической поддержки есть целостная стратегическая задача –помочь ребёнку стать хозяином своей жизни. Но в зависимости от конкретной решаемой задачи педподдержка рекомендует обращаться к принципиально различным способам взаимодействия с ребёнком, к нескольким тактикам – «защита», «помощь», «содействие» и «взаимодействие». Иногда при решении конкретной проблемной ситуации педагог использует одну из тактик. Иногда он сочетает несколько, следуя меняющейся ситуации, которая открывает новые задачи и возможности. В этом выпуске рассказывается о тактике взаимодействия.

Иванов, Д. А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании / Д. А .Иванов. – Москва : Чистые пруды, 2007. – 32 с. – (Библиотечка «Первого сентября»; серия «Воспитание. Образование. Педагогика. Вып. 6 (12)).  – Текст : непосредственный.             (ЦГБ)

   В выпуске представлен аналитический взгляд на компетентностный подход в образовании. Педагоги, воспитатели и школьные управленцы могут узнать, как появилось понятие «компетенция», познакомиться с зарубежным опытом. Значительную часть занимают примеры из образовательной практики: перечни компетенций  школьников, способы их презентаций и контроля, профессиональные компетенции учителя.

Касицина, Наталья Викторовна. Как разбудить собственную активность ученика : педагогика поддержки : тактика помощи / Наталья Касицина, Нина Михайлова, Семен Юсфин. – Москва : Чистые пруды, 2007. – 31 с. – (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Воспитание. Образование. Педагогика»; Вып. 3 (9)). – Текст : непосредственный.             (ЦГБ)

В выпуске рассказывается об одной из четырех тактик педагогики поддержки – тактике помощи. Раскрываются ее цели и задачи. Даются рекомендации, как применять тактику помощи на практике. Материалы выпуска заинтересуют классных руководителей и воспитателей, стремящихся помочь каждому ребенку стать успешным и обрести свою судьбу.

Духанина, Л. Н. Учителя и ученики: права и обязанности : Л. Н. Духанина. — Москва : Редакция «Российской газеты», 2019. – 143 с. – (Библиотечка «Российской газеты». 2019, вып. 15). – Текст : непосредственный.     (ЦГБ)

В книге рассматривается правовое регулирование отношений в сфере образования. Из неё вы узнаете какие права и обязанности есть у участников образовательного процесса, в чем заключается ответственность педагога, за что могут отчислить из школы, как защитить свои права в случае их нарушения. Книга будет полезна обучающимся и их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательных отношений.

Сайты для учителей

 Сайт для учителей «Учителя.com»

Это методические разработки для учительской деятельности, — дидактические и наглядные пособия, — тренажеры для отработки различных навыков, — материалы для самообразования, — источники справочной информации для подготовки к экзаменам. Все пособия представляют собой отборку наиболее качественных проектов, присылаемых из разных городов и селений страны.

 УРОК.РФ

Педагогическое сообщество «УРОК.РФ» предназначено для работников школьного, дошкольного и дополнительного образования, а также для всех специалистов, занимающихся образовательной и воспитательной деятельностью. Педагогическое сообщество «УРОК.РФ» – это сайт, созданный учителями для учителей!

  1сентября.рф.

Известный издательский дом предлагает учителям более десятка уникальных проектов: фестиваль методических разработок, конкурсы, курсы повышения квалификации, вебинары, онлайн-выставки.

https://pedsovet.org

Всероссийский интернет-педсовет.

Фоксфорд.ру

Возможность пройти бесплатное дистанционное обучение у экспертов МГУ, МФТИ, ВШЭ и других ведущих вузов страны.

Библиотека рекомендует / Машгородок / Новости библиотек / ПроЧтение / ЦГБ им. Ю.Н. Либединского