В июне 2024 года исполняется 225 лет со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина и 230 лет Петра Федоровича Чаадаева. Люди одной эпохи, сверстники, друзья, великий поэт и философ – что связывало и что разделяло их?
- О биографии А.С. Пушкин читайте здесь здесь здесь
- О биографии П. Я.Чаадаева читайте здесь здесь здесь
Их встреча была неизбежна. Они познакомились летом 1816 года в доме у Карамзиных. Чаадаев был переведён корнетом в Гусарский лейб-гвардии полк, расквартированный в Царском Селе. Пушкин же – еще лицеист. Как могли сойтись две противоположности — молодой, возвышенный поэт, и скептик-гусар, прошедший с русской армией весь путь до Парижа. Впрочем, вся история их взаимоотношений строится на противоречиях. Тем не менее, Пушкин все чаще стал засиживаться в кабинете Чаадаева в Петербурге. В кабинете, до потолка уставленного книгами.
Познания Чаадаева были удивительными: он читал не только французских просветителей, но и английских и немецких философов — Аокка, Канта, Шеллинга. В те времена это было редким явлением в среде русского дворянства.
Друзья общались, беседовали. Но что это были за беседы! Перед умственным взором поэта развертывались во всей сложности проблемы политические, исторические, эстетические, философские, метафизические. Чаадаев внушает юному другу, что поэзия есть мысль, облаченная в поэтическую форму, что истинный поэт — выразитель потребностей своего века, «духа времени», должен постичь этот дух, постичь направление дум и мыслей передовых людей эпохи, встать с ними вровень и возвыситься над ними. Его призвание: быть «властителем дум», раздвигать умственные горизонты человечества. Безусловно, эти диалоги повлияли на творчество Пушкина.
Позднее, описывая персонажа своей поэмы, Пушкин напишет: «Второй Чадаев, мой Евгений…». И эту черту характера Онегин получил от друга Пушкина – Чаадаева: «Недуг, которого причину давно бы отыскать пора, подобный английскому сплину, короче: русская хандра им овладела понемногу…». Вообще, образ Онегина идеально подходит для описания мировоззрения и мыслей Петра Чаадаева. (Кстати, Петр Яковлевич считается одним из возможных прототипов Александра Чацкого — главного героя пьесы А. С. Грибоедова «Горе от ума»).
Его невероятный ум и склонность к тщеславию сыграли с ним злую шутку. Он всегда находился в вакууме непоколебимой уверенности в своей правоте. И никакая критика, никакие возражения не долетали до него.
Чаадаев был «западником». Насмотревшись на европейский уклад жизни во время заграничного похода, он твердо решил, что Россия должна жить так же. И твердо убедил себя в том, что его родина далека от вымышленного им идеала. Его неверие в то, что можно сделать что-то существенное для счастья и свободы России было тем непоколебимым убеждением, которое было не разрушить никакими аргументами. И это вело его в пропасть. И это развело его с Пушкиным.
Их судьбы были в чем-то схожи: оба они попадают в опалу и покидают столицу — один на одиннадцать лет, другой на всю жизнь. Оба они оторваны от российской общественности, мечтают о встрече и возможности продолжать прежние регулярные беседы. Их общение начало угасать. Этому, в значительной степени, посодействовала Южная ссылка поэта и отставка из армии Чаадаева. Отставка вынужденная, ибо молодого честолюбивого человека вынуждали фактически доносить на своих товарищей.
Поначалу меланхолические думы Чаадаева не были столь серьезными. Александр Сергеевич старался разрушать их своим пламенным энтузиазмом. «Товарищ, верь!» — писал он своему другу, демонстрируя свое кредо, и подбадривая его.
Это стихотворение имеет около 70 вариантов и разночтений!
Но с годами скептицизм Чаадаева перерастал в пессимизм. А жизнерадостные стихи Пушкина становились все менее и менее эффективными в борьбе с негативными мыслями.
Пушкин-поэт и Чаадаев-философ заметно развиваются как мыслители и литераторы. Чаадаев побывал в Англии, Франции, Италии, Швейцарии, Германии. Он усердно изучал философию, историю искусств и историю религии, учения мистиков. И …. оскорбляет Родину. Из воспоминаний современника: «обзывал Аракчеева злодеем, высших властителей — военных и гражданских — взяточниками, дворян — подлыми холопами, духовных — невеждами, все остальное — коснеющим и пресмыкающимся в рабстве…».
Путешествие Чаадаева по Европе, его размышления о мировой истории и современной философии определяют выводы, сформулированные им в конце 1820-х — начале 1830-х годов в знаменитых «Философических письмах». Пушкин, в ссылке изживает свои столичные радикальные политические страсти, вольтеровское вольнодумство, а также увлечение байроновским романтизмом и обретает более уравновешенный и реалистический образ мыслей, определивший его мировоззрение и творчество до конца дней.
Связь двух мыслителей еще долго отзывается болью в сердце.. Немало стихотворений Пушкина — это послания «Чаадаеву»:
Ты сердце знал мое во цвете юных дней;
Ты другу заменил надежду и покой;
Во глубину души вникая строгим взором,
Ты оживлял ее советом иль укором;
Твой жар воспламенял к высокому любовь…
Симпатия долго была взаимна: это Чаадаев убедил Карамзина заступиться за Пушкина перед императором, когда поэту в 1820 году грозила ссылка в Соловецкий монастырь. В Михайловской ссылке Пушкин помнил Чаадаева, переписывался с ним, посвящал ему стихи:
В минуту гибели над бездной потаенной
Ты поддержал меня недремлющей рукой;
Ты другу заменил надежду и покой…
В 1836 их пути разошлись окончательно. В журнале «Телескоп» было напечатано «Философическое письмо» Чаадаева, в котором он резко и сурово критиковал прошлое и настоящее России. «Письмо потрясло всю мыслящую Россию», – писал Герцен. После опубликования «Философического письма» «Телескоп» был закрыт, а Чаадаев официально объявлен сумасшедшим.
Позиция «западника», а учитывая особенности характера — «западника» желчного и не склонного ни к компромиссам, ни к ведению диалога — всегда ведет к отрицанию исторической роли России. Впрочем, так ли уж эти слова Чаадаева, написанные в веке девятнадцатом, сильно отличаются от того, что говорит нам современная Европа? Возможно
- Чаадаев, П. Я. Избранные сочинения и письма / П. Я. Чаадаев ; сост., авт. предисл., авт. примеч. В. Ю. Проскурина. — Москва : Правда, 1991. — 560 с. — Текст : непосредственный. (Центральная городская библиотека имени Ю.Н.Либединского)
- Чаадаев, П. Я. Статьи и письма / П. Я. Чаадаев ; сост., авт. предисл., авт. примеч. Б. Н. Тарасов. — Москва : Современник, 1987. — 367 с. : портр. — (Любителям российской словестности. Из литературного наследия). — Текст : непосредственный. ( Центральная городская библиотека имени Ю.Н.Либединского)
Пушкин не принял мысли Чаадаева.. Да и мог ли принять их поэт, все творчество, весь гений которого брал исток свой из родника духовных сил народа, питался ими постоянно, вдохновлялся любовью к истории земли русской, к недюжинности характера русского народа, его ума и таланта?
Он писал в ответ на размышления друга (или уже бывшего друга?): «…Что же касается нашей исторической ничтожности, то я решительно не могу с вами согласиться. Войны Олега и Святослава и даже удельные усобицы — разве это не та жизнь, полная кипучего брожения и пылкой и бесцельной деятельности, которой отличается юность всех народов? Татарское нашествие — печальное и великое зрелище. Пробуждение России, развитие ее могущества, ее движение к единству (к русскому единству, разумеется), оба Ивана, величественная драма, начавшаяся в Угличе и закончившаяся в Ипатьевском монастыре, — как, неужели все это не история, а лишь бледный и полузабытый сон? А Петр Великий, который один есть целая всемирная история! А Екатерина II, которая поставила Россию на пороге Европы? А Александр, который привел вас в Париж?»
6 и 7 июня — даты рождения двух великих людей. Героев своего времени. Могучих умов. Они родились друг за другом. Они шли по жизни друг за другом. Пока один из них не свернул на кривую дорожку гордости и упрямой уверенности в своей правоте. Но мы обязаны ему сформировавшимся гением поэта, которого в эти дни вспоминают особенно часто. Отдадим же дань уважения им обоим!
Подробнее о дружбе Петра Чаадаева и Александра Пушкина: здесь здесь здесь
Библиотека рекомендует / ПроЧтение |