День строителя отмечается в нашей стране более шести десятилетий. В далеком 1956 году Советский Союз, после окончания кровопролитной и разрушительной войны, оказался на пороге строительного бума: возводились крупные предприятия, ГЭС, в рекордные сроки воздвигали знаменитые «хрущевки» . Строительная отрасль становилась главной движущей силой экономики. Для Миасса – это время расцвета: расширяется УралАЗ, строится КБМ (будущий Государственный ракетный центр), необходимы дома для жителей, школы, магазины, детские сады, Дома культуры, да и мало что еще нужно для мирной жизни людей.
Трест «Уралавтострой» ведет свой отсчет с довоенного 1939 года. Именно тогда в Миассе появилась первая монтажная бригада, направленная из Челябинска на строительство моторного завода. Свой официальный статус предприятие получило 1 ноября победного 1945 года. Этот день и стал его официальной датой рождения.
В 1956 году в Миасс, испытывающий просто гигантскую нехватку рабочей силы, прибывает большой, 2,5-тысячный отряд комсомольцев-строителей с далекой Кубани. Во многом благодаря им, и был построен наш город в том виде, который имеет сегодня. А в поселке Строителей именно в те годы появились улицы, названные именами городов, откуда прибыли добровольцы-строители: Кубанская, Азовская, Донская, Керченская…
Всего лишь за два десятилетия трест «Уралавтострой» построил город в Золотой долине с современными жилыми кварталами, школами, больницами, Дворцами. Руками его строителей возведен целый ряд промышленных объектов, среди которых Уральский автомобильный завод и три оборонных предприятия в лесном массиве северной части города.
Как ДК стал «Прометеем» здесь
Среди работников треста — 31 заслуженный строитель, 17 лауреатов Государственных премий РФ, 7 почетных граждан Миасса, 187 работников награждены орденами и медалями. Все они вписали свои яркие страницы в легендарную историю треста и составили его золотой фонд. Трестом руководили семь управляющих: Дмитрий Кузьменко, Николай Коробовский, Иван Седов, Владимир Тихонов, Михаил Лозоватский, Юрий Новиков и единственная женщина – Татьяна Печерских.
Отмечая День строителя, мы с благодарностью вспоминаем о тех, кто построил наш город таким, каким мы его любим — профессионалов своего дела.
Василий Смирнов работает такелажником в деревообрабатывающем комбинате треста «Уралавтострой». Он очень скромный, даже стеснительный человек. Говорит о себе скупо и неохотно. Зато товарищи рассказывают о нем, как об отличном работнике, которому дороги дела его цеха. (Сергеев, К. Василий Смирнов и его дела : работник пилорамы деревообрабатывающего комбината треста «Уралавтострой» . Рубрика «Люди семилетки» / К. Сергеев. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1962. — 6 июня. — № 66. — С. 2. )
Комендант общежития -всему голова. Хорошим примером, как относиться к делу, может служить работа Марии Федоровны Емельченко. Заботливой хозяйкой была она для рабочих общежитий № 8, 10, 11, 22. Чистота, уют, интересный досуг для молодых людей, многие из которых впервые уехали из дома, — это обеспечивает комендант общежития. И строители платят ей благодарностью и искренним уважением. (Стычинский, В.Большой души человек : Мария Федоровна Емельченко — комендант рабочего общежития треста «Уралавтострой» / В. Стычинский. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1962. — 21 октября. — № 125. — С. 3.)
«Моя мама — лучшая крановщица», — так написал в сочинении сын Марии Кожевниковой, машиниста башенного крана. Каждый день видит она Миасс с высоты птичьего полета, любуясь на дома, построенные с ее, Марии, помощью, трестом «Уралавтострой». (Опалев, В. Моя мама — крановщица : лучшая крановщица треста «Уралавтострой» Мария Кожевникова / В. Опалев. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1965. — 3 ноября. — № 217. — С. 2.)
Николай Ситников – бригадир штукатуров -маляров первого управления треста «Уралавтострой». Работал над лепными украшениями Дворца культуры автозазаводцев, создавал сложный декоративный орнамент с применением мозаики и облицовочных плит в плавательном бассейне. И в оформлении магазинов «Мебель», «Рассвет», «Детский мир» — тоже вложен труд бригады Николая Ситникова. Недаром его имя занесено на Доску почета треста «Уралавтострой». (Зайтвебер, М. Бригадир Николай Ситников : бригадир штукатуров — маляров треста «Уралавтострой» / М. Зайтвебер. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1970. — 23 сентября. — № 189. — С. 2.)
Недавняя выпускница профтехучилища № 49 Любовь Тараканова – молодой строитель, член бригады отделочников. Она одинаково благодарна преподавателям, научившим азам професии, и коллегам, отточившим ее теоретические знания до уровня настоящего мастерства. (Опалев, В. С путевкой в жизнь : рассказ о молодом строителе Любови Таракановой, маляре-штукатуре / В. Опалев. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1972. — 4 мая. — № 87. — С. 2.)
В тресте «Уралавтострой» работает немало ветеранов, участников Великой Отечественной войны. Среди них – Константин Максимович Елисеев, Николай Степанович Коломиец, Юрий Николаевич Иванов. ( Высогорец, М. Цель жизни / М. Высогорец. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1972. — 9 мая. — № 91. — С. 1.)
Василий Николаевич Чапаев – ветеран треста «Уралавтострой». Но главное его дело сейчас – стенгазета «Строитель». Задача газеты (считает ее бессменный в течение 12 лет редактор) – не только говорить о недостатках в работе строителей, но и рассказывать о достижениях, о тех, кто является примером в труде. (Владимиров, Г. Автор события : ветеран треста «Уралавтострой», редактор стенгазеты «Строитель» В.Н.Чапаев / Г. Владимиров. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1972. — 11 мая. — № 92. — С. 2.)
Сергей Солнцев – член комитета ВЛКСМ треста «Уралавтострой», секретарь комсомольской организации монтажного строительного управления. Он считает, что самое главное – это сплоченный коллектив молодежи, которой интересно жить и работать. Поэтому, кроме обязательной работы сварщиком, заботится о досуге молодежи, организует дискотеки, участвует в спортивных соревнованиях и комсомольских рейдах. (Григорьев, А. Его дело : секретарь комсомольской организации, сварщик треста «Уралавтострой» Сергей Солнцев / А. Григорьев. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1980. — 13 сентября. — № 180. — С. 2.)
Николай Дмитриевич Пинюгин приехал в Миасс в 1943 году. Работал каменщиком, зателм стал бригадиром, потом прорабом. Обретя мастерство, Н.Д. Пинюгин охотно делится своим опытом с молодыми строителями. (Переверзина, В. Верность профессии строителя : инструктор школы передовых методов труда треста «Уралавтострой» Н.Д.Пинюгин / В. Переверзина. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1980. — 11 ноября. — № 218. — С. 2.)
Нелегкий труд строителя достоин награды. Награда может быть разной, но она всегда заслуженна:
- Крылов, С. Мария Дубровина, штукатур : о жительнице Миасса, награжденной орденом Трудового Красного Знамени / С. Крылов. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1960. — 27 марта. — № 37. — С. 3.
- Федоров, В. Вожак бригады : бригадир треста «Уралавтострой» Надежда Михайловна Хахалкина. Статья из рубрики «Ее имя — на городской Доске Почета» / В. Федоров. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1972. — 18 марта. — № 55. — С. 1.
- Зайцев, А. За получение почетного звания : экипаж экскаваторов треста «Уралавтострой» старшего машиниста Владимира Васильевича Шашкова / А. Зайцев. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1980. — 12 июня. — № 113. — С. 1.
- Переверзина, В. Радость труда : кузнец Степан Антонович Панарат, кавалер ордена «Знак Почета» / В. Переверзина. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1980. — 28 ноября. — № 229. — С. 2.
«Что нам стоит дом построить? Нарисуем – будем жить!» — поется в детской песенке. Но, на самом деле, построить дом – это значит вложить труд многих людей: архитекторов, дизайнеров, такелажников и каменщиков, сварщиков и машинистов башенных кранов, отделочников и многих, многих других. И сегодня – их праздник!
Краеведческая страница / Цифровая летопись |