Сретение Господне и русская армия

15 февраля 2025 года православные отмечают Сретение Господне. Для христианского мира Сретение — весьма значимое событие. В этот день исполнилось ровно 40 дней со дня рождения Иисуса Христа. И Богородица, согласно ветхозаветной традиции, принесла Младенца в Иерусалимский храм, что бы посвятить Его Богу. И в этот момент произошло то самое Сретение или встреча Младенца со старцем Симеоном, который очень ждал этого события.

Кто бы мог подумать, что этот праздник Сретения Господня, который мы отмечаем 15-го, а наши предки праздновали 2 февраля,  тесно связан с победами, приключениями и героическим служением особого рода войск нашей Родины — Фельдъегерским корпусом.

Вообще фельдъегерская служба России — одна из самых закрытых. Как отмечал в 1896 году первый её исследователь полковник Генерального штаба Николай Николаев, даже через сто лет после основания фельдъегерского подразделения многие документы, связанные с его деятельностью, не могли быть опубликованы в силу их конфиденциальности. Но сегодня мы попробуем приоткрыть завесу тайны над этой загадочной службой и её связью с праздником Сретения Господня.

Первый почин в организации фельдъегерского корпуса принадлежал Петру Великому, издавшему в 1716 году повеление о полевых курьерах, которые должны были поддерживать связь между командующими войсками и государем, что в условиях войн было крайне важно. Только, полевые курьеры, заменившие царских гонцов, не были выделены в отдельную структуру, и ответственные задания часто выполнялись людьми случайными.

Дело прадеда продолжил Павел I. Желая побыстрей покончить с наследием Екатерины II и понимая, что для реформирования государства ему нужны доверенные люди, которые бы доводили его волю до самых дальних окраин империи, Павел I решает создать специальное подразделение.

Первый указ о создании фельдъегерской службы, состоящей из 1 офицера и 30 фельдъегерей, он издает через полтора месяца после восшествия на престол, 17 декабря 1796 года. Вскоре выясняется, что принятых мер для поддержания постоянной связи между государем и высшими военачальниками, крупными чиновниками огромной России, а также ее зарубежными представителями недостаточно. И вот 2 февраля, в день празднования Сретения Господня, Павел I выпускает новый указ — расширив численность службы ещё на одного офицера и, что важно, приложив к указу подробную регламентацию материального обеспечения новой службы. Так была  заложена основа фельдъегерского корпуса.

Но почему именно на Сретение, а не 1 февраля или не 3, 4, 5?

Павел I был глубоко верующим человеком с мистическим взглядом на мир, поэтому неудивительно, что церковным праздникам и их датам он придавал особое значение.

Казалось бы, что особенного, увеличение штата всего на 1 офицера? Но не 17 декабря, а именно 2 февраля, день праздника Сретения Господня, члены Фельдъегерского корпуса Российской империи почитали днём основания своей службы. Храмовая икона, написанная и украшенная на деньги, собранные фельдъегерями (всего 110 человек), тоже была в честь Сретения, как и полковой храм. Да и сам праздник отмечали в корпусе по-особому.

Сейчас самое время разобраться с двумя словами, не очень привычными для современного уха, — «Сретение» и «фельдъегерь», чтобы понять, что же так притягивало эту элиту из элит в празднике Сретения Господня?

Сретение — это Встреча с Богом. В переводе с церковнославянского «Сретение» означает встречу, причём слово пишется с заглавной буквы, поскольку речь идёт о главной Встрече человека — Встрече с Богом. В основе праздника лежит вполне обыденное событие: по традиции того времени на сороковой день после рождения Иисуса Мария и Иосиф приносят Младенца в храм для обряда посвящения Его Богу. А в Иерусалиме в то время жил старец Симеон — праведник, переводчик Священных текстов, человек рационального склада ума. Когда-то давно, задолго до рождения Богомладенца, прочитав у пророка Исайи, что Мессия родится от Девы, Симеон усомнился, что такое возможно. И решил исправить в пророчестве слово «Дева» на «жена» — женщина. Но тут Симеон был остановлен.

Вот что пишет евангелист Лука: Симеону «было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, пока не увидит Христа Господня».

Как оказалось, жизнь в бесконечности, жизнь, не имеющая логического конца, может быть и не в радость. Евангелие даёт понять: все эти долгие-долгие годы старец Симеон жил ожиданием Встречи с Мессией. Ожиданием Сретения. И вот родители приносят Иисуса в Иерусалимский храм. Сюда в тот же день, ведомый Божьим вдохновением, приходит и старец Симеон. В Сыне плотника из Назарета Симеон узнает Мессию, Спасителя, и берёт Младенца на руки.

Так и произошло Сретение — Встреча старца Симеона с Живым Богом. Именно это событие — Встречу рационального человеческого ума с Богом мы и чествуем в праздник Сретения Господня. И именно этот праздник так полюбился нашим фельдъегерям, став праздником корпуса.

Теперь перейдем к немецкому слову Feldjаger, означающему «полевой стрелок». В Пруссии, где фельдъегеря появились в 1742 году, они выполняли функции военной полиции. В России сразу всё пошло по-другому. Нашим фельдъегерям приходилось конвоировать и преступников — самый известный эскорт блистательно осуществил фельдъегерь Иван Лицынский, сопроводив бывшего властителя почти всей Европы Наполеона Бонапарта из Фонтенбло на остров Эльба.

Информация о Лицынском крайне скупа, но  выбор на Ивана Васильевича Лицынского пал не случайно. Прежде всего, потому, что он к этому времени уже имел большой жизненный опыт и солидный стаж воинской службы. До поступления в Фельдъегерский корпус он десять лет прослужил в российской армии унтер-офицером и пять лет курьером Военной коллегии. Принимал участие в Отечественной войне 1812 года (в Фельдъегерский корпус он был зачислен в 1812 году) и заграничных походах Русской армии 1813–1814 годов.

Позже фельдъегеря конвоировали декабристов и даже сопровождали Александра Пушкина — из его родного Михайловского в Москву к Императору, по делу декабристов.

Самые уникальные качества фельдъегерей — людей с обостренным чувством долга и чести, высочайшей самодисциплиной, незаурядной сообразительностью, отвагой, умом, волей. Видимо, без всего этого было бы невозможно выполнять порученное.

Но совсем не это стало главным для Фёдора Достоевского. Вот как писатель отзывался о конвоире, сопровождавшем его на каторгу в 1850 году. «Все мы приглядывались и пробовали нашего фельдъегеря. Оказалось, что это был славный старик, добрый и человеколюбивый до нас, как только можно представить; человек бывалый, бывший во всей Европе с депешами. Дорогой он нам сделал много добра. Между прочим он нас пересадил в закрытые сани, что нам было очень полезно, потому что морозы были ужасны. Причем он, Прокофьев, на свой счет взял часть трат».

Вот это качество — милосердие — было не просто свойственно чинам фельдъегерской службы. На него, не меньше чем на исполнительность, отвагу, скорость реакции, ум, развитый интеллект, обращали внимание, отбирая новых кандидатов для службы! Сострадательность, способность оставаться человеком в, казалось бы, самых бесчеловечных обстоятельствах культивировали! Награждая не только за храбрость, ловкость, исполнительность, но и за проявленное «Божье милосердие и сердоболие», а наказывая за «грубость и сердечную тупость.

Праздник Сретения в 2025 году Церковь отмечает семь дней.

Литература:

  • Городова, М.  Раскрыта главная тайна фельдъегерей / М. Городова. — Текст: непосредственный // Российская газета. «Неделя». — 2025. — 12-18 февраля (№31). — С. 30.
  • Миленина, Ю. Каторга изменила всю жизнь. Омск сделал из Достоевского великого писателя/ Ю. Миленина. — Текст: непосредственный // Аргументы и факты. — 2021. — 16 июня (№24). — С. 30.
  • Сименон Богоприимец // Православная энциклопедия. Т. 63: Сергий – Синаксарь / Под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. – Москва: Православная энциклопедия, 2021. – С.528–536.
  • Сретение Господне // Православная энциклопедия. Т. 65: Соловьёв – Ставротека / Под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. – Москва: Православная энциклопедия, 2022. – С.643–656.

Все изображения взяты из открытых интернет ресурсов.

На страже Отечества / Центр правовой и социально-значимой информации