«Захар» и его команда

В городе Миассе, недалеко от автомобильного завода Урал, сооружён мемориальный комплекс. В центре  Предзаводской площади, перед монументальной стелой, установлен памятник автомобилю ЗИС-5. Пролетают годы, изменяет свой облик, становится все сильнее и красивее автомобиль «УРАЛ». Но день рождения первенца миасского автозавода знает каждый житель нашего города — 8 июля 1944 года.

Раз в году наступает праздник, когда мы воздаем должное машине, вознесенной на постамент на Предзаводской площади.  Это памятник тому самому автомобилю, который сошёл с ленты заводского конвейера в жаркий июльский день.

А как это происходило в далёком военном 1944 году? «Накануне выпуска первого автомобиля никто не спал. Бодрствовали и руководители. По заводу бродили группы любопытствующих гостей, приехавших со всего Южного Урала. Это было событие вовсе не локального масштаба. Фронт остро нуждался в грузовых машинах. Тех, что производили другие заводы, работавшие в тылу, было недостаточно. Армия уральские машины ждала с надеждой. Столица перед пуском конвейера даже стимулировала труд уральцев концертом ансамбля Игоря Моисеева. А заводские акробаты отрепетировали специальный номер — «Конвейер пущен».

Фёдор Панферов, присутствовавший на торжествах по случаю схода с конвейера долгожданной машины, в своей книге «Борьба за мир» пишет о том, что заводской двор, крыши корпусов, заборы — всё было заполнено людьми. Заводчане по случаю даже постарались принарядиться как могли. Волновались все — от директора завода до простых станочников. Все были в ожидании. Дальше слово самому мастеру пера: «Автомобиль коснулся передними колесами площадки, затем, как бы облегченно вздохнув, спрыгнул с рельсов, колыхнулся, легко подбрасывая кузовом, и пошел в ворота — на солнце, на волю, на борьбу с заклятым врагом. А из тысяч глоток вырвалось оглушающее «ура»…  Кто-то радостно плакал, кто-то радостно смеялся, и все тянулись к автомобилю, все, ибо каждый видел в этом автомобиле долю своего труда». Вывести машину из ворот завода было доверено слесарю-водителю Дмитрию Колесову. Прежде он работал на главном конвейере Московского автозавода, где стал одним из лучших сборщиков, а затем в Ульяновске.

Вечером для героев труда был устроен званый ужин. В тот же день на завод из Кремля пришла поздравительная телеграмма. 20 июля на фронт ушла первая партия автомобилей «ЗИС-5В». А уже в конце сентября заводчане рапортовали: выпущен тысячный грузовик.

Это потом неброский по нынешним меркам и простецкий по сравнению со своим московским собратом военный грузовичок из Миасса нарекут «Захаром», вознесут на постамент. Его будут славить в стихах и песнях. Рядом с ним будут фотографироваться туристы. И торжества каждый год в честь него будут устраивать. А в тот период партия за партией автомобилей уходила туда, где пройденные версты мерялись человеческими жизнями, где надежда на скорое окончание войны всё больше становилась реальностью.

Сама же традиция масштабно отмечать день рождения «Захара» была заложена автозаводцами в 1974 году, когда исполнилось 30 лет со дня выпуска первого уральского автомобиля. 8 июля 1974 года на площади между цехами сдаточным и главным конвейером состоялось собрание трудящихся предприятия, посвящённое юбилею.

А за три дня до этого события на стадионе «Труд» прошёл концерт мастеров искусств, в котором приняли участие народные артисты СССР Павел Лисициан и Марина Ладынина.

В 1979 году, когда завод готовился к встрече своего 35-летия, праздник выпуска первого уральского грузовика вышел за рамки предприятия, стал особо почитаемым событием городского масштаба. С той поры автозаводцы стали с большим размахом отмечать день рождения «Захара» во Дворце автомобилестроителей, на стадионе «Труд», в парке.

Монумент первому автомобилю, был установлен в 1985 году, его открытие было приурочено к 41-летию выпуска знаменитого «Захара».

Мемориальная доска о первом автомобиле, установлена на стене дома №1 по улице 8 июля, такой же памятный знак есть и на территории автозавода.

За 80 лет развития АЗ «УРАЛ» с главной сборочной ленты предприятия съехало  более  полтора  миллиона автомобилей различных модификаций. И самое почётное место в этом строю занимает первенец завода – военный грузовик «ЗиС-5В».

Колесов Дмитрий Фролович

Но Миасс помнит не только о событии, но и о человеке, который 80 лет назад вывел за ворота сборочного цеха ЗиС-5В с номером 00001. Это слесарь-сборщик Дмитрий Фролович Колесов. Его именем в нашем городе названа улица в микрорайоне Комарово. На стене дома №9 установлена  мемориальная доска в честь первого водителя.

В 2009 году в преддверии юбилейной даты всем знакомая машина «ЗИС-5» отправилась на очередную реставрацию в центр прототипирования, испытания и моделирования. Эта уже третья реставрация автомобиля.  Вторая  производилось непосредственно на месте — были заменены разбитые окна и проведена окраска. Восьмого июля все работы были закончены, и «Захар» торжественно вернулся на своё законное место.

Оснащенный мощным по тем временам двигателем и весьма несложный в управлении, созданный в Миассе автомобиль «ЗиС-5В» ещё успел вдоволь навоеваться, стал надёжным отечественным грузовиком военного лихолетья, доехал до Берлина и вошёл в историю Великой Отечественной войны с полученным от фронтовиков красивым мужским именем – «Захар».

Почему именно так? Многие ветераны утверждают, что свое название «ЗиС-5В» получил от следующих слов – «За характер». Славно поработавший на фронте и в народном хозяйстве, «Захар» заслужил почёт и уважение, поднявшись на пьедесталы в Миассе и других российских городах.

Литература:

  • Автомобильный завод «Урал»: энциклопедия. — Челябинск: Каменный пояс, 2009. — 464 с. — Текст: непосредственный.
  • Гравишкис, В. Р. Есть на Урале завод / В. Гравишкис. — Челябинск: Челябинское областное государственное издательство, 1951. — 195 с. — Текст: непосредственный.
  • Манин, А. В. УралАЗ: завод у подножия Ильмен / А. В. Манин. — Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1991. — 624 с. — Текст: непосредственный.
  • Манин, А. В. Уральский автомобильный: страницы истории Уральского ордена Октябрьской революции и ордена Трудового Красного Знамени автомобильного завода имени 60-летия Союза ССР / А. В. Манин. — Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1987. — 192 с. — Текст: непосредственный.
  • Антипин, Н. А. «Катюша» и «Захар»: музей военной техники, собранной на Урале / Н. А. Антипин. — Текст: непосредственный // Южноуральская панорама. — 2020.  — 9 июля. — С. 11.
  • Бастылев, Ю. «Захар» и его команда: история машины «УралЗиС» / Ю. Бастылев. — Текст: непосредственный // Миасский рабочий. — 2015. — 22 октября. — С. 5.
  • Бастылев, Ю. Мы помним тебя, Захар! / Ю. Бастылев. — Текст: непосредственный // Уральский автомобиль. — 2016. — 21 октября. — С. 4.
  • Бастылев, Ю. Откуда пошли «Захары»? / Ю. Бастылев. — Текст: непосредственный // Уральский автомобиль. — 2014.- 30 августа. — С. 7.
  • Бастылев, Ю. Последний рейс «Захара» / Ю. Бастылев. — Текст: непосредственный // Уральский автомобиль. — 2017. — 23 июня. — С. 3.
  • Быстров, Е. С внешностью капиталиста и характером уральца: Малоизвестные страницы из истории легендарного «Захара» / Е. Быстров. — Текст: непосредственный // Уральский автомобиль. — 2012. — 9августа. — С. 2.
  • Зубков, В. «Захар» в строю почётном / В. Зубков. — Текст: непосредственный // Уральский автомобиль. — 2016.- 27 мая. — С. 3.
  • Зубков, В. «Там, на войне, мне встретился «Захар»… / В. Зубков. — Текст: непосредственный // Уральский автомобиль. — 2015. — 1 мая. — С. 3.
  • Зубков, В. Воевал, Победу добывал — пропавший порохом «Захар»: Созданный в Миассе «ЗиС-5В» стал легендой отечественного автопрома / В. Зубков. — Текст: непосредственный // Уральский автомобиль. — 2013. — 28 ноября. — С. 2.
  • Зубков, В. С 70-летием, «Захар»! / В. Зубков. — Текст: непосредственный // Уральский автомобиль. — 2014. — 5 июля. — С. 1,7.
  • Зубков, В. Слава тебе, «Захар» военный! / В. Зубков. — Текст: непосредственный // Уральский автомобиль. — 2016.- 8 июля. — С. 2.
  • Зубков, В. Фронтовая колея «Захара» / В. Зубков. — Текст: непосредственный // Уральский автомобиль. — 2015. — 8 мая. — С. 3.
  • Ильинкова, Т.  От «Захара» до «Урала» / Т. Ильинкова. — Текст: непосредственный // Уральский автомобиль. — 2023. — 20 февраля. — С. 3.
  • Мамчиц, О. Первый в роду «Захаров» / О. Мамчиц. — Текст: непосредственный // Уральский автомобиль. — 2014. -12 июля. — С. 2.
  • Пахтусова, С.  От «Захара» до «Урала NEXT» / С. Пахтусова. — Текст: непосредственный // Уральский автомобиль. — 2019. — 19 июля. — С. 9.
  • Пахтусова, С. В кадре — «Захар» и «Урал-М» / С. Пахтусова. — Текст: непосредственный // Уральский автомобиль. — 2015. — 3 апреля. — С. 4.
  • Пресс-служба АЗ «Урал». Виват, «Захар»! : горожане отмечают день выпуска первого уральского автомобиля / Пресс-служба АЗ «Урал». — Текст: непосредственный // Миасский рабочий. — 2022. — 7 июля. — С. 2.
  • УралЗиС-355М: семейная история. — Текст: непосредственный // Уральский автомобиль. — 2015.- 27 марта. — С. 3.
  • Чанчикова, О. От славного «Захара» до брутального «Урала» / О. Чанчикова. — Текст: непосредственный // Уральский автомобиль. — 2018. — 13 июля. — С. 1,9.

Все изображения взяты из открытых интернет источников.

Библиотечное краеведение / Краеведческая страница