Сила Закона — в его исполнении!

1 ноября в России отмечается профессиональный праздник —  День судебного пристава, установленный Указом Президента РФ № 1019 от 8 сентября 2009 года.

Федеральная служба судебных приставов (ФССП) в России представляет собой государственный орган, занимающийся обеспечением должного функционирования судебной системы, выполнением судебных решений, а также осуществляющий контроль в этой сфере.

Традиционно к этому дню приурочено проведение торжественных мероприятий, в рамках которых вновь поступившие на службу сотрудники принимают присягу на верность закону, а отличившиеся работники награждаются ведомственными и государственными наградами.

Право и литература… Эти две сферы находятся в тесном взаимодействии, поскольку законодательство и его применение, работа судебных органов, а также причины, приводящие к правонарушениям среди  членов общества, нередко становились основой для отражения действительности  в художественной литературе. В свою очередь, процессы создания и применения правовых норм также испытывают влияние литературы через общественное мнение.

Эффективность правосудия в обществе определяется не только оперативностью и справедливостью разрешения судебных дел, но и выполнением всех судебных решений. Однако добровольное исполнение этих решений происходит далеко не всегда.

Задача государства — обеспечить право кредитора на судебную защиту при соблюдении законных прав должника. На протяжении разных лет использовались различные методы принуждения должников к исполнению их обязательств, что привело к потребности возложить эти обязанности на определенные должностные лица. Эти лица должны были своими действиями предотвращать недобросовестное поведение заемщиков и содействовать торжеству правосудия.

В художественной литературе судебный пристав обычно предстает, как уважаемый и разумный человек, имеющий способности к тяжелой и методической работе. Однако стоит отметить, что деятельность судебных приставов в обществе воспринималась с опаской, страхом и недоверием. Люди беспокоятся за своё имущество и положение в ожидании исполнения судебного решения.

Работа судебного пристава требовала большой выдержки, нервного напряжения и готовности к любому развитию событий, даже связанному с риском для жизни. Он в любой момент мог столкнуться с недовольством самого должника и его близких.

В произведениях художественной литературы мы видим разный портрет судебного пристава, все же можно собрать его общий образ, прошедший сквозь призму времени. Судебные приставы — это люди, как правило, не получившие блестящего образования, но имеющие большой житейский опыт, отличающиеся твердостью характера, нравственным достоинством, терпением и выдержкой. Главным качеством судебного пристава конца XVIII — начала XX века —  его стремление к добросовестному исполнению своих должностных обязанностей, даже, несмотря на чрезмерно большой объем и сложные условия работы, особенно в провинции.

Как показывает исторический опыт, институт судебных приставов является важным и необходимым звеном в формировании судебной системы России. В течение многих лет судебные приставы обеспечивают эффективное правосудие, обеспечивают безопасность  участникам судебного процесса, а также укрепляют нормы и принципы справедливости в обществе.  Как и в прошлом, работа современного судебного пристава требует не только профессиональных знаний, но и личного мужества, решительности и твердости в действиях, и чувства гражданской ответственности.

Предлагаем вам обзор художественной литературы, где встречаются упоминания о  «судебном  приставе».

В литературе, образ судебного пристава обретает уникальное значение, представляя не только служителя закона, но и проводника, который может изменить ход событий, раскрывая внутренние трагедии героев.

Чиненков, А.  Господин судебный пристав: роман / Александр Чиненков. — Москва: Вече, 2014. — 448 с. — (Сибириада).

В 1916 году в сибирском городе Верхнеудинске молодой человек Кузьма Малов поступает на службу судебным приставом. Казалось бы, всё, он ухватил судьбу «за хвост», живи и радуйся, но… Кузьма любит татарку Мадину и горит желанием жениться на ней, однако опекун девушки, купец Халилов, всячески препятствует их браку. Своё нежелание он прикрывает принадлежностью молодых людей к разным религиям, но, как оказалось, дело вовсе не в том. Всему виной страшная тайна купца, благодаря которой девушка вообще не может быть ничьей женой!..

«…На службу меня зовут, государственную, – ошарашил родителей ответом Кузьма. – Судебным приставом… Я сразу ответа не дал, решил вот с вами посоветоваться.

Помолчав для солидности, Прохор Малов произнёс:

– Государственная служба – дело хорошее и значимое. Но ведь и ты на такой же состоял?

– То одно, а это другое, – пожал плечами Кузьма.

– А что с родителями посоветоваться решил, – продолжил Прохор, – это правильно сделал. Видать, должность ответственную предлагают, сынок? Я не знаю, что и как, но сердцем чувствую, что предложение принять надо!

– А что делать-то будешь на службе этой, сынок? – поинтересовалась мать.

– Я и сам ещё толком не знаю, – признался Кузьма. – При суде состоять буду, вот что мне известно пока. Ну а если согласие дам, то меня к начальству на собеседование вызовут и всё разъяснят.

– Да он при суде состоять будет, а не сыскарём служить, – со знанием дела разъяснил отец. – В суде люди культурные служат и с уголовниками не якшаются…»  2014г.

Эме, М. Судебный пристав 

Марсель Эме  — один из самых известных французских писателей. Его произведения заставляют грустить, смеяться, восхищаться и сострадать. Например, история про умершего судебного пристава, пожелавшего попасть в рай, Господь отправил на землю, чтобы он постарался совершить как можно больше добрых дел и заслужить безмятежную жизнь на небесах.

«Жил-был в одном французском городке судебный пристав, звали его Маликорн; он так рьяно исполнял свои непростые служебные обязанности, что без колебаний распродал бы за долги даже собственную мебель, да вот беда, закон запрещает судебным приставам преследовать самих себя…» Писатель любит пошутить, однако в его шутливых рассказах всегда таится горечь истины, которая дорога читателю не меньше, чем тонкая ирония.  1941г.

Толстой, Л. Н. Воскресение: роман / Лев Николаевич Толстой. — Москва: Мир книги, 2007. — 480 с.

Самое подробное изображение Львом Толстым судебного заседания мы встречаем в романе «Воскресение», писавшемся в течение 10 лет и впервые увидевшем свет в 1899 г. В центре его – трагическая история Катюши Масловой, проститутки, обвиненной в попытке отравить клиента с целью ограбления, и князя Дмитрия Нехлюдова, утонченного эгоиста, оказавшегося на процессе в числе присяжных заседателей и узнавшего в подсудимой соблазненную им десятью годами ранее женщину. Осознание своей вины, очевидная несправедливость суда, в результате судебной ошибки невиновную Маслову приговорили к каторге, постепенно растущее отвращение к своей прошлой жизни приводят князя к решению связать свою судьбу с судьбой Катюши.

«…Приехав в суд, Нехлюдов в коридоре еще встретил вчерашнего судебного пристава и расспросил его, где содержатся приговоренные уже по суду арестанты, и от кого зависит разрешение свидания с ними. Судебный пристав объяснил, что содержатся арестанты в разных местах, и что до объявления решения в окончательной форме разрешение свиданий зависит от прокурора». Толстой Л. Н., 1899г.

Салтыков-Щедрин, М. Е. Избранное / М.Е. Салтыков-Щедрин. — Москва: ЭКСМО-Пресс, 1998. — 864 с. — (Русская классика).

Автор в своих произведениях критиковал существующие порядки в судебном процессе. С помощью эзопова языка Михаил Евграфович бичевал отживший механизм феодального устройства государственной власти, права и правосудия.

«…Дела ускоренным аллюром решались одно за другим в пользу истцов, и судебный пристав то и дело ездил в Словущенское с исполнительными листами, назначая сроки для описи, оценки и т. д.» Пошехонская старина Салтыков-Щедрин М. Е., 1889г. 

«В это же самое время неведомо куда исчезли и политические процессы. В судах сделалось темно, глухо, тоскливо. Судебные пристава вяло произносили перед пустой залой: «Суд идет!» — и уверенно дремали, зная наперед, что их вмешательство не потребуется. Стало быть, и здесь шансы на составление адвокатской репутации уменьшились». Мелочи жизни Салтыков-Щедрин М. Е., 1887г. 

«Благодаря этому адвокат истцов (обе управы наняли одного и того же адвоката), отважный малый, в видах обеспечения исков, явился в сопровождении судебного пристава к сестрам и все, что нашел, описал и опечатал, оставив в их распоряжении только платья и те золотые и серебряные вещи, которые, судя по выгравированным надписям, оказывались приношениями восхищенной публики…» Господа Головлёвы Салтыков-Щедрин М. Е., 1880г. 

Достоевский, Ф. М. Подросток: роман в трёх частях / Ф.М. Достоевский. — Москва: Советская  Россия, 1979. — 573 с.

Главным персонажем выступает Аркадий Долгорукий — двадцатилетний юноша, являющийся незаконнорожденным сыном блестящего аристократа. В силу неопределённого положения в обществе и трудного детства, герой отличается ранимостью и развитым самолюбием. Встреча с родным отцом производит на него сильное впечатление и пробуждает противоречивые чувства. А впереди — интриги, скандалы, любовные увлечения и житейские драмы. 

«За столом между дверями, лицом к публике, сидел на стуле господин судебный пристав, при знаке, и производил распродажу вещей…» Достоевский Ф. М., 1875г.

Мамин — Сибиряк, Д.Н. Дикое счастье

Роман рассказывает о золотой жиле, которую нашел главный герой Гордей Брагин. Золото оказывается для многих испытанием, которое немногие проходят. Сам писатель считал необходимым рассказать о проблемах уральской жизни того времени, к числу которых относилась «золотая горячка», вызванная бурным развитием капитализма и открытием новых золотых месторождений.

«В Белоглинский завод явился судебный пристав окружного суда и произвел опечатание лавки и всего имущества в брагинском доме; хотя брагинская семья была подготовлена к этому событию, но самый акт, обставленный известными формальностями, произвел на всех самое тяжелое и удручающее впечатление». Мамин-Сибиряк Д. Н., 1884г.

Чехов, А. П. Дама с собачкой: рассказы и повести / А. П. Чехов. — Москва: Эксмо, 2010. — 640 с. — (Русская классика).

Проблемы российского судопроизводства конца XIX века нашли широкое отражение и в многообразном творчестве Антона Павловича Чехова. Обращение к этой теме было обусловлено богатым жизненным опытом писателя.

Образ судебного пристава как героя присутствует в рассказе «Палата номер 6». Один из главных персонажей, Иван Дмитриевич Громов, родом из дворянской семьи, был судебным приставом и губернским секретарём. Ивана Дмитриевича, «Несмотря на резкость его суждений и нервность, любили и за глаза ласково называли Ваней. Его врожденная деликатность, услужливость, порядочность, нравственная чистота и его поношенный сюртучок, болезненный вид и семейные несчастья внушали хорошее, теплое и грустное чувство; к тому же он был хорошо образован и начитан, знал, по мнению горожан, все и был в городе чем-то вроде ходячего справочного словаря».

После того как на него тяжело подействовали беды и несчастья семьи, его одолевает мания преследования, и он попадает в больницу для душевнобольных. «Иван Дмитрич Громов, мужчина лет тридцати трех, из благородных, бывший судебный пристав и губернский секретарь, страдает манией преследования». Палата № 6 Чехов А. П., 1892г.

В рассказе «В суде»  описывается судебное заседание дела крестьянина Николая Харламова в убийстве своей жены. По сюжету в какой-то момент из зала выходит судебный пристав, на что все обращают внимание, но не подают вида, и суд продолжает своё заседание.  «Никто не видел лица конвойного, и ужас пролетел по зале невидимкой, как бы в маске. Судебный пристав тихо поднялся с места и на цыпочках, балансируя рукой, вышел из залы. Через полминуты послышались глухие шаги и звуки, какие бывают при смене часовых». В суде Чехов А. П., 1886г.

 «Когда умерла мать, отец Петр Леонтьич, учитель чистописания и рисования в гимназии, запил, наступила нужда; у мальчиков не было сапог и калош, отца таскали к мировому, приходил судебный пристав и описывал мебель…» Анна на шее Чехов А. П., 1895г. 

«Так в общих чертах провел я ночь перед днем суда. Не стану описывать те ощущения, которые я испытывал, когда передо мной отворилась дверь и судебный пристав указал мне на скамью подсудимых. Скажу только, что я побледнел и сконфузился, когда, оглянувшись назад, увидел тысячи смотрящих на меня глаз; и я прочел себе отходную, когда взглянул на серьезные, торжественно — важные физиономии присяжных…» Ночь перед судом Чехов А. П., 1886г. 

Гейнце, Н. Э. В тине адвокатуры: роман / Н. Э. Гейнце. — Луганск: Лугань, 1994. — 512 с.

Главный герой романа  – прохвост и прощелыга, беспринципный жулик-адвокат Николай Леопольдович Гиршфельд, ловкий гешефтмахер, не брезгующий никакими средствами для достижения своей цели. Этот роман – история его восхождения к богатству и падения в самую бездну порока.

«Гость при этом расстегнул сюртук, чтобы вынуть что-то из бокового кармана и обнаружил висевший у него на шее знак судебного пристава». Гейнце Н. Э., 1893г.

Гиляровский, В.А. Сочинения: в 4-х томах. Т.3: Москва газетная / В.А.  — Москва: Терра, 1997 —  448 с.

Владимира Алексеевича Гиляровского, известного журналиста и писателя, знала вся Москва – извозчики, торговцы, полицейские, журналисты, писатели, художники – перечислять можно долго. Но и он знал Москву, как никто другой. Его жизнь богата событиями и встречами, в ней было все – лишения, невзгоды, преодоления, взлеты, его книга «Москва и москвичи» стал классикой мемуарного жанра.

«Когда явился в редакцию «Здоровья» судебный пристав описывать за долги имущество И.И. Зарубина, то нашёл его одного в единственной комнате с единственным столом, заваленным вырезками из газет, и с постелью, постланной на кипах журнала, а кругом вдоль стен вместо мебели лежали такие же кипы…» Гиляровский В. А., 1935г.

Все фотографии взяты из открытых интернет источников.

Библиотека рекомендует / На страже Отечества / ПроЧтение / Центр правовой и социально-значимой информации