В Модельной Павленковской библиотеке поселка Тургояк собраны десятки уникальных вещей
Что самое главное для сельской библиотеки? Большой книжный фонд? Наверное. Диалог с читателями? Безусловно. Но может быть самое, важное здесь – это свой необычный стиль, который отличает сельскую библиотеку от городской. Яркий пример тому Модельная библиотека в поселке Тургояк, которая в этом году отметит свой 80-летний юбилей. Интересна библиотека многим. Библиотекари здесь и театралы, и краеведы, и музейные работники, и литераторы в одном лице. Библиотека носит гордое название Павленковская – в честь Флорентия Федоровича Павленкова, известного мецената, книгоиздателя, просветителя.
– Павленковской мы стали 12 лет назад, – встречает меня на входе заведующая библиотекой Светлана Самойлова. – Теперь каждый год мы участвуем в областном конкурсе на подтверждение звания « Павленковская». Нужно показать работу. А это новые проекты, мероприятия, краеведческие поиски.
Музей русской избы
Светлана Павловна показывает гордость библиотеки – книжно-предметную экспозицию «Тургоякская сторона — тургоякская старина». На самом деле – это самый настоящий мини-музей, когда в одной комнате собраны десятки, если не сотни предметов старины, которые когда-то имелись во многих русских избах.
– Село Тургояк образовалось на 17 лет раньше Миасса, в 1756 году, – рассказывает Светлана Самойлова. – Основали его старообрядцы Мурдасовы, переселенцы из Тульской губернии. Их сын Иван Мурдасов и оставил записи о том времени.
По его воспоминаниям до Тургояка семья добиралась достаточно долго. В пути съели корову, козу, овец и на место прибыли с двумя козлятами на телеге, запряженной лошадью. Жили старообрядцы бедно, но были глубоко верующими и порядочными людьми.
Библиотекарь показывает вещи, которые использовались в хозяйстве до революции. Вот, например, деревянный рубель с зубчиками. Ведь и не подумаешь, что настоящий утюг. Одежда наматывалась на него, чуть смачивалась водой и рубель терли об лавку или стол. Это потом появились тяжелые железные утюги, в которые хозяйки насыпали горящий уголь из печи.
– А этими, маленькими модницы разглаживали оборки на юбках и рюшечки, – показывает Самойлова совсем крохотные утюжки.
Рядом, на полке стоит жестяная банка из-под монпансье, которое делали из натуральных соков – лакомство, которое могли позволить себе только состоятельные тургоячи.
Светлана Павловна берет в руки железную полуовальную сечку.
– Ей рубили карточку, капусту, мясо. Мясорубок, понятное дело, не было, – рассказывает библиотекарь. – Вот, терка. С ее помощью перетирали картофель и делали крахмал. Все эти предметы принесли нам тургоякские жители. В последнее время коллекция активно пополняется. Люди перестраивают дома и обнаруживают много интересных предметов старины.
На полках в экспозиции лежат кованые гвозди, подковы, чугунки, глиняные крынки. Гордость экспозиции – тургоякский пряник. Такие пекли в старину в летние месяцы, а зимой, для пополнения рациона, пряник замачивали, делали тюрю – жидкую похлебку, с хлебом или сухарями, покрошенными в воде с добавлением соли и небольшого количества постного масла.
В зеркало лучше не смотреть
– Брендом села были кони. В 19-м веке на 1000 жителей приходилось 3000 лошадей. Настолько коней любили, что даже в горницу могли завести, – продолжает Светлана Самойлова и вдруг резко останавливает меня, – Стойте. В старинное зеркало смотреться нельзя.
Ага, в экспозиции библиотеки старинных зеркал целых два. (Интересно, сколько на своем веку они встречали модниц.) Потертые, с деревянными резными окладами. Думаю, что в свое время жители села выложили за них немалые деньги. Я, конечно, в них не глядел, просто на оклады глянул. По поверью старые зеркала сохраняют энергетику людей, которые в них когда-то смотрелись. Если зеркало находилось в счастливой семье, это хорошо, а если нет, то в такое зерцало уж точно смотреть нельзя…
Хранятся на полке и несколько пестерей. Это что-то вроде коробов или походных сумок. Все они сделаны из лыка. В таких пестерях носили и уголь, и грибы. В них собирали ягоды, их вешали за спину.
Во второй половине 19 века Тургояк активно расширяется. Появляется множество зажиточных людей. В округе работают золотоносные шахты.
– Описано немало случаев, когда богатые жители проезжая по улицам кидали народу с телег печатные пряники, – поясняет Светлана Павловна. – Ребятишки их подбирали, а взрослые нет, потому что старообрядцы были крайне чистоплотными и гордыми людьми.
Из интересных вещей в библиотеке можно увидеть трофейную немецкую гармошку фирмы Hohner. На стене висит копия картины Алексея Венецианова «Крестьянская девушка с теленком». На обратной стороне холста – дарственная надпись. Читается очень плохо, но дату разобрать можно – март 1941-го. Хранится в библиотеке и несколько старинных книг. Одна из них – полное собрание сочинений Александра Пушкина со штемпелем издательства Маврикия Осиповича Вольфа. Выпущена она в период с 1853 по 1883 годы.
«Бессмертный полк» множится
Большое внимание сотрудники культурного учреждения уделяют и событиям Великой Отечественной войны. 300 сельчан не вернулось с фронтов. В книге памяти «Бессмертный полк», которую библиотекари ведут с 2014 года, пока собрана информация о 120 погибших красноармейцах. В библиотеке бережно хранят письма с фронта, орденские книжки, знаки отличия бойцов Красной армии, на вешалке висят фуражка, гимнастерка, шинель, командирский планшет, на стенде – множество старых фотографий. В Тургояке уже не осталось живых свидетелей той войны. Совсем недавно умер последний участник – 93-летний Геннадий Филиппович Кобелев.
P.S. В феврале в Миассе свою работу начинает проект сельских библиотекарей «В селе живет история». Старт проекта принимает Модельная Павленковская библиотека поселка Тургояк. Мероприятия пройдут в рамках Года памяти и славы. Приурочены они к 75-летию Великой Победы.
Машгородок / Новости библиотек / Сельские / Филиал 9 |