20 февраля в Центральной городской библиотеке имени Юрия Либединского открылась выставка-просмотр «Глагол времен, мой гений, мой язык…», посвященная Международному дню родного языка (International Mother Language Day). Праздник был учрежден решением 30-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года.
Отмечаться он стал ежегодно 21 февраля с 2000 года. Цель — содействие языковому и культурному разнообразию и многоязычию. Дата была выбрана в знак памяти событий 21 февраля 1952 года, когда в Дакке, столице нынешнего Бангладеша, от пуль полицейских погибли студенты — участники демонстрации в защиту своего родного языка. Они требовали признать бенгали одним из государственных языков страны.
Язык — один из символов культуры, который не заменить. И чем больше языков знает человек, тем он духовно богаче! Каждый народ представляет свою неповторимую культуру, древнюю и яркую историю, религиозные традиции, образ жизни. У каждого народа свой родной язык. Сберечь его — важная задача человека любой национальности. Уважение и признание языков — один из основных условий сохранения мира на планете.
Фолсом Ф. Книга о языке: человек разумный – это человек говорящий / Франклин Фолсом ; [пер. c англ. А. А. Раскиной].— 2-е изд., испр.— Москва : Прогресс, 1977.— 159 с. : ил. – Текст : непосредственный. (ЦГБ)
Франклин Фолсом — известный американский популяризатор-филолог, живо, увлекательно и очень доходчиво рассказывает о возникновении речи из нечленораздельных звуков, о зарождении письменности, об огромном множестве языков, населяющих землю, о том, как они различны, но в то же время в чем-то главном сходны, о том, как много интересного стоит почти за каждым словом языка.
Быков, А. А. Удивительное языкознание / Алексей Быков. — Москва : ЭНАС, 2012. — 208 с. — (О чём умолчали учебники). – Текст : непосредственный. (ЦГБ, ф. 1, 2, 4, 6, 16, 19, 22, 23)
Книга является своеобразным путеводителем по языкам Европы; она содержит обзор и сравнительный анализ европейских языков, рассказывает об их истории, устройстве, взаимовлиянии. Приведены правила чтения. В конце книги имеются сведения об искусственных языках и о личных именах, распространенных у разных народов, а также словарь лингвистических терминов. Материал книги будет интересен тем, кто хочет ознакомиться с языковым богатством Европы, интересуется происхождением слов и природой заимствований, присматривается, какой иностранный язык было бы интересно и полезно изучить, хотел бы глубже понять свой родной язык, сравнивая его с иностранными.
Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык / гл. ред. М. Аксенова. – Москва : Аванта+, 1998.— 704 с. : ил. – Текст : непосредственный. (ЦГБ, ф. 1, 3)
В энциклопедии доступно и занимательно рассказано о сложном и многообразном явлении – человеческом языке. Книга содержит множество интереснейших сведений о родном языке, практические советы по повышению грамотности, изучению иностранных языков, развитию речи, а также занимательные языковые игры, лингвистические задачи, рисунки.
Колесов, В. В. Гордый наш язык / В. В. Колесов. – Санкт-Петербург : Авалон : Азбука-классика, 2007. – 352 с. – Текст : непосредственный. (ЦГБ, кх, ф. 1, 2, 3, 4, 6, 8, 13, 16, 17, 20)
Как сказать правильно? Какое слово выбрать? Как обратиться к тому или иному человеку? Кого можно назвать интеллигентным? На эти и многие другие вопросы дается ответ в этой книге, написанной видным филологом, профессором Санкт-Петербургского университета.
Лопатин, В. В. Иллюстрированный толковый словарь современного русского языка: более 35000 слов / В. В. Лопатин, Л. Е. Лопатина.— Москва : Эксмо, 2007.— 928 с. : ил. – Текст : непосредственный. (ЦГБ, ф. 20)
Иллюстрированный толковый словарь современного русского языка включает активную, наиболее употребительную лексику русского языка конца XX – начала XXI века. В словаре приведена обширная информация о каждом слове: толкование, особенности употребления, произношение, а также дана его краткая грамматическая и стилистическая характеристика.
Даль, В. И. Толковый словарь русского языка.Современная версия / Владимир Даль. — Москва : ЭКСМО, 2002. – 640 с. – Текст : непосредственный. (ЦГБ, ф. 8, 11, 16, 17)
Словарь Владимира Ивановича Даля — неисчерпаемая сокровищница русского языка, представленного во всей его полноте, своеобразии и великолепии. «…Каждая его строчка меня учит и вразумляет, придвигая ближе к познанью русского быта и нашей народной жизни…» — писал Николай Васильевич Гоголь. Перед вами современная версия легендарного словаря Даля — бесценного собрания живого русского слова.
Новый учебный словарь английского языка = Collins New School Thesaurus / [ред. И. А. Крупская]. — Москва : АСТ: Астрель, 2003. — 784 с. – Текст : непосредственный. (ЦГБ)
Словарь содержит около 3500 синонимических рядов к наиболее употребительным словам английского языка. Это новый тип учебного словаря, который можно назвать словарем синонимов. Синонимы, как известно, обогащают словарный запас обучающихся иностранному языку и способствуют развитию устной и письменной речи.
Ярцев, В. В. Немецкая грамматика? Не бойся! : учебное пособие / В. В. Ярцев. — 3-е изд. — Москва : Московский Лицей, 2001. — 340 с. – Текст : непосредственный. (ЦГБ)
Автор в не совсем традиционной форме попытался подать все основные грамматические явления немецкого языка и по возможности максимально облегчить процесс восприятия и запоминания материала. При этом акцент сделан на простом и доходчивом объяснении правил нормативной немецкой грамматики с использованием ассоциаций и аналогий в русском языке.
Громова, Т. Н. Французско-русский и русско-французский словарь для всех / Т. Н. Громова. 4-е изд.. — Москва : Цитадель-трейд : Вече, 2006. – 864 с. – Текст : непосредственный. (ЦГБ)
Словарь содержит более 17 000 слов во французско-русской части и 21 000 слов в русско-французской, а также наиболее употребительные слова французского и русского языков. Это наиболее популярный тип словаря, необходимый каждому, как удобный компактный справочник при изучении французского языка, при чтении французских текстов средней трудности. Он окажет существенную помощь практическим работникам различных специальностей, а также бизнесменам и туристам в устном общении.
Погадаева, С. В. Испанский язык : краткий справ. / С. В. Погадаева — Москва : Слово : Эксмо, 2003. – 222 с. – Текст : непосредственный. (ЦГБ)
Справочное издание поможет освоить теоретический курс и научиться свободно говорить на испанском языке. Пособие предназначено для школьников, учителей, абитуриентов, студентов вузов и желающих изучить иностранный язык самостоятельно.
Алфёров, А. М. Самые знаменитые города Испании = Las ciudades de Espana : [книга для чтения на испанском языке] / А. М. Алфёров. — Москва : АСТ : Восток-Запад ; Владимир : ВКТ, 2008. — 224 с. (ЦГБ)
Пособие содержит материалы лингвострановедческого характера, посвященные важнейшим городам Испании, и предназначено для учащихся, студентов и преподавателей высших и средних учебных заведений, а также самого широкого круга лиц, интересующихся испанским языком и культурой. Большое внимание в книге уделяется памятникам архитектуры и достопримечательностям Мадрида, Барселоны и других городов, что позволяет рекомендовать ее не только как пособие, но и в качестве своеобразного путеводителя для посещающих Испанию.
Шевлякова, Д. А. Итальянский язык. Самоучитель для начинающих / Д. А. Шевлякова. – Москва : АСТ-Пресс Книга, 2010. – 368 с. : ил. – (Язык без границ). – Текст : непосредственный. (ЦГБ)
Самоучитель адресован тем, кто никогда не изучал итальянский язык и хочет овладеть им быстро и самостоятельно. Пособие включает в себя вводный курс, нацеленный на усвоение правил чтения и произношения, 11 уроков основного курса, посвященного лексике и грамматике; последний урок представляет собой итоговый тест. В самоучителе есть поурочные словарики, итальянско-русский и русско-итальянский словари, грамматический справочник, упражнения разной степени сложности с ключами, постраничные «подсказки».
Соколюк, В. Г. Русско-греческий и греческо-русский разговорник / В. Г. Соколюк. — 5-е изд. — Ростов-на-Дону : Феникс, 1999. – 608 с. – Текст : непосредственный. (ЦГБ, ф. 20)
В разговорник включены наиболее употребительные слова и выражения, которые могут быть использованы в различных разговорных ситуациях. Греческий и русский тексты снабжены практической транскрипцией. Разговорник поможет русскоговорящим гражданам и грекам в их общении. Он также будет полезен при изучении новогреческого или русского языка.
Джамиль, Я. Ю. Литературный арабский язык : практический курс / Я. Ю. Джамиль. – Санкт-Петербург : Каро, 2006. – 192 с. : ил. – Текст : непосредственный. (ЦГБ)
Пособие предназначено для лиц, изучающих современный литературный арабский язык. Оно построено на материале современного арабского языка и состоит из трех частей: основы грамматики, учебные тексты и приложения. В приложениях приведены типичные обороты арабского литературного языка, вызывающие наибольшие трудности у изучающих этот язык.
Литвинов, И. Л. Я начинаю говорить по-татарски : учеб. пособие / И. Л. Литвинов. – 2-е изд., доп. – Казань : ГранДан, 1998. – 278 с. – Текст : непосредственный. (ЦГБ)
Эта книга построена по той же системе, что учебник иностранного языка для начинающих. Автор отразил свой 50-летний опыт преподавания иностранных языков и путь, которым он шел в самостоятельном овладении татарским языком.
Новости библиотек / ЦГБ им. Ю.Н. Либединского |