Его смысл жизни

Житель посёлка Тургояк, художник, иконописец, резчик по дереву, стихотворец Александр Иванович Евсеев, человек необыкновенно одарённый, наделённый от природы многими талантами. Своим творчеством художник А.И.Евсеев способствует возрождению духовной культуры родного края.

Награда от  Союза свободной немецкой молодежи 

Александр Иванович Евсеев родился в 1955 году в посёлке Лебедевка Уйского района Челябинской области в простой крестьянской семье. Умение рисовать передалось ему от брата матери. Окончив школу, а затем профтехучилище ушёл в армию. Попал служить в Германию. Именно здесь проявились его художественные способности. Он занимался оформлением наглядной агитации зала боевой славы, рисовал портреты, плакаты. За что был награжден Союзом свободной немецкой молодежи грамотой и медалью активиста. В 1978 году он приехал в Миасс. Поражённый живописной красотой здешних мест, Александр Иванович остался жить в посёлке Тургояк. Работал оформителем. Окончил Магнитогорский государственный педагогический институт, отделение художественной графики. В 1982 году был приглашен отцом Николаем (Покровским) расписать Миасскую Свято-Троицкую церковь. И с того времени стал работать в храмах, одновременно создавая большое количество разных по жанру и технике исполнения работ.

Разлетелись по всему свету

Александр Иванович человек разносторонне одарённый. Он не только прекрасно рисует, но и пишет замечательные стихи. Это человек широкого кругозора, интересный собеседник. Художник часто получает приглашения переехать на постоянное место жительства в другие регионы России. Но он остается верен Уралу, который считает  серединой земли. Творческая биография Александра Ивановича Евсеева составляет не один десяток лет. За это время создано несколько тысяч живописных работ. Это и лики святых, и мирские портреты, и пейзажи, и росписи храмов,  резьба по дереву. Но увидеть их в мастерской художника невозможно. Они разлетелись по всему свету и находятся в частных коллекциях Америки, Германии, в Москве, в городах Урало-Сибирского региона.

Храмовая живопись

Особое место в творчестве художника занимает храмовая живопись. Александр Иванович расписывал храмы в городах и сёлах Челябинской области. В поселке Сыростан расписал купол храма и алтарь, где представлена центральная сцена из “Сотворения мира”. Именно возрождению этого красивейшего храма он посвятил свои поэтические строки:  

Вблизи Ильменских гор Урала

Лежит поселок Сыростан.

А в середине  величаво

Стоит старинный божий храм.

Художник не только пишет иконы, но и делает киоты – резные деревянные витрины для икон. В деревянном храме Святых Царственных Страстотерпцев в посёлке Тургояк мастером была отреставрирована икона Екатерины и Варвары, написаны икона Романа Сладкопевца и запрестольная икона.

Одной из интереснейших  работ является росписи тургоякской часовни, посвящённой адмиралу Ф.Ф.Ушакову и Храма Михаила Архангела в посёлке Тургояк.

Среди работ мастера есть и исторические картины, сюжеты которых навеяны местными легендами, поразившими его своей образностью и поэтичностью: «Пугачев на озере Инышко», «Легенда озера Тургояк». Эти работы находятся в частных коллекциях. Большое место в творчестве художника занимают пейзажи: «Водопадик», «Восход солнца», «В волнах» и другие. Александр Иванович выполнял на заказ портреты выдающихся личностей: Петра I, Александра Суворова, Петра Столыпина, академика В.П.Макеева , портрет Иова, митрополита Челябинского и Златоустовского и другие.

Секреты мастерства  — в технике Аля-прима.

Как и у  каждого художника, у Александра Ивановича  своя манера письма, свои способы и приёмы, свои секреты мастерства. Одним из любимых художников  Евсеева является Исаак Ильич Левитан. Именно у него он учится умению передать настроение изменчивой природы, первое впечатление увиденного, движение света и цвета. Делает заготовки – зарисовки, именно они могут стать основой будущей картины. Любит писать на пленэре. При написании этюдов работает в основном мазками, в технике аля-прима. Главным является определение мотива будущей картины, хороший рисунок. Очень долго работает над композицией картины. Художник говорит: «Композиция считается завершенной тогда, когда нечего убрать». Тщательно готовит холст. Наносит на него рисунок карандашом или углём, затем краской. А во время её высыхания протирает льняным маслом или чесноком, как делали в старину.

Создавая иконы, художник использует другую технику. При написании иконы необходимо с самого начала проникнуться благоговением к иконописи. Каждая икона состоит из четырёх основных частей — слоёв. Первый слой — щит из деревянной доски (или кусок холста) — является её основой. Второй слой — грунт или левкас, приготовленный из порошка мела с клеем. Третий слой — это  рисунок. Четвертый слой, олифа, защищающая живопись от внешних воздействий. Пишутся иконы по определенным канонам, хотя каждый иконописец передаёт своё отношение к создаваемому сюжету. Но главное: всё нужно делать с верой, проникновением и любовью. Именно так и творит иконописец Евсеев Александр Иванович — гордость тургоякской земли.

Источники:

  • Художник А.И.Еремеев //Архив электронного музея библиотеки-филиала № 9 «История поселка Тургояк». — Лист № 9, 10.
  •   А.И.Еремеев: Поисковая работа ученицы   МКОУ « СОШ «2»  Базавлуцкой Евгении. 2011 //Архив электронного музея библиотеки-филиала № 9 «История поселка Тургояк». — Лист № 11.
Краеведческая страница / Народный архив сел / Поселок Тургояк / Сельские / Филиал 9