Быстрый отклик

В 2020 году большинство россиян  впервые столкнулись с QR-кодами. Сначала их ввели для контроля режима самоизоляции и передвижений, а затем начали использовать для пропуска вакцинированных в различные заведения. Но QR-коды – не только спутники ограничений. Благодаря тому, что за несколько секунд можно получить большой объем информации, QR — код активно используют практически во всех сферах нашей жизни.

Кто его придумал

QR – это сокращение от Quick Response, что означает «быстрый отклик».

Это двумерный тип штрих-кода, который легко считывается цифровым устройством и хранит информацию в виде серии пикселей в квадратной сетке, которая внешне выглядит как черно-белый узор. QR-код, в отличие от штрих-кода, читается в двух направлениях — по горизонтали и по вертикали. Это позволяет хранить в нем больше данных. При сканировании QR-кода пользователь получает доступ к этим данным мгновенно.

В наши дни QR-коды используются во множестве отраслей как для хранения данных (ссылки на сайты, номера телефонов или тексты), так и для предоставления доступа к Wi-Fi, отправки и получения платежной информации и прочих целей.

В начале 1990-х годов японская дочерняя структура Toyota, которая занималась разработкой считывателей штрих — кодов, решила создать новые коды, которые могли бы содержать больше информации. Чтобы ускорить чтение кода, разработчики добавили угловые метки, которые сначала видит считыватель. Затем они изучили соотношение белых и черных областей на изображениях и символах в листовках, журналах, на картонных коробках и прочей продукции. Исследователи выбрали самое непопулярное соотношение, которое не использовалось в печатной продукции и в штрих — кодах и при этом могло считываться под любым углом.

Масахиро Хара

Изобретателем считается сотрудник японской автомобильной компании Масахиро Хара. Он придумал его в 1994 году как альтернативу штрих коду и удобный способ отслеживать выпускаемые машины и детали к ним.

Этот код  мог кодировать до 7 тысяч знаков и считывался в 10 раз быстрее, чем штрих-код. Первой такие коды стала использовать автомобильная промышленность. Они значительно упростили все управленческие задачи от контроля производства до доставки и выдачи квитанций о транзакциях. Автомобильная компания открыла свою разработку для свободного использования и в 2000 году Международная организация по стандартизации внесла QR-код в список одобренных стандартов кодирования информации.

Преимущества

В квадратике, где чередуются чёрные и белые метки, можно зашифровать гораздо больше информации, чем в линейном штрих коде, в том числе иероглифы (вот почему его придумали в Японии). QR-код легко распознаётся сканирующим оборудованием и может быть прочитан, даже если повреждён.

Где применяются

Сначала этот тип кодирования использовался в автомобильной промышленности. Когда появились смартфоны с камерами и сканерами, технология стала доступна для потребителей. С её помощью можно найти информацию о товаре, достопримечательности, расписании поездов, произвести оплату услуг ЖКХ или покупки в магазине. QR-коды активно используются и в СМИ.

Для чего нужны QR-коды

В зависимости от области применения используются статические и динамические QR-коды. Первые содержат информацию, которую нельзя редактировать после создания кода. Они подходят для личного использования, например, настройки подключения к Wi-Fi или создания визиток, идентификации сотрудников, значков событий, технической документации по продукту и т.д.

В случае с динамическом QR-кодом информацию можно обновлять, редактировать и изменять сам тип такого кода уже после его создания. Коды такого вида больше подходят для бизнеса и маркетинговых целей. В рамках рекламной кампании с помощью QR-кодов можно собирать и измерять статистику при каждом сканировании.

Бизнес, некоммерческие организации и даже отдельные пользователи могут применять QR-коды для своих задач.

  • Цифровая визитка. После сканирования человек получает доступ к цифровой визитке, которая может быть гораздо объемнее бумажной и включать ссылки на соцсети, данные о состоянии здоровья и прочую информацию. Такие визитки с указанием адреса можно даже создавать для питомцев, чтобы их вернули владельцу. Визитку можно сгенерировать самостоятельно или обратиться в компанию, которая предлагает такие услуги.
  • Бизнес-страница. Перейдя на бизнес-страницу, пользователь сможет посмотреть график работы компании, узнать, где находится ближайшее заведение и т.д.
  • Реклама и акции. QR-коды со ссылками на сайт компании, а также скидками и купонами можно размещать прямо на рекламных щитах.
  • Платежи. Используя QR-код, организация может предоставить клиентам гибкость и удобство бесконтактной оплаты, что особенно ценно в период локдауна.
  • Информирование. QR с поддержкой PDF могут кодировать объемные статьи, в которых организация будет делиться данными о последних исследованиях или статистикой, а
    бренд предоставит руководство по использованию своего продукта.
  • Повышение вовлеченности и охвата. QR-коды могут включать ссылки на соцсети, а также видео, фотогалереи и аудио, в которых компания (блогеры, организации) рассказывают о своей работе, анонсируют или представляет продукт.
  • Обратная связь. Пользователи могут сканировать такой код и заполнять форму с отзывами и пожеланиями, писать на почту компании, а также выставлять компании рейтинг. QR-код с поддержкой SMS дает возможность отправить отзыв на корпоративный номер телефона даже без подключения к интернету.
  • Идентификация. Коды SQRC с личной информацией можно использовать, чтобы ограничить допуск в отдельные помещения или к определенной документации.
  • Практические цели. Например, кодом можно заменить пригласительные билеты на большое мероприятие. В нем достаточно прописать все детали события и разослать приглашенным.

Как их сканировать

В смартфонах последних лет выпуска присутствует встроенный считыватель QR-кода, который расположен в камере. Для считывания достаточно навести камеру на код под любым углом. Даже если на телефоне нет встроенного считывателя QR-кода, его можно скачать в магазинах приложений. В этом случае для считывания потребуется открыть приложение.

QR-коды можно считать и на компьютере с помощью одной из специализированных программ. Например, bcTester умеет сканировать разные типы QR-кодов, а bcWebCam работает напрямую с веб-камерой.

Чтобы просканировать QR-код, откройте у себя приложение, наведите камеру на код, добейтесь чёткости изображения (возможно, придётся подвигать смартфон туда-сюда, а при недостаточном освещении включить подсветку), и программа его отсканирует, предложив вам перейти по ссылке.

Интересные факты

  • QR-код крайне популярен, но никем не запатентован.
  • QR-код необязательно должен быть чёрно-белым. Цвета могут использоваться любые. Главное – контрастность.
  • Данные с QR-кода можно считать, даже если тот повреждён на 30%.
  • Белорусская IT-компания создала в поле под Минском самый большой в мире QR-код: 300 на 300 м.
  • Китайские больницы используют QR-коды в качестве идентификационных карт для пациентов.

Список литературы:

  • Воскресенский, П. Н.  Грамотное использование QR-кодов / П. Н. Воскресенский. — Текст: непосредственный // Справочник руководителя учреждения культуры. — 2015. — №3. — С. 81 — 89.
  • Писаренко, Д. Возведение в квадрат. Откуда взялись QR-коды и как ими пользоваться / Д. Писаренко. — Текст: непосредственный // Аргументы и факты. — 2023. —  15 марта (№11). — С. 11.
  • Прохорова,  Е. Что такое QR — код и как им пользоваться? / Е. Прохорова. — Текст: непосредственный // Кадровое дело. — 2012. — №5. — С. 116-119.
  • Трубилина, М. Жилое подтверждение: выписку из реестра недвижимости можно будет проверить через QR-код / М. Трубилина; О. Капранов. — Текст: непосредственный // Российская газета. — 2023. — 17 февраля (№36). — С. 7.



Ваши права / Центр правовой и социально-значимой информации