Маркетфейк: мошенничество на маркетплейсах

Мы и не заметили, как быстро в нашу повседневную жизнь вписались покупки на маркетплейсах. Ведь там есть всё – от продуктов питания до одежды, мебели и бытовой техники. Благодаря этим площадкам не надо тратить время на шопинг. Но, как и везде, здесь есть и «обратная сторона медали» – можно легко нарваться на обман.

На маркетплейсах можно не только сделать покупки, но и обзавестись подделками или потерять деньги. На них обитают покупательские «террористы», виртуозы подмен и мастера обмана.

Маркетплейсы регулярно обновляют свои методы борьбы с мошенниками. И в большинстве случаев они действительно работают но, как правило, наживаются аферисты на человеческой невнимательности.

Маркетплейс — это интернет-платформа, на которой продавцы и покупатели находят друг друга и взаимодействуют между собой. У таких платформ бывает разная специализация — от универсальных торговых площадок с товарами на все случаи жизни до отраслевых маркетплейсов услуг.

Чем маркетплейс отличается от интернет-магазина? Между ними есть несколько основных отличий. Интернет-магазин обычно торгует товарами одного или нескольких брендов. В маркетплейсе представлена продукция многих продавцов, часто — из множества разных категорий. В этом смысле он похож на большой онлайн — гипермаркет.

Связь с офлайном. У многих интернет — магазинов есть представительство в офлайне. У маркетплейсов таких представительств обычно нет, зато есть пункты выдачи товаров.

Аудитория и география. Маркетплейсы,  тратят много внимания и ресурсов на привлечение пользователей. Поэтому аудитория и трафик у них больше, чем у интернет-магазинов. Кроме того, развитая логистика позволяет маркетплейсам работать с более широкой географией.


Виды мошенничества

Мусор по высокой цене. Это потребительский «терроризм», когда клиент заказывает вещь, но при получении  в посылках покупатели получают мусор, бумагу и камни. Самой безопасной считается схема, когда товар хранится на складе маркетплейса и доставляется в пункт выдачи заказов. Маркетплейс полностью отвечает за товар на всех этапах. На практике встречаются случаи, когда один исполнитель сортирует, другой упаковывает, третий везёт… чем больше звеньев в цепи, тем выше соблазн у исполнителей подменить что-то ценное в посылке на мусор.

Проверка на месте. Соблюдение всех правил доставки повышает шансы купить на маркетплейсе хорошую вещь. Нужно смотреть всё, в том числе и негативные отзывы о магазине и товарах. И если многие пишут, что получили от продавца некачественный, поддельный товар, то шансы остальных купить качественную вещь равно нулю. Важно проверять все вещи при получении. Многие забирают не распакованные пакеты и только дома обнаруживают неприятные находки, некомплектные товары, подмену и т.д.

При покупке одежды и обуви бороться с подделками помогает проверка маркировки товаров через приложение «Честный знак». Сейчас маркировка наносится на многие предметы одежды и на всю обувь, также маркировка распространена на текстильные изделия. На маркетплейсах вы не увидите товаров без маркировки. Если она предусмотрена, то будет нанесена на упаковку. Но в отзывах довольно много жалоб на то, что при попытке проверить товар маркировка не считывается.

Полезли в кошелек. Еще одной распространенной мошеннической схемой на маркетплейсах является увод клиентов на фишинговые сайты. Схем довольно много, а защиты от маркетплейса, если вы потеряли деньги, не будет. Попросить провести оплату на другом сайте продавец может под разными предлогами: товар закончился на складе маркетплейса, надо заказать на его личном, доплатить за какие-то детали или услуги, товар закончился и нужно подтверждение для возврата средств. Любые действия за пределами торговой площадки — это огромный риск потери средств.

Впрочем, среди тех, кто пишет отзывы, тоже могут быть мошенники. Из популярных — это размещать отзывы с комментарием, что тут очень дорого, а вот на другом сайте нашёл товар намного дешевле, и далее доброжелатель даёт ссылку на другой сайт. На нём покупатель может совершить покупку и не получить товар, но возможен вариант и похуже, когда заход на сайт заканчивается установкой на компьютер или смартфон вредоносной программы, которая позволяет получить доступ к счёту клиента.

Мошенники пользуются тем, что многие люди доверяют маркетплейсу, действуя по указке мошенников. Любые попытки перенести общение с покупателем за пределы площадки, где размещен магазин, это признак того, что его собираются обмануть. Не важно, где будет происходить дальнейшее общение, в WhatsApp или Telegram, на сайте продавца или где-то еще, это гарантированно обман. Никакие объяснения продавца, что так удобнее и так работает система, слушать не стоит. Даже если предложение выглядит очень заманчивым, а цена на товар низкая, стоит поискать другого продавца.

Следует соблюдать правила:

  • Внимательно читать правила пользования маркетпейсом;
  • Не пользоваться мессенджерами при общении с потенциальными покупателями;
  • Всегда оставаться на ресурсах торговой площадки;
  • Не вводить срок действия своей банковской карты и CVV-код: они нужны только для оплаты, а не для получения денег на карту;
  • Читать все поступающие от банка СМС, не ведясь на убеждение «покупателя», что слово «списать» — это слово «зачислить»;
  • Помнить, что мошенники могут умело притворяться технической поддержкой маркетплейса.

Куда обращаться, если обманули в на маркетплейсе?

В первую очередь нужно связаться с администрацией портала. Вполне допускается, что менеджер просто что-то напутал или выполняет свою работу некачественно. В таком случае администрация должна урегулировать конфликт и выполнить свои обязательства перед покупателем честно.

По факту невыполнения своих обязательств маркетплейсом нужно писать жалобу. Направить ее можно:

  • В Роспотребнадзор;
  • В территориальное отделение полиции;
  • В суд.

В суд стоит обратиться тогда, когда обращение в первые две инстанции не дали должного результата.

Что делать, если магазин прислал не тот заказ. В этом случае можно предпринять следующее:

  • Связаться с менеджером интернет-магазина и объяснить сложившуюся ситуацию. Перед этим можно сделать фотографии товара, снять краткий видеообзор. На нём должен присутствовать не только сам товар, но и упаковка, накладные, чеки.
  • Если менеджер отказывается исправлять ошибку, можно попробовать связаться непосредственно с владельцем портала, и решить проблему.

Как доказать, что деньги были отправлены интернет-магазину. Обязательно нужно сохранять все платежные документы, которые имеют отношение к заказу: чеки оплаты, выставленные счета-фактуры, реквизиты для оплаты, чеки за оплату доставки с почты.

Если магазин не выставляет счет, а просто в личной переписке дает реквизиты для оплаты, обязательно делайте скриншот этих сообщений. Перевод на карту также нужно зафиксировать – это может быть чек из терминала, из кассы банка, или выписка со счета, если вы платили через интернет-банкинг.

Обязательно при оплате нужно указывать назначение платежа – оплата за товар и его точное название, включая артикул, если он есть.

Куда обращаться по факту мошенничества. Мошенничество – это уголовное преступление по статье 159 Уголовного Кодекса РФ. Но, если сумма ущерба будет до 1000 рублей, то действия продавца будут рассматриваться как административное правонарушение. В этом случае ему грозит штраф или арест до 15 суток.

По статье «мошенничество» санкции более жесткие: размер штрафа до 120 000 рублей, также вменяются исправительные или обязательные работы. В заявлении в полицию нужно отобразить такую информацию:

  • Кому и куда подается заявление.
  • Свои личные данные как заявителя: ФИО, паспортные данные, контактные данные, место проживания.
  • Обстоятельства дела: когда, где и какой товар был заказан. Способ оплаты и сумма, которую пострадавший перевел продавцу, дальнейшие действия продавца после оплаты. Причина заявления: не прислали товар, прислали не тот или испорченный, какие меры решения вопроса были приняты и их последствия.
  • Перечень прилагаемых документов.
  • Дата и подпись.

Обратите внимание! Обязательно к заявлению нужно приложить доказательства: чеки оплаты товара, скриншоты переписки, выставленный магазином счёт и так далее. Подавать заявление нужно в двух экземплярах: один, заверенный работником полиции, можно оставить у себя. По факту вашего заявления полиция обязана инициировать проверку и принять меры.

Список литературы:

  • Жандарова, И. Маркетфейк: мошенники придумали новые способы кражи денег и товаров на маркетплейсах / И. Жандарова. — Текст: непосредственный // Российская газета. «Неделя». — 2023. — 5-11 апреля (№73). — С. 7.
  • Звягинцев, А. Не попадитесь в сети: как киберпреступники пользуются нашей доверчивостью / А. Звягинцев. — Текст: непосредственный // Российская газета. «Неделя». — 2022. — 21-27 декабря. — 24.
  • Игнатова, О. Укрощение выкупа: Может ли маркетплейс брать плату за возврат товаров / О. Игнатова. — Текст: непосредственный // Российская газета. — 2022 . — 27 мая. — С. 4.
  • Козлова, Н. Возврат с проверкой: Верховный суд разъяснил, как следует возвращать покупку интернет-магазину / Н. Козлова. — Текст: непосредственный // Российская газета. — 2022 . — 17 марта (№ 57). — С. 7.
  • Куликов, В. Пожалуемся на диване: на сайте «Госуслуги» появится сервис для споров потребителей с интернет — магазинами / В. Куликов. — Текст: непосредственный // Российская газета. — 2023. — 17 марта (№56). — С. 5.
  • Куликов, В. Чем счет не шутит: мошенники изобрели новые способы охоты на деньги: обзор статей / и др. — Текст: непосредственный // Российская газета. — 2021. — 3 декабря. — С. 14.
  • Трапезников, А. Найти в Сети: на какие уловки сегодня идут электронные магазины / А. Трапезников. — Текст: непосредственный // Российская газета. «Неделя». — 2020. — 19-25 февраля. — №36. — С. 6.
Ваши права / Центр правовой и социально-значимой информации