Дороги привели в Миасс

Цикл исторических повествований к юбилею Миасса . Выпуск 1

Дорога, которая раньше была почти непроходимой, теперь кажется легкой: все препятствия, однажды преодоленные, нам уже не страшны Бернар Вербер

История Миасса – это история не только Миасского завода, но и история всех сёл и посёлков, имеющих отношение в прошлом к Миассу и входящих в нынешний Миасский городской округ. Предлагаем начать знакомство с политической, экономической и географической ситуаций, сложившихся накануне нашего «рождения», начав лет этак за 150 до момента подписания официальных государственных бумаг, разрешающих строительство Миасского «медеплавиленного» завода. Ведь именно в результате предшествующих событий стало возможным открытие месторождений  меди, золота, драгоценных минералов, и, как результат, возникновение нашего города. Миасс стал буквально последней точкой на карте, утверждающей окончательное освоение русскими  территорий Южного Урала (Средний и полярный Урал были уже 100 лет как освоены).

Торговля — движущая сила отношений между странами и народами. Анализ письменных и археологических источников свидетельствует о том, что торговля Урала и Западной Сибири со Средней Азией начала развиваться ещё в середине 1-го тысячелетия до нашей эры! Древние караванные пути, проложенные 2 500 лет назад,  существовали до конца 19 века. Существует версия, что уральские и сибирские дороги строились не с нуля, а скорее реконструировались. Освоение Урала и Сибири русскими (ещё в 12 веке новгородцы по рекам на лодках-ушкуях пробирались в уральские земли) начиналось с поиска путей-дорог. На Южном Урале старинные дороги тянулись как с севера на юг, так и с востока на запад. Например, от Уфы на восток через Уральские горы шла старинная Казанская дорога по трём направлениям: 1-е- по долине реки Уфа (Нязепетровск — Нижний Уфалей — Маук — Касли); 2-е — по долинам рек Уфа, Ай, Большой Ик (Ункурда – Кыштым); 3-е — по верховьям рек Сим, Юрюзань, Сатка, Ай.

Канур Буга у башкир означает — бурый бык. Этим именем называют в землях башкирских кантонов Верхнеуральского и Троицкого уездов старинную дорогу, проведённую когда-то чрез Уральский хребет, но куда именно и с какой целью проведённой, неизвестно…О той дороге существуют разные предания. Башкиры относят проведение дороги чрез Урал к временам Золотой Орды — улуса Джучи, и что по этой дороге когда-то первыми прошли ордынские стада быков…Предания касательно принадлежности дороги татарам (китайцам) Золотой орды, имеют свои основания.

Источники:

В 1725 году (за 48 лет до возникновения Миасса)  был подписан договор между Россией и Китаем о торговых отношениях между странами. Тогда возникла необходимость строительства СИБИРСКОГО ТРАКТА ( Россия строила его 100 лет, общая длина исполинской дороги 11 000км.) Стали строить и местные, краевые дороги. Так в 1745 году начали строить тракт из Уфы до Челябы.

К 1750 году Кундравы – уже большое поселение с ремесленными и торговыми лавками. Своим процветанием Кундравы обязаны очень выгодному местоположению: здесь проходила старинная КАЗАНСКАЯ ДОРОГА из Сибири в Среднюю Азию — из Тюмени на Хиву и Бухару. Когда-то через здешние земли башкиры пропускали огромные табуны скота, которые гнали торговцы из Сибирского ханства в Среднюю Азию, брали плату за прогон (за потравленные луга и степи). Из Сибири везли масло, пушнину (мех горностая, соболя, белки, куницы, чёрной лисы, бобра), юфть, мёд, воск, рыбий клей,  моржовые клыки, бобровую струю, слоновую кость (бивни мамонта), серебро, рыбу, кедровые орехи, гусиное мясо. Из Китая везли чай в Россию. В Сибирь везли чугунные котлы, тазы, топоры, муку, крупу, толокно, ткани, оружие. Тракт не только кормил людей, но и способствовал культурному развитию и обмену.  Кундравинская слобода прославилась своей гончарной мастерской, где изготавливали «звенящий фарфор», и ярмарками, устраиваемыми два раза в год: зимой и летом. Торговый оборот уральских ярмарок — Кундравинской, Троицкой, Ирбитской — доходил до миллиона рублей (соврем. миллиарда руб). Из Средней Азии на  Кундравинскую ярмарку привозили бухарские ткани и ковры, из Казахстана и Башкирии пригоняли табуны лошадей, из Сибири доставляли меха.

Источник:

Быль и легенды одного села. – Текст: электронный // Вечерний Челябинск: электронная газета. -2003. – 18.01.

В 1750 году начали строить  тракт  Екатеринбург – Оренбург (с Северного Урала на Южный), который долгое время оставался главной транспортной артерией Урала. Тракт связывал между собой десятки крупных городов  и сотни небольших поселений. Одновременно, в 1750 году, строили тракт Чебаркуль – Оренбург через Кундравы. При крепости была построена почтовая станция. Вдоль тракта начала ходить почта. Как правило, основной «трафик» наступал в весенне-летний период, когда открывалась главная региональная торговая ярмарка – Ирбитская. Зимой тракт использовался значительно реже ввиду тяжелых климатических условий, больших расстояний, смертельной опасности из-за нападений разбойников и волчьих стай. По Екатерининским трактам (Екатеринбург-Оренбург и Уфа – Челябинск)  разъезжали почтовые кареты.  Для ямщиков, перевозивших почту,  действовал особо строгий запрет: «нигде, а особливо в городах и селениях, у питейных домов не останавливаться». Условия почтовой гоньбы в Сибири (Урал включался в понятие «Сибирь») были невероятно тяжёлыми. Среди местных жителей мало находилось охотников выполнять её. Поэтому в гонщики набирались люди всех чинов и сословий, в том числе и стрельцы, и казаки, и торговые люди, «которые своею охотою пожелают служить ту ямскую службу»

Источник:

Рахимов, Э.Х. Чебаркульский краеведческий календарь. – Текст: электронный // Чебаркуль-библио.чел.ру : [сайт]. -2012.

А ещё Екатерининский тракт Кандальный тракт — дорога, по которой проходили колонны каторжников, осужденных за уголовные и политические преступления. В XVII-XVIII вв. арестантов отправляли к месту ссылки крайне безобразно, от случая к случаю. Сначала арестантов всю зиму «накапливали» в Самаре или Калуге. Как только сходил снег, и просыхали кое-как дороги, этап отправлялся в сторону Урала, откуда двумя путями (один — через Пермь, второй — через Уфу) шли до конечного пункта   назначения: Иркутск или Нерчинск. Пеший путь был о-очень далёк! По времени подобное перемещение значительного количества людей через несколько климатических зон, по лесам и рекам, в мороз, зной и слякоть, занимало от 8 месяцев до 2-х лет! Видимо, с тех пор пошла поговорка «далеко, как до Китая пешком», так как почти весь путь (за исключением, когда их сплавляли на баржах по рекам) каторжники шли пешком. Самые «важные» преступники выделялись из общей массы —  двигались «в колодах», реже в железных ошейниках на цепи. С конца XVII века действовало правило — всем каторжанам рвали ноздри и ставили клеймо. Осуждённых связывали друг с другом и вели группами по 100-200 человек. В день колонны проходили по 20-30 километров. В местах остановок этапа, по аналогии с узловыми железнодорожными станциями, менялись конвоиры, лошади, также давали кратковременный отдых арестантам.

Из Уфы каторжане шли через Златоуст, Сыростан, Черновское, в сторону Верхнеуральска. Город Верхнеуральск, точнее основанная в нём тюрьма, был главной перевалочной базой каторжан, перегоняемых из губерний центральной части страны в Сибирь.

Сыростанские рудники в даче Златоустовского завода — выселки — существовали с 1754 года. Жители Сыростана были русскими, занимались работой по добыче и поставке медной руды в Златоустовский завод. На окраине Сыростана был этап — помещение, где останавливались ссыльные. Этап существовал до постройки Транссибирской железной дороги (до конца 19 века). Сейчас рядом с этим местом стоит памятник жертвам Гражданской войны. Из воспоминаний (записанных в середине 20 века) старенькой жительницы Сыростана Валентины Зеленковой: «На краю села стояло непохожее на все другие дома здание, длинное, высокое. Его звали «этап». Будучи детьми, мы боялись его; да и много позже оно наводило на грустные мысли. В этом доме останавливались ссыльные, которых гнали по этапу в Сибирь. Высокое крыльцо, одна длинная комната. Слышится звон кандалов, кашель, стоны. Мы, дети, не слышали и не видели этого, но пылкое воображение дорисовывало картину истории села».

Источники:

Существовал острый дефицит умелых и выносливых солдат, занятых конвоированием. Их выгребали подчистую из всех воинских гарнизонов Сибирского тракта, отравляя в действующую Армию. Тогда  функции конвойных попытались возложить на башкир и мещеряков, служивших в казачьих войсках. Затея провалилась с громким треском через три года. Башкиры не справлялись со столь специфичной службой, так как частенько проявляли жалость — старались  «подкормить» кандальников, затягивали время доставки партий. После нескольких эпизодов, когда арестантов просто отпускали, неуклюже пытаясь оправдаться «помёрла все, дорога трудный»… задачу по охране и конвоированию каторжников возложили на сибирских городовых казаков.

Верхнеуральская тюрьма. – Текст: электронный  // АРХИСТРАЖ. Живой Журнал : [блог-платформа]. –дата обращения 09.03.2023)

Таким образом, Миасского завода ещё не существовало, однако Миасская долина, находящаяся на перекрестье множества дорог, далеко не пустынна. Не торопясь, идут торговые караваны; мчатся вдоль почтовых трактов (с Екатеринбурга в Оренбург и обратно, с Челябы в Уфу и обратно) ямщики; бредут каторжные со стороны Златоуста через сёла Сыростан и Чёрное; на Кундравинскую ярмарку гонят табуны лошадей и овец; в лесу близ озера Тургояк крепостные углежоги-жигали купца Василия Максимовича Мосолова, хозяина Златоустовского железоделательного завода, рубят и кабанят лес; тайными тропами пробираются по тайге раскольники-староверы в надежде найти безопасное место; скачут казаки, разыскивая беглых с этапа; в Ильменском хребте роют закопушки и находят в них топазы; рудознатцы (соврем. геологи) Мосолова исследуют Миасскую долину, разыскивая медь и золото; работают Сыростанский и Атлянский медные рудники; мелет зерно на муку мельница казака села Чёрное, которую он поставил на малой плотине на речке Миасс…

Краеведческая страница