Отцы и папы

День отца — праздник в России сравнительно новый, совсем недавно получивший официальный статус. Большинство стран мира отмечают День пап в третье воскресенье лета — в 2023 году это 18 июня. В России День отца — это третье воскресенье октября, соответствующий указ об этом подписал президент России еще в 2021 году.

Выходя из детства, мы оставляем за спиной два образа, одинаково дорогих нашему сердцу – отца и матери. Образ матери, мамы — а зачастую и бабушки — в нашей культуре неразрывно связан с ощущением домашнего уюта, несомненной любви и всемерной преданности. Отношение к отцу – сложнее. Разница ощущается даже в самом употреблении слов: папа- человек, рядом с которым мы растем; отцу мы обязаны становлением личности.

Добрые и жестокие, мудрые и глупые, заботливые и беспечные, нежные и грубые, любящие и равнодушные… В литературе, как и в жизни, папы бывают разными. На страницах отечественной классики – многообразие отцовских типажей, стилей и практик.
В обзоре «литературных пап» мы постарались представить разные типы отцов. Конечно, наш список не полный, но каждый может найти и пример для подражания, и книгу «по душе».

Часто отец выступает как фоновая фигура, которая просто выполняет положенные ей социальные функции. Типичные примеры – отец Петра Гринева в повести «Капитанская дочка» А.С. Пушкина, отец Николеньки в романе «Детство» Л.Н. Толстого. Образ авторитарного отца встречается в нескольких вариантах. В русской классике это чаще откровенный самодур и тиран, как у А.Н. Островского (Дикой и Тихон) и Л.Н. Толстого (старый князь Болконский).

Противоположность тирану – слабый безвольный отец, человек, который не может справиться с ролью главы семьи, а домашние, включая детей, относятся к нему снисходительно (Стива Облонский в романе Л. Толстого «Анна Каренина», генерал Епанчин из романа Ф. Достоевского «Идиот»).

Самые симпатичные папы в мировой литературе – те, которые мудры и просто добры к своим детям. И таких примеров очень много.

Простаков (Д.И. Фонвизин «Недоросль»). Комедийный образец слабовольного и глупого отца и мужа-подкаблучника — это Простаков из комедии Д. Фонвизина. Он именует себя «жениным мужем», полностью уступая бразды правления супруге, выслушивая ее постоянные оскорбления и восхищается глупостью сына.

«Митрофан: Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку… Так мне и жаль стало.
Г-жа Простакова (с досадою) : Кого, Митрофанушка?
Митрофан:Тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.
Г-жа Простакова: Обойми меня, друг мой сердечный! Вот сынок, одно мое утешение.
Скотинин: Ну, Митрофанушка, ты, я вижу, матушкин сынок,а не батюшкин!
Простаков: По крайней мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости сам истинно не верю, что он мой сын».

Фамусов (А.С. Грибоедов «Горе от ума»). Совсем не пример для подражания – Фамусов из комедии А.С. Грибоедова. Далекий от идеала отца и нравственного примера, он ханжески осуждает дочь и свою покойную супругу:

«Дочь, Софья Павловна! срамница!
Бесстыдница! где! с кем! Ни дать, ни взять она,
Как мать ее, покойница жена.
Бывало, я с дражайшей половиной
Чуть врознь – уж где-нибудь с мужчиной!».

Сам же он не пренебрегает ухаживаниями за служанкой, но беззастенчиво ставит себя всем в пример: «Свободен, вдов, себе я господин… Монашеским известен поведеньем!».
Дочь относится к нему без должного почтения: «Часто без толку сердит», «брюзглив, неугомонен, скор, таков всегда…». Отец отвечает ей тем же. Все отношение его к отцовству в одной яркой цитате: «Что за комиссия, Создатель, быть взрослой дочери отцом!».

«Сашка» (поэма М.Ю. Лермонтова). Мало кто в русской поэзии испытывал такую острую потребность в отцовской любви и боль от ее отсутствия, как МихаилЛермонтов. Так, в поэме «Сашка» поэт, который не пережил ни сыновних радостей, ни счастья отцовства, ведет мысленный диалог с воображаемым отцом:

«Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть…
Ты дал мне жизнь, но счастья не дал;
Ты сам на свете был гоним,
Ты в людях только зло изведал.
Но понимаем был одним».

Тарас Бульба (Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»). Суровый и противоречивый образ отца создал Н.В. Гоголь. У вольного казака Тараса Бульбы на первом месте Родина, борьба со шляхтой, а уж затем – семья. Сыновей своих он тоже воспитывает по-мужски жестко, ему чуждо проявление нежности. За «правое дело», «за други своя» недрогнувшей рукой Тарас убивает сына-предателя. И лишь одна мысль печалит его: «– Чем бы не козак был? – сказал Тарас, – и станом высокий, и чернобровый, и лицо как у дворянина, и рука была крепка в бою! Пропал, пропал бесславно, как подлая собака!». Но именно лицо своего непреклонного отца, погибая, мечтал увидеть в последний раз другой его сын, Остап:
«…Хотел бы он теперь увидеть твердого мужа, который бы разумным словом освежил его и утешил при кончине. И упал он силою и воскликнул в душевной немощи:
– Батько! где ты! Слышишь ли ты?
– Слышу! – раздалось среди всеобщей тишины, и весь миллион народа в одно время вздрогнул».

Кирила Петрович Троекуров (А.С. Пушкин «Дубровский»). Кирила Петрович Троекуров – один из самых авторитарных отцов в русской литературе. Невежественный и тираничный: «…избалованный всем, что только окружало его, он привык давать полную волю всем порывам пылкого своего нрава…»; «В домашнем быту Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного». Свою дочь Машу «…отец любил… до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением…». Несмотря на уговоры и сопротивление молодой девушки, Троекуров насильно выдает ее замуж за пожилого князя Верейского: «Я знаю лучше твоего, что нужно для твоего счастия. Слезы тебе не помогут…». Имея незаконнорожденных детей, Троекуров совсем о них не заботился: «Множество босых ребятишек, как две капли воды
похожих на Кирила Петровича, бегали под его окнами и считались дворовыми». Но такие «мелочи» его не смущали, и лишь сын от m-lle Мими был им признан».

Василий Иванович Базаров (А.И. Тургенев «Отцы и дети»). Классический пример заботливого, трогательно-нежного понимающего родителя – Василий Иванович Базаров. Но отцу приходится сдерживать порывы своей нежности, чтобы не смущать повзрослевшего сына. Зато разговор с другом Евгения Аркадием – бальзам на душу любящего отца. «– Ваш сын – один из самых замечательных людей, с которыми я когда-либо встречался, – с живостью ответил Аркадий. Глаза Василия Ивановича внезапно раскрылись, и щеки его слабо вспыхнули. Лопата вывалилась из его рук. <…> Василий Иванович его слушал, слушал, сморкался, катал платок в обеих руках, кашлял, ерошил свои волосы –и наконец не вытерпел: нагнулся к Аркадию и поцеловал его в плечо. – Вы меня совершенно осчастливили, – промолвил он, не переставая улыбаться, – я должен вам сказать, что я… боготворю моего сына; о моей старухе я уже не говорю: известно – мать! но я не смею при нем выказывать свои чувства, потому что он этого не любит. Он враг всех излияний…, но подобных ему людей не приходится мерить обыкновенным аршином, не правда ли?»

Алексей Александрович Каренин (Л.Н. Толстой «Анна Каренина»). Очень добросовестный литературный отец – Алексей Александрович Каренин. Взявшись за воспитание сына, он искренне старается быть хорошим отцом: он прочитал «несколько книг антропологии, педагогики и дидактики», составил подробный план воспитания мальчика, пригласил лучшего петербургского педагога и лично занимался с сыном изучением Евангелия. Однако с собственной сухостью, которая проявляется в его отношениях со всеми людьми, он ничего поделать не может. Маленький Сережа стесняется отца, робеет. «Отец всегда говорил с ним, – так чувствовал Сережа, – как будто он обращался к какому-то воображаемому им мальчику, одному из таких, какие бывают в книжках, но совсем не похожему на Сережу. И Сережа всегда с отцом старался притвориться этим самым книжным мальчиком». Более близкие отношения складываются у мальчика с наемным учителем и друзьями по гимназии. Однако, несмотря на сухость характера и проблемы в отношениях с сыном, именно Алексей Каренин будет воспитывать и своего сына, и дочь Вронского после смерти Анны.

Граф Ростов (Л. Н. Толстой «Война и мир»). Образцом добрейшего и чувствительного отца является герой романа Л.Н. Толстого граф Ростов. Он и графиня – одно целое. Кажется, что всеми делами в семье вершит мать. Но граф любит своих детей, интересуется ими и сочувствует. Когда Николай проиграл огромную сумму денег и заслужил тем самым достойную выволочку, отец не стал его упрекать. Своим пониманием и терпением он преподнес сыну важный нравственный урок, кротостью достиг понимания и уважения.
«Да, да,– проговорил он, – трудно, я боюсь, трудно достать. С кем не бывало! Да, с кем не бывало. – И граф мельком взглянул в лицо сыну и пошел вон из комнаты. Николай готовился на отпор, но никак не ожидал этого.
– Папенька! Папенька! – закричал он ему вслед, рыдая, – простите меня! – И схватив руку отца, он прижался к ней губами и заплакал».

Эгмонт Дрэп (А.Грин «Новогодний праздник отца и маленькой дочери»). Это пример не просто доброго отца, но отца, готового многим жертвовать ради дочери. Вечером за несколько часов до наступления Нового года учёный Эгмонт Дрэп спешит на вокзал, чтобы встретить свою четырнадцатилетнюю дочь Тавинию, которую он не видел уже полгода. Но они разминулись. Тави, войдя в отцовскую квартиру, видит там авгиевы конюшни. Она немедленно начинает наводить порядок: весь мусор, остатки угля и макулатуру из урны бросает в камин. Пока отец ждёт на вокзале, дочь успевает истопить печку, накрыть праздничный стол. Наконец отец приходит домой. Происходит радостная встреча. Но когда он узнаёт, что толстая рукопись, лежавшая в урне, труд всей его жизни, сгорела в камине, он плачет и седеет, но ничем себя не выдаёт, а дочь думает, что отец плачет от счастья. Отец увидел дочь глазами преобразившегося человека: «светлый внутренний мир дочери был защищён любовью».

Андрей Григорьевич Сарафанов (А.В. Вампилов «Старший сын»). Герой пьесы А. Вампилова, – заурядный, на первый взгляд, человек, а в глазах многих и полный неудачник. Но он обладает щедрым талантом отцовской любви. Этот необыкновенный дар совершает настоящее чудо, пробудив в душе чужого парня, Володи Бусыгина, достаточно циничного поначалу, чувства для него до той поры эфемерные – совесть, ответственность, привязанность, доброту, любовь… Даже узнав, что вошедший в его дом, да и в само сердце, старший сын таковым не является и никогда не являлся, и, более того, с самого начала наглым образом обманывал его, «блаженный» Сарафанов говорит простые, но пронзительные слова: «Вы мои дети, потому что я люблю вас. Плох я или хорош, но я вас люблю, а это самое главное…».

Главную роль в жизни любого ребенка играют безусловно родители. Малыш имеет особую привязанность к ним, отличающуюся от других эмоциональных связей, поэтому большое значение в семейном воспитании имеет авторитет мамы и папы . О разных папах в детской литературе:

Двух одинаковых пап не найдешь, у каждого он – неповторимый. В детской литературе тоже разные папы – суровые и добродушные, мягкие и строгие, веселые и замкнутые. Тем интереснее с ними знакомиться! Перед вами подборка книг об отцах для детей всех возрастов – от малышей до подростков.

Изображения из открытых источников.

Библиотека рекомендует / ПроЧтение