Я существую, чтобы действовать и любить!

22 июля исполняется 145 лет со дня рождения Януша Корчака, польского педагога, писателя, врача и общественного деятеля.

Центральная городская библиотека имени Юрия Либединского предлагает вниманию пользователей книжную выставку «Жизнь во имя детей».

Януш Корчак (22 июля 1878 – 7 августа 1942) – настоящее имя – Эрш Хенрик Гольдшмит. Выходец из интеллигентной еврейской семьи. Учился в варшавской русской гимназии. С 15 лет подрабатывал репетиторством. В 1905 году Януш закончил обучение в Варшавском медуниверситете и стал врачом. Как военный лекарь участвовал в Русско-японской войне.

Януш Корчак всю жизнь будет совмещать работу врача и учителя.

С 1907 года практиковался в детских больницах Берлина, Франции и Англии. Оставив в 1911 году работу врача, Януш основал для еврейских детей «Дом сирот». Здесь он вводит новаторскую для того времени систему детского самоуправления.

В период Первой мировой войны Корчак служил в полевом госпитале российской армии, потом работал врачом в приютах для детей в Киеве. Вернувшись в Варшаву (1918),  Януш Корчак руководил детскими приютами, не прекращал преподавательской деятельности, выступал на радио, а также читал лекции в Свободном польском университете. На протяжении 1919–1936 годов Корчак участвует в работе интерната «Наш дом», применяет новаторские педагогические методики.

Януш Корчак писал: «Нет детей – есть люди, но с иным масштабом понятий, иными источниками опыта, иными стремлениями, иной игрой чувств».

Первое произведение Корчака напечатано было, когда автору исполнилось 18 лет. Тогда же появляется этот псевдоним. Он пишет детские и взрослые повести. Корчак написал больше 20 книг, посвященных воспитанию детей, главные из них – «Как любить ребёнка» (1914) и «Право ребёнка на уважение» (1929). Самое известное произведение – «Король Матиуш Первый» (1923). Также его перу принадлежат книги «Когда я снова стану маленьким», «Лето в Михалувке», работа «Несерьёзная педагогика», новеллы, беседы, статьи и дневник 1942 года, которые открывают завесу сложной детской психологии. Здесь также пригодился врачебный и педагогический опыт.

 Во время Второй мировой войны Януш Корчак добровольно отправился в концентрационный лагерь, не бросив обреченных нацистами на смерть воспитанников и сотрудников Варшавского Дома сирот. В ночь на 7 августа 1942 года Януш Корчак с детьми принял мученическую смерть в газовой камере концентрационного лагеря Треблинка. По дороге к смерти он держал на руках двух самых маленьких детей и что-то тихо им рассказывал.

В результате, все сироты, включая его самого, погибли в газовой камере. При этом лично ему многократно предлагали свободу, но он наотрез отказался оставлять детей.

1978 год был объявлен ЮНЕСКО годом Корчака.

Каждый год 23 марта в Польше и Белоруссии в воздух запускается воздушный змей в память о Януше Корчаке и детях, убитых в гетто. В этот памятный день зажигают многочисленные свечи, вспоминают и говорят о его жизни, приравнивая её к подвигу.

Корчак, Я. Как любить ребёнка / Януш Корчак. – Екатеринбург : У-Фактория, 2008 ; 2005. – 380 с. – (Психология детства: Классическое наследие). – Текст : непосредственный.   (ЦГБ, ф. 1, 5, 20)

Вдумчивый и тонкий психолог Януш Корчак вскрывает глубокие мотивы переживаний и поступков детей. Только стремясь понять сложные процессы формирования личности ребенка, убеждает автор, родители и воспитатели смогут научиться любить детей по-настоящему. Корчак пишет своеобразно, не предлагая готовых решений, он доверительно обращается к читателю как к доброму собеседнику, приглашает его поразмышлять и самому увидеть свои проблемы и ошибки в трудном деле воспитания растущей личности.

Корчак, Я. Несерьезная педагогика / Януш Корчак. – Москва : Самокат, 2016. – 256 с. – (Самокат для родителей). – Текст : непосредственный.    (ЦГБ)

Корчак-педагог известен меньше, чем Корчак-писатель. А между тем в педагогике он не просто теоретик и новатор – он практик, который тридцать лет отдал воспитанию детей-сирот, живя с ними бок о бок. Ради педагогики Корчак оставил медицину – он полагал, что изменить мир к лучшему можно лишь через воспитание.

В книгу вошли три работы Януша Корчака. «Несерьёзная педагогика»  – это цикл радиобесед, которые он вел в 1935-1936 годах под псевдонимом Старый Доктор. «Моменты воспитания» (1919) – живые заметки и наблюдения из собственного богатого опыта. «Право ребенка на уважение» (1929) – программный текст, в котором кратко изложены основные педагогические принципы Корчака.

Эти беседы с мудрым человеком, который понимал и убежденно отстаивал ценность и достоинство детства, наверняка окажутся полезны и родителям, и профессионалам – учителям, педагогам и психологам.

Корчак, Я. Воспитание личности : книга для учителя / Януш Корчак ; сост., авт. вступ. ст. и коммент. В. Ф. Кочнов. – Москва : Просвещение, 1992. – 287 с. : ил. – Текст : непосредственный.        (ЦГБ, ф. 1)

Сборник ставит своей целью не только познакомить читателя с педагогическими взглядами Януша Корчака, но и способствовать перестройке нашего общества –  освободить воспитание от лжи, суеты, безнравственности, от привычных стандартов и схем, делавших его пресным, серым и одномерным. Корчак стремится вовлечь нас в поиск скрытых связей между воспитанием детей и судьбой нашего будущего, между детством и зрелым возрастом, привлечь внимание к сложности, противоречивости воспитания человеческой личности.

Корчак, Я. Король Матиуш Первый / Януш Корчак. – Екатеринбург : У-Фактория, 2010. – 288 с. – Текст : непосредственный.     (ЦГБ)

Самое знаменитое художественное произведение талантливого польского писателя, педагога и врача Януша Корчака. Захватывающее действие повести-сказки происходит в стране, где властвуют дети.

Корчак, Я. Король Матиуш Первый ; Король Матиуш на необитаемом острове : повести-сказки / Януш Корчак. – Петрозаводск : Карелия, 1990. – 352 с. : ил. – Текст : непосредственный.        (ЦГБ)

Действие повести-сказки происходит в стране, где властвуют дети.

Матиуш представлен в повести одиноким, никому не нужным ребёнком. Автор сочувствует главному герою. Трон не даёт маленькому королю никаких преимуществ. Скорее наоборот, королевский титул не позволяет Матиушу быть полноценным ребёнком: кататься на коньках, играть в снежки и просто общаться со сверстниками. Автор отмечает чуткость и отзывчивость главного героя. Несмотря на свою неопытность и юный возраст, Матиуш уже не ребёнок. Он перестал им быть с тех пор, как понял, насколько велики страдания его подданных, сколько несправедливости и зла вокруг.

Корчак, Я. Кайтусь-чародей : повесть-сказка / Януш Корак. – Санкт-Петербург : Лицей, 1992. – 207 с. : ил. – Текст : непосредственный.    (ЦГБ)

Повесть-сказка о мальчике, осознавшем ценою тяжелых и горестных переживаний радость простых вещей, прежде казавшихся ему скучными: жить дома, любить родителей, дружить со сверстниками и обладать самым большим богатством на свете – чистой совестью.

Корчак. – Москва : Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1998. – 224 с. – (Антология гуманной педагогики). – Текст : непосредственный.     (ЦГБ)

В этом томе, наряду с известными всем учителям работами Януша Корчака «Как любить детей» и «Право ребенка на уважение», – читатель найдет практически новые для него произведения, подлинные шедевры великого педагога-гуманиста – молитвы для тех, кто не молится, объединенные в цикл «Наедине с Господом Богом».

Кочнов, В. Ф. Януш Корчак : Книга для учителя / Василий Кочнов. – Москва : Просвещение, 1991. – 190 с. : ил. – Текст : непосредственный.   (ЦГБ, ф. 4, 16)

Книга рассказывает о жизни и творчестве выдающегося польского писателя и педагога Януша Корчака, погибшего вместе со своими воспитанниками в газовой камере фашистского концлагеря.

Корчак мало оставил о себе сведений. Материалом для книги в основном послужили многочисленные письма и воспоминания его современников, в первую очередь писателя Игоря Неверли, работавшего личным секретарем Януша Корчака и подробно рассказавшего о взаимоотношениях детей и воспитателей в корчаковском «Доме сирот».

На фоне драматических событий XX века раскрывается личность замечательного гуманиста – автора известных книг о детях: «Король Матиуш Первый», «Кайтусь-волшебник», «Банкротство Малого Джека», отразивших надежды и разочарования самого Януша  Корчака в осуществлении социальной справедливости.

Довга, Т. Я. Януш Корчак и Василий Сухомлинский о праве ребенка на уважение / Т. Я. Довга. – Текст : непосредственный // Начальная школа. – 2013. — № 12. –   С. 82-86.

В статье представлена система взглядов Януша Корчака и Василия Сухомлинского на проблему уважения к ребенку.

Они оба были педагогами-гуманистами, знали, как любить детей, и любили их беззаветно. Каждый из них придумал свою педагогику: Я. Корчак — педагогику для детей и взрослых и шутливую педагогику, В.А. Сухомлинский — родительскую педагогику, материнскую педагогику и педагогику сердца. Как жаль, что они так и не встретились, хотя жили в соседних государствах! Как жаль, что они так мало прожили, хотя успели сделать очень многое!

Зурабова, К. Грустный король: [Януш Корчак] / К. Зурабова. – Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. – 2011. — № 2. – С. 52-61.

Януш Корчак… Кто он? Врач? педагог? писатель? Да! Но прежде всего это тот, кто пошел с детьми в газовую камеру, хотя мог спастись! Как он жил, о чем мечтал, что написал – этому посвящена статья.

2023 год - год педагога и наставника / Библиотека рекомендует / Машгородок / Новости библиотек / ПроЧтение / ЦГБ им. Ю.Н. Либединского