Быстро и безопасно

Многие абоненты различных операторов мобильной связи сталкиваются с сообщением о необходимости подтвердить свои паспортные данные Зачастую людей это пугает, они игнорируют подобные сообщения, а в итоге могут лишиться связи.

По закону «О связи», каждый пользователь мобильного номера должен быть идентифицирован. Даже если когда-то абонент сообщал оператору свои паспортные данные, информация могла устареть. Это значит, что рано или поздно её понадобится обновить — иначе номер заблокируют.

Мы расскажем, для чего необходима данная процедура и как провести эту операцию максимально быстро и просто.

Операторы связи должны проверять достоверность данных об абонентах. Если данные невозможно актуализировать, то закон позволяет прервать обслуживание. Проще говоря, отключить сим-карту.

Операторы должны проверять фамилию, имя, отчество, дату рождения, паспортные данные абонента. То есть всё то, что указано в договоре.

Но часто сим-картами мы пользуемся много лет. За это время меняем паспорт, фамилию, прописку. Иногда договор, заполненный вручную, бывает нечитаемый, поэтому в базе данных оператора оказываются ошибочные данные. По некоторым сим-картам вообще у оператора может не быть сведений, поскольку они проданы давно, через партнёров и бумажные документы давно утеряны.

Все эти проблемы операторам надо исправить, чтобы соблюсти требование закона. По каждому абоненту сведения в базе должны быть актуальные.

Но проблема в том, что абонентов много, а ресурсы оператора не бесконечны. Обновление сведений проходит выборочно.

Операторы  предупреждают, что если внести вымышленные данные, система это сразу выявит и такую информацию не примет. В результате номер будет заблокирован. Поэтому, если абонент планирует и дальше пользоваться своим номером, необходимо указать о себе корректную информацию.

Важно знать, что данные не получится обновить, если реальный владелец номера и тот, на кого он зарегистрирован, не совпадают. Чтобы продолжить пользоваться номером, нужно переоформить его на того человека, который действительно им пользуется.

Как подтвердить данные? Не обязательно ждать СМС от оператора. Если вы предполагаете, что сведения о вас устарели, то лучше актуализировать их по собственной инициативе. Если же пришло СМС, то выбора нет. Чтобы не остаться без связи, придётся подтверждать данные.

Через личный кабинет оператора:

  1. Зайдите в личный кабинет на сайте и откройте раздел «Профиль».
  2. Если у вас есть уведомление «Подтвердить ваши паспортные данные через Госуслуги», нажмите «Подтвердить».
  3. Данные синхронизируются с порталом «Госуслуги». Если проблем не возникло, то вы увидите статус «Подтверждено».

У всех операторов процедура подтверждения данных через личный кабинет примерно одинаковая. Могут быть отличия в названии кнопок, но не более.

В любом случае понадобится учётная запись на «Госуслугах».

В офисе оператора. Если в личном кабинете нет приглашения актуализировать данные или возникли проблемы, то придётся идти в офис с паспортом. Сотрудник сверит данные, внесёт изменения и проставит соответствующую отметку.

Сложности могут возникнуть, если номер оформлен на другого человека. Если во время сверки выяснится, что номер оформлен на другое лицо, то оператор даст две недели, чтобы переоформить договор. Если это не сделать, то номер заблокируют.

Если это ваш случай, то придётся искать человека, на которого оформлена сим-карта и переоформлять договор. В салон связи должны прийти оба: новый и старый абонент. За услугу придётся заплатить от 50 до 150 рублей.

Как подтвердить данные по фото и паспорту на примере МТС. Если вариант с Госуслугами вам не подходит, обновить информацию о себе можно самостоятельно через МТС ID.

Для этого нужно:

  1. Авторизоваться по номеру телефона.
  2. Выбрать способ подтвердить информацию — «По фото и паспортным данным».
  3. Нажать «Начать».
  4. Предоставить МТС ID доступ к камере на вашем устройстве — для того, чтобы сделать фото.
  5. Следуя подсказкам системы, сделать селфи.
  6. Дождаться, пока система распознает фото, а затем нажать «Подтвердить».
  7. Отсканировать вторую и третью страницы паспорта — система подскажет, как это сделать правильно.
  8. Указать адрес регистрации и проверить, что все данные отображаются корректно.
  9. Подтвердить согласие на обработку персональных данных.
  10. Дождаться, пока система сверит данные, — на это потребуется несколько секунд. Когда всё будет готово, абонент получит уведомление. Если какие-то данные не сошлись или система не смогла распознать фото, то подтвердить информацию о себе можно лично — в любом магазине МТС.

Что делать корпоративным абонентам? Изменения, касающиеся корпоративных абонентов, появились еще в 2021 году. Тогда в ФЗ «О связи» внесли поправки, которые обязали юрлиц и ИП сообщать о корпоративных сим-картах в специальный реестр — Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА). Более того, один из сотрудников компании или ИП должен привязать конкретный номер к конкретным сотрудникам.

Через портал «Госуслуги» нужно сообщить о сим-картах: в телефонах, которыми пользуются сотрудники; в оборудовании, для которого нужен мобильный интернет. Это, например, терминалы для оплаты или шлагбаумы.
Кроме номера телефона нужно внести в реестр паспортные данные сотрудников, которые пользуются номерами и данные оборудования — его вид и наименование, идентификатор (IMEI или MAC-адрес), адрес размещения, название и ОГРН оператора связи.

Не зарегистрированные в системе корпоративные номера операторы связи обязаны отключить. Сейчас корпоративные клиенты не могут оформить новый номер телефона без регистрации в ЕСИА, поэтому если сим-карту для бизнеса вы купили после 2021 года, переживать не стоит — ваши данные уже актуализированы.


Может ли оператор заблокировать сим-карту, если не подтвердить данные? Федеральный закон о связи разрешает блокировать сим-карты, если данные по договору неактуальные и не подтверждены. Операторы чаще всего приостанавливают оказание услуг. Достаточно прийти в офис, подтвердить данные, и связь восстановят.

Список литературы:

  • Егоров, И. Левые сим-карты биты / И. Егоров // Российская газета. — 2023. — 10 января (№2). — С. 15;19.
  • Егоров, И. Штрафы по звонку: сотовые операторы начали платить за то, что не отключают подменные номера телефонных мошенников / И. Егоров  // Российская газета. — 2023. — 14 марта (№52). — С. 1;4.
  • Куликов, В. Сбросят звонок: операторов связи обяжут получать согласие граждан на рекламные спам — звонки / В. Куликов // Российская газета. — 2023. — 6 марта (№47). — С. 1;4.
  • Что делать, если оператор просит подтвердить свои паспортные данные // Комсомольская правда. – 2023. – 23 июня. – С.7.
Ваши права / Центр правовой и социально-значимой информации