Учитель, который слышал Вселенную

В рамках Года педагога и наставника Центральная городская библиотека имени Юрия Либединского предлагает пользователям интерактивную виртуальную выставку Отец русской космонавтики, посвященную Константину Эдуардовичу Циолковскому.

Константин Эдуардович Циолковский (1857–1935) – русский ученый и изобретатель, основоположник космонавтики и теории освоения космического пространства. Автор десятков трудов по ракетодинамике, аэронавтике и космонавтике. Автор идей о космическом лифте и поездах, движущихся на воздушной подушке. Константин Эдуардович был ученым самоучкой, который стал основоположником современной космонавтики.

О своем рождении ученый писал: «Появился новый гражданин вселенной, Константин Циолковский». Циолковский рос непоседой: лазал по крышам домов и деревьям, прыгал с большой высоты. Родители называли его «птицей» и «блаженным».

Зимой 1868 года Циолковский заболел скарлатиной и из-за осложнений почти полностью оглох. Он оказался отрезан от мира, постоянно получал насмешки, а свою жизнь считал «биографией калеки».

После болезни мальчик замкнулся и стал мастерить: он рисовал чертежи машин с крыльями и даже создал агрегат, который двигался за счет силы пара. Константин пытался учиться в обычной школе, но не преуспел: «учителей совершенно не слышал или слышал одни неясные звуки», а поблажек «тугоухому» не делали. Через три года Циолковского отчислили за неуспеваемость. Ни в каком образовательном заведении он более не учился и остался самоучкой.

Когда Циолковскому было 14, отец заглянул в его мастерскую. В ней он обнаружил самодвижущиеся коляски, ветряные мельницы, самодельную астролябию и много других удивительных механизмов. Отец дал сыну денег и отправил поступать в Москву, в Высшее техническое училище (ныне МГТУ им. Баумана). До Москвы Константин доехал, но поступать в училище не стал. Вместо этого он записался в единственную городскую бесплатную библиотеку – Чертковскую – и углубился в самостоятельное изучение наук.

Бедность Циолковского в Москве была чудовищной. Он не работал, получал 10-15 рублей в месяц от родителей и мог питаться одним только черным хлебом: «Каждые три дня я ходил в булочную и покупал там на 9 коп. хлеба. Таким образом, я проживал 90 коп. в месяц», – вспоминал он. На все оставшиеся деньги ученый покупал «книги, трубки, ртуть, серную кислоту», – и другие материалы для опытов.

В 1876 году отец Циолковского вызвал его домой. Вернувшись в Киров, Константин стал давать частные уроки. Преподаватель из глухого Циолковского вышел блестящий. Он мастерил из бумаги многогранники, чтобы объяснять ученикам геометрию, и вообще часто объяснял предмет на опытах. О Циолковском пошла слава талантливого учителя-чудака.

В 1878 году Циолковские вернулись в Рязань. Константин снял комнату и вновь засел за книги: изучал физико-математические науки по циклу средней и высшей школы. Спустя год он экстерном сдал экзамены в Первой гимназии и отправился преподавать арифметику и геометрию в город Боровск в Калужской губернии.

Все свои силы Циолковский отдавал науке и почти все учительское жалование в 27 рублей тратил на научные опыты. Свои первые научные работы «Теория газов», «Механика животного организма» и «Продолжительность лучеиспускания Солнца» он отправил в столицу. Ученый свет того времени (в первую очередь Иван Сеченов и Александр Столетов) отнесся к самоучке доброжелательно. Ему даже предложили вступить в Русское физико-химическое общество. На приглашение Циолковский не ответил: ему было нечем платить членские взносы.

Отношения Циолковского с академическим ученым сообществом были непростыми. В 1887 году он отказался от приглашения встретиться со знаменитым профессором математики Софьей Ковалевской. Потом он потратил много времени и сил, чтобы прийти к кинетической теории газов.

Циолковский был настоящим чудаком и мечтателем.

Главным проектом Циолковского в это время был дирижабль. Ученый решил уйти от применения взрывоопасного водорода, заменив его горячим воздухом. А разработанная им стягивающая система позволяла «кораблю» сохранять постоянную подъемную силу при различной высоте полета. Циолковский просил деятелей науки пожертвовать ему 300 рублей на постройку крупного металлического макета дирижабля, но материальную помощь ему так никто и не оказал.

Интерес к полетам над землей у Циолковского угас – его заинтересовали звезды. В 1887 году он написал небольшую повесть «На Луне», где описал ощущения человека, попавшего на земной спутник. Значительная часть предположений, высказанных им в работе, впоследствии оказалась верной.

С 1892 года Циолковский работал преподавателем физики в епархиальном женском училище. Чтобы справляться со своим недугом, ученый смастерил особую слуховую трубу, которую прижимал к уху, когда ученицы отвечали ему предмет.

В 1903 году Циолковский окончательно переключился на работы, связанные с освоением космоса. В статье «Исследование мировых пространств реактивными приборами» он впервые обосновал, что аппаратом для успешных космических полетов могла стать ракета. Ученый также разработал концепцию жидкостного ракетного двигателя. В частности, определил скорость, необходимую для выхода аппарата в Солнечную систему («вторая космическая скорость»). Циолковский занимался многими практическими вопросами космоса, которые позднее сформировали основу для советского ракетостроения. Он предложил варианты ракетного управления, систем охлаждения, конструкции сопла и системы подачи топлива.

Главные открытия и изобретения Константина Циолковского:

  • создание аэростата в 1886 г.;
  • попытка ввести в эксплуатацию металлический дирижабль;
  • научное обоснование теории о возможности запуска ракеты в космос;
  • представил первые модели ракет, взлетающих с наклонной плоскости. Любопытно, что его чертежи брались во внимание в ходе изготовления артиллерийской установки «Катюша»;
  • изобрел аэродинамическую трубу;
  • сконструировал двигатель с газотурбинной тягой;
  • автор чертежа моноплана и обоснования идеи двукрылого самолета;
  • разработал модель поезда на воздушной подушке;
  • создал схему выдвижного шасси;
  • изучив виды топлива для ракет, предложил использовать смесь водорода и кислорода.

      Циолковский – не только известный ученый, великий изобретатель и талантливый педагог. За годы педагогической деятельности он сумел воспитать плеяду учеников, многие из которых позднее сами стали учителями.

Педагогические взгляды Циолковского нацелены в будущее, его идеи помогают обновлять содержание образования. Сегодня в российских школах у Циолковского много последователей, которые претворяют его идеи в жизнь и пытаются решать проблемы воспитания и образования на высоком, общечеловеческом уровне.

Хотя, вспоминая свои первые шаги на учительском поприще, Циолковский и написал, что «педагогия» была для него забавой, в дальнейшем учительство его увлекло. Преподавателем он был по тогдашним меркам необычным: старался не давить на детей и делать уроки интересными для них, считал непедагогичным ставить плохие отметки. Глухота (после заболевания в детском возрасте скарлатиной), конечно, осложняла ему работу, но не делала её совсем невозможной. Слушая ответы учеников, он прикладывал руку к уху, а позднее устроил себе особую слуховую трубу.

 В 1932 году, когда Константину Эдуардовичу было уже 75 лет, он подвёл такой итог своей жизни: «Может быть, мои изобретения не осуществятся. Вот то, что я работал 40 лет учителем, я считаю несомненной заслугой».

Идеи Циолковского продолжают не только последователи-педагоги. Циолковский создал целую научную школу, и помыслы великого ученого нашли претворение в трудах его знаменитых учеников, которые достойно продолжили его дело, внесли большой вклад в развитие отечественной науки. Благодаря его трудам двадцатый век вошел в историю цивилизации под знаком становления космизма.

Много последователей появилось у Циолковского после организации Первой мировой выставки моделей межпланетных аппаратов и механизмов, открытой в апреле 1927 года в Москве. Ученый прислал для выставки свои печатные труды.

В 1932 году была создана Группа изучения реактивного движения (ГИРД), которая реализовала проекты ученого. Среди учеников и последователей К.Э. Циолковского были Ф. А. Цандер, руководитель группы, И. Т. Клейменов, начальник реактивного научно-исследовательского института, М. К. Тихонравов, начальник отдела института, С. П. Королёв, который позднее стал главным конструктором космических кораблей. Крупный специалист в области теоретической механики А. А. Космодемьянский изучал труды К. Э. Циолковского, вел с ним переписку и написал немало книг о нем. Космодемьянский справедливо отмечал, что Циолковский – наша национальная гордость.

Заслуга Циолковского не только в большом вкладе в науку, но и в том, что он сумел оказать влияние на своих современников, которые продолжили дело ученого и открыли эру космонавтики как новую фазу развития человечества.

2023 год - год педагога и наставника / Виртуальные выставки / Машгородок / Новости библиотек / ПроЧтение / ЦГБ им. Ю.Н. Либединского