Из история посёлка Тургояк.
Поистине велика Россия. Велика своими просторами, красотой, духом сильна, традициями богата, промыслами, ремеслами. Богата старинными предметами, историю которых можно разгадывать и восхищаться.
В Модельной Павленковской библиотеке-филиале № 9 посёлка Тургояк есть интересная комната. Называется она «Русская изба». Весь зал — это книжно-предметная экспозиция «Тургоякская сторона, тургоякская старина». Предметы быта середины ХIХ-начала ХХ века тургоякской деревни интересны не только жителям села, города, но и гостям из российских городов, иностранцам ближнего и дальнего зарубежья.
В 1756 году на берег озера пришли переселенцы из Тульской и Калужской губерний. Вместе с предметами быта они привезли православные иконы и книги. Среди предметов быта был амбарный замок, о котором хотим вам рассказать.
В 1831 году в деревне Тургояк насчитывалось 90 дворов и 241 душа мужского пола. В 1848 году 109 дворов, 340 душ мужского пола и 335 душ женского пола. Основными занятиями жителей были – рыболовство, бортничество, выжигание древесного угля, смолокурение, изготовление скипидара, дегтя, ткачество льняного полотна, добыча медной руды, драгоценного камня в Ильменских горах. Всё изготовленное и добытое крестьянами увозилось на подводах в город Миасс, Златоуст.
Особая гордость и честь жителей – добыча золота на благо Российского государства. Развивалось личное подворье. Так в 1846-1848 годах на 109 дворов приходилось 380 лошадей, 340 коров, 780 баранов, 30 коз, 180 свиней. В 1900 году развивалось кумысное производство. Деревню Тургояк можно было считать зажиточной. Значит было что закрывать, прятать от чужого глаза, сохранять.
В разные годы истории села Тургояк, а впоследствии посёлка Тургояк жители занимались промыслами. По воспоминаниям старожилов в 1918-1920-х годах построили мастерскую и парилку для дерева. В ней парили прутья, делали дуги для лошадей, гнули полозья для саней, плели из них большие корзины, короба для сельских нужд, кошолки для удобной поездки на лошади, делали деревянную посуду.
В послевоенные годы (1941-1945 г.г.) была организованная Бондарная мастерская. В ней изготавливали бочки, бочонки, ушата для бани, корыта. В то же время открылась мастерская по изготовлению мебели. Тургоякские мастера делали табуреты, столы круглые и прямоугольные, комоды, шкафы. Было организовано животноводческое товарищество «Светлый путь». Лесопилка пилила лес на доски. Работники заготавливали сено, комбикорма, содержали не один десяток коней, быков для двух сельских табунов коров.
По речке «Исток» стояли бани, их топили «по-черному». Там сушили лён. Били, мяли, чесали, пряли нитки и ткали льняное полотно. На смолокурнях гнали дёготь, делали скипидар. Озеро было богато разной работой. Рыбная артель занялась её промыслом. Много промыслов существовало в пос. Тургояк, но изготовлением замков никто не занимался даже в городе Миассе. (Историческая справка Нины Николаевны Чухаревой – научного сотрудника Миасского краеведческого музея)
Замо́к — механическое запорное устройство. Слово замок заимствовано из польского zamek, которое через чеш. zámek восходит к старонемецкому slōʒ «замок, запор», а оно, в свою очередь, к латинскому clūsa «запор, форт, укрепление». В зависимости от крепления различают замки навесные, накладные, врезные (встроенные) и другие (например, для ювелирных изделий). Наш замок — амбарный.
Русские мастера ещё в XIII веке знали более восьми конструктивных вариантов навесных замков, но дошедшие до нас ранние замки отечественного производства относятся преимущественно к XVIII веку. В то время заметно увеличилось производство замочных «приборов», необходимых для новых гостиных дворов, торговых лавок, которые появились в результате развития рыночных отношений и роста городов. Обычное явление того времени – строительство каким-нибудь купцом каменного склада с железными дверьми и уж наверняка – с замками и засовами. В целом довольно грубые изделия русских кустарей ХVI — XVII веков хоть и имели массивный устрашающий вид, большой проблемы для взломщиков не создавали. Известно, например, что в XIX веке существовало несколько крупных производств, которые массово выпускали однотипные запирающие устройства. Такими крупными центрами замочного производства была Тула и село Павлово на Оке.
Предмет быта старообрядческих переселенцев
Хозяйка старинного замка из книжно-предметной экспозиции посёлка Тургояк Тяпкина Людмила Петровна (1974 г. р.) сказала, что старый навесной замок особенно дорог их семье. Это память о прошлом, дань уважения ушедшим поколениям. Поэтому его подарили в тургоякскую библиотеку. Старинный винтовой, амбарный замок, предположительно изготовленный в XIX веке, найден «в хозяйстве» по адресу посёлок Тургояк, в доме № 70 по улице Карла Маркса Петром Михайловичем и Ольгой Леонидовной Хитряковыми. Этот дом строили предки тульских переселенцев – старообрядцев.
Замок выкован вручную из металла. Ручка–ключ вворачивается в основу с «гусачком». Предмет очень надёжный для сохранности. Такой замок использовали для закрывания массивных створчатых дверей амбаров, складов для хранения зерна, жита, гороха, мёда, упряжи для коней, других домашних запасов, домашнего инвентаря, ценных предметов. Наш «Русский висячий замок» был выкован вручную в ранее царствование последнего царя Николая II (1895-1918). Большое округлое кольцо сверху – это «рукоятка» ключа, на которой есть нарезка и которая ввинчивается в замочную скважину, чтобы разблокировать запирающий механизм. Когда скоба становится в позицию запирания, вместо ключа вставляется затычка, чтобы казалось, что замочной скважины нет. Нарезная часть ключа ввинчивается затем в защитный футляр. По весу очень тяжёлый — 1900 грамм. Длина замка без ключа-145 мм, с ключом 245 мм, диаметр -50 мм. Он чёрного цвета, полностью литой из металла.
Повезло тем замкам, которые бережно хранятся в музеях. Случай ещё раз подтвердил, что наш тургоякский замок изготовлен в Туле и принадлежал именно семье старообрядцев. Светлана Павловна Самойлова, заведующий Модельной Павленковской библиотекой-филиалом № 9 с рабочим визитом побывала в Белоруссии, городе Гомеле, в Ветковском музее старообрядчества. Каково же было её удивление, когда она увидела в музее точно такие же предметы старины, как в посёлке Тургояк . Среди них был такой же винтовой замок. Сотрудники музея подтвердили, что этот замок переселенцев старообрядцев из Тульской губернии. Во времена боярыни Морозовой, гонений старообрядцев, часть ревнителей своей веры ушли в тайгу, на Урал. Часть ушли на русский Север. Такие же предметы быта хранятся в музеях и частных домах в республике Коми, село Кослан, Удорского района (Историческая справка Алины Ванеевой, директора Удорской Централизованной библиотечной системы). Много старообрядцев ушли строить новую жизнь в Белоруссию. Замечательный Ветковский музей старообрядчества хранит историю уникального времени.
Старинные навесные замки, в том числе старинные амбарные замки в полностью рабочем состоянии сегодня, по вполне объяснимым причинам. Они изготовлены из металла и долговечны. Старые дверные замки – предметы утилитарные, поэтому и отношение к ним было соответствующее, как к обычным вещам, которые окружают людей в их повседневной жизни.
Наш амбарный замок сохранился очень хорошо. Навесные дореволюционные замки испытали на себе, пожалуй, все тяготы такой непростой многолетней эксплуатации в самых суровых природных условиях: и снег их засыпал, и дождик мочил, грело солнце, холодил мороз. Они замерзали, ржавели, от них теряли ключи. Сложная была жизнь у любого замка, который висел на улице. Красивая история предметов быта, будет всегда удивлять и радовать любителей старины.
Краеведческая страница / Народный архив сел / Новости библиотек / Поселок Тургояк / Сельские / Филиал 9 |