Мир равных возможностей

5 мая в России и во многих странах мира, отмечается Международный день борьбы за права инвалидов.

Ежегодно в России признаются инвалидами более 3,5 миллиона человек. Многие люди с ограниченными возможностями нуждаются в постоянном постороннем уходе, дорогих медикаментах, социальной и психологической адаптации.

Международный день борьбы за права инвалидов, необходим для того, чтобы повысить значимость социальной защиты этой категории граждан, признать людей с ограничением здоровья полноправными гражданами общества и приложить все усилия к их адаптации к современным условиям жизни и деятельности.

Это дата отмечается с 1992 года, когда 5 мая люди с ограниченными возможностями одновременно в 17 европейских странах провели день борьбы за соблюдение своих равных прав и против дискриминации людей с физическими, психическими или сенсорными ограничениями.

Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов 24 сентября 2008 года, а 3 мая 2012 года президент Российской федерации подписал федеральный закон о ратификации Конвенции ООН о правах инвалидов, что создало дополнительные гарантии обеспечения, защиты и развития социальных и экономических прав инвалидов в России.

В нашей статье мы расскажем  о детях с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), о том, какие особенности имеют малыши с ОВЗ, какие категории их выделяются и как им можно помочь.

Дети с ОВЗ — это малыши с различными отклонениями в физическом, психическом или сенсорном развитии, мешающими им полноценно жить, учиться и адаптироваться в обществе. Таким ребятам необходимы особые условия и сопровождение в учебном процессе и повседневной жизни.

Кто такие дети с ОВЗ?

Понятие «дети с ОВЗ» охватывает широкий круг лиц, у которых есть какие-то ограничения или нарушения в здоровье, оказывающие влияние на их развитие и деятельность. Эти ограничения могут быть врожденными или приобретенными, постоянными или временными, видимыми или невидимыми. Статус ОВЗ присваивает психолого-медико-педагогическая комиссия, для получения этого статуса нужно пройти обследование. Малышу с ОВЗ не обязательно будет присвоена инвалидность, но каждому такому ребёнку нужна дополнительная поддержка и коррекция.

Дети с ограниченными возможностями —  это очень неоднородная группа, в неё входят малыши с разными видами нарушений:

  • слуховыми (глухие, слабослышащие);
  • зрительными (слепые, слабовидящие);
  • речевыми (заикание, дислалия, дисфазия.);
  • опорно-двигательными (церебральный паралич, сколиоз, ампутация конечностей и т.д.);
  • интеллектуальными (умственная отсталость, ЗПР);
  • эмоционально-волевыми (РАС, СДВГ, аутизм);
  • комплексными нарушениями развития (синдром Дауна, синдром Ретта, фенилкетонурия и т.д.).

Каждая категория имеет свои специфические особенности развития и потребности.

Причины ОВЗ у детей

Ограниченные возможности здоровья могут быть вызваны причинами, которые можно разделить:

  • Врожденные причины связаны с наследственностью, генетикой или воздействием неблагоприятных факторов на плод во время беременности.
  • Приобретенные причины связаны с повреждением или заболеванием органов и систем организма после рождения.
  • Социальные причины связаны с неблагоприятными условиями жизни, воспитания или обучения.

Причины ограниченных возможностей здоровья у детей могут быть разными, но все они влияют на развитие и качество жизни ребёнка. Поэтому важно своевременно обнаруживать и диагностировать нарушения, а также оказывать детям необходимую медицинскую, психологическую и социальную помощь. Только так можно обеспечить им полноценное и счастливое детство и полноценное развитие.

Как определить наличие ОВЗ у ребёнка?

Определить наличие нарушений у ребёнка может быть не так просто, особенно если речь идет о скрытых или легких формах. Некоторые признаки могут проявляться только в определённых условиях или ситуациях. Кроме того, некоторые ребята могут компенсировать свои слабости другими способностями или поведением.

Однако есть некоторые общие признаки, которые могут указывать на то, что малыш нуждается в дополнительной диагностике и помощи:

  • задержка или отклонение в психомоторном развитии (малыш поздно начинает ходить, говорить, писать и т.д.);
  • нарушение восприятия (трудности с различением цветов, форм, звуков и т.д.);
  • нарушение памяти, внимания, мышления (трудности с запоминанием, концентрацией, решением задач и т.д.);
  • нарушение речи (неправильное произношение, бедный словарный запас, нарушение грамматики и т.д.);
  • нарушение общения и социализации (избегание контакта с другими людьми, агрессивность, замкнутость и т.д.);
  • нарушение эмоциональной сферы (частые приступы плача, страха, гнева, апатии и т.д.).

Важно своевременно обратиться к педиатру, психологу или логопеду и пройти комплексное обследование. Только так можно точно определить наличие или отсутствие нарушений и получить рекомендации по коррекции и развитию.

Как помочь детям с ОВЗ?

Дети с ОВЗ нуждаются в особой заботе и поддержке со стороны родителей, педагогов и других взрослых. Они имеют право на полноценное образование, развитие и социализацию в соответствии со своими ресурсами и потребностями.

Специальные условия — это условия обучения и воспитания, учитывающие особенности детей и способствующие компенсации и коррекции их нарушений. Это может быть:

  • адаптация образовательной программы (сокращение объема материала, изменение требований к оценке и т.д.);
  • адаптация обучающих методов и форм (использование наглядных пособий, игр, индивидуальной или групповой работы и т.д.);
  • адаптация учебной среды (обеспечение доступности помещений, мебели, учёт освещения, шума и т.д.).

Сопровождение — это деятельность специалистов (психологов, логопедов, дефектологов и т.д.), направленная на оказание индивидуальной помощи детям с ОВЗ в образовательном процессе и в повседневной жизни. Это может быть:

  • диагностика уровня развития ребенка и выявление его потребностей;
  • консультирование родителей и учителей по образовательным и воспитательным вопросам;
  • коррекционная работа по развитию психических функций, речи, моторики, эмоций и т.д.;
  • развивающая работа по формированию умений и навыков, необходимых для обучения и жизни;
  • социально-психологическая работа по адаптации малыша к обществу и себе.

Как ребенку с ОВЗ получить инвалидность?

Ребенок с ОВЗ имеет право на получение инвалидности, если его состояние здоровья ограничивает его потенциал в обучении, общении, самообслуживании и других сферах жизни. Инвалидность дает право на дополнительные льготы, пособия и меры социальной поддержки.

Для того чтобы ребенку была установлена инвалидность, необходимо пройти медико-социальную экспертизу (МСЭ). Это специальная процедура, в ходе которой специалисты оценивают степень ограничения жизнедеятельности малыша и определяют его группу инвалидности.

МСЭ проводится в федеральных бюро МСЭ или их филиалах. Для того чтобы записаться на процедуру, необходимо подать заявление в ФБ МСЭ по месту жительства или по месту лечения. Заявление можно подать лично, по почте или через портал госуслуг.

После подачи заявления на МСЭ родителю или законному представителю назначают дату и время приёма. На приём нужно прийти вместе с ребёнком и иметь при себе оригиналы всех документов с диагнозами. На приеме специалисты проводят осмотр ребёнка, изучают его медицинские и социальные документы, а также беседуют с родителями или законными представителями о его здоровье.

По результатам МСЭ выносится заключение о наличии или отсутствии инвалидности, а также о группе инвалидности. Такое заключение выдается в письменном виде в течение 10 дней после проведения МСЭ. Группа инвалидности зависит от степени ограничения возможностей здоровья ребёнка и определяется по следующим критериям:

  • I группа — ребёнок нуждается в постоянном постороннем уходе и контроле, не может самостоятельно обучаться, общаться и обслуживать себя;
  • II группа — малыш нуждается в частичном постороннем уходе и контроле, может частично самостоятельно обучаться, общаться и обслуживать себя с использованием специальных средств и условий;
  • III группа — ребенок не нуждается в постороннем уходе и контроле, может самостоятельно обучаться, общаться и обслуживать себя с использованием специальных средств и условий.

Заключение действует в течение определенного срока, который зависит от возраста и характера заболевания. По истечении срока действия заключения ребёнок должен пройти повторную МСЭ.

Если родители или законные представители не согласны с результатами МСЭ, они имеют право подать апелляцию в вышестоящее ФБ МСЭ или в суд в течение месяца после получения заключения. Апелляция должна быть обоснована и содержать доказательства ошибочности или необъективности заключения.

Для того чтобы помочь детям с ОВЗ, необходимо учитывать их индивидуальные особенности, интересы, способности и желания. Нельзя навязывать малышу то, что ему не нравится или не подходит. Нужно стимулировать его сильные стороны и поддерживать самооценку и самоуважение. Также необходимо создавать для ребенка положительную атмосферу в семье и в коллективе, где он будет чувствовать себя принятым, любимым и нужным.

Список литературы:

  • Астафьева, Н. Дети-бабочки и дети-рыбки: легко ли жить с тяжелыми нарушениями кожи / Н. Астафьева. — Текст: непосредственный // Миасский рабочий (Губерния). — 2022. — 20 октября. — С. 4.
  • Белова, Г. Как получить помощь для лечения ребенка?: 4 шага к получению квоты высокотехнологичной медицинской помощи / Г. Белова. — Текст: непосредственный // Челябинский рабочий. — 2013. — 17 апреля. — С. 2.
  • Болсуновская, Н. Общение без барьеров: общение детей с ограниченными возможностями с детьми, у кого проблем со здоровьем нет / Н. Болсуновская. — Текст: непосредственный // Здоровье школьника. — 2014. — № 3. — С. 14-15.
  • Валерьев, Е. Центр в помощь особым детям: он откроется 21 марта — в Международный день человека с синдромом Дауна / Е. Валерьев. — Текст: непосредственный // Южноуральская панорама. — 2012. — 4 февраля. — С. 2.
  • Всесторонняя помощь особым детям: в Миассе работает бригада специальной паллиативной службы. — Текст: непосредственный // Глагол. — 2018. — 25 января. — С. 5.
  • Выродова, И. Вариативные формы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья: Центры игровой поддержки ребенка, ориентированные на семьи с детьми до трех лет. Работа с детьми с синдромом Дауна, органическими поражениями ЦНС / И. Выродова. — Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание. — 2015. — № 5. — С. 86-92.
  • Георгиев, В. По-настоящему вместе: новый реабилитационный центр объединил усилия родителей, меценатов, властей в помощи особым детям / В. Георгиев. — Текст: непосредственный // Глагол. — 2018. — 7 марта. — С. 1,3.
  • Георгиев, В. Спортшкола нового формата: создается в Миассе для детей с ограниченными возможностями / В. Георгиев. — Текст: непосредственный // Глагол. — 2019. — 21 марта. — С. 4.
  • Григорьева, Л. Праздник для особенных ребят: работа с малышами-инвалидами / Л. Григорьева. — Текст: непосредственный // Библиополе. — 2016. — №8. — С. 59-61.
  • Дементьева, С. Солнечный мир для «солнечных детей»: в партнёрстве с религиозными и общественными организациями / С. Дементьева. — Текст: непосредственный // Библиополе. — 2020. — №1. — С. 73 — 76.
  • Евдищенко, Г. Особый подход к особому ребенку / Г. Евдищенко. — Текст: непосредственный // Библиополе. — 2014. — №3. — С. 12-15.
  • Живая физкультура: в Миассе реализуется проект для адаптации и развития особых детей. — Текст: непосредственный // Миасский рабочий. — 2018. — 30 октября. — С. 1,4.
  • Звягинцева, В. Забота о детях — дело общее: успешные практики социального партнёрства / В. Звягинцева. — Текст: непосредственный // Библиотека. — 2021. — №7. — С. 31 — 35.
  • Исаева, В. Особенный подход: В Миассе открыт ресурсный класс / В. Исаева. — Текст: непосредственный // Миасский рабочий. — 2022. — 24 ноября. — С. 5.
  • Калентьева, Н. Участие — это победа: в Челябинской области делают ставку на адаптивный спорт / Н. Калентьева. — Текст: непосредственный // Южноуральская панорама. — 2023. — 8 июня. — С. 11.
  • Ким, Ю. Свое дело: в Челябинской области родителям особых детей помогут открыть свой бизнес / Ю. Ким. — Текст: непосредственный // Южноуральская панорама. — 2023. — 19 января. — С. 9.
  • Крымцова, Ю. Эксклюзивно об инклюзивном: в Челябинске обсудят подходы к обучению особенных детей / Ю. Крымцова. — Текст: непосредственный // Южноуральская панорама. — 2022. — 17 ноября. — С. 9.
  • Кушпиль, Ю. В помощь особым детям / Ю. Кушпиль. — Текст: непосредственный // Уральский автомобиль. — 2022. — 30 декабря. — С. 4.
  • Махлеева, Ю. Включить инклюзию: на Южном Урале откроется 20 ресурсных классов для особых учеников / Ю. Махлеева. – Текст: непосредственный // Южноуральская панорама. — 2022. — 21 ноября. — С. 4.
  • Махлеева, Ю. Дети рулят: на Южном Урале работает уникальная школа для детей-инвалидов / Ю. Махлеева. — Текст: непосредственный // Южноуральская панорама. — 2013. — 19 октября. — С. 7.
  • Махлеева, Ю. Классом едины: в школах Челябинской области особые дети смогут учиться вместе с обычными сверстниками / Ю. Махлеева. — Текст: непосредственный // Южноуральская панорама. — 2021. — 28 января. — С. 6.
  • Махлеева, Ю. Помочь вовремя: в Челябинской области откроют пять центров ранней диагностики аутизма / Ю. Махлеева. — Текст: непосредственный // Южноуральская панорама. — 2022. — 17 февраля. — С. 11.
  • Махлеева, Ю. Просто такие люди: мифы об «особых детях» / Ю. Махлеева. — Текст: непосредственный // Южноуральская панорама. — 2013. — 5 декабря. — С. 7.
  • Махлеева, Ю. Учиться на равных: инклюзивное образование в Челябинской области / Ю. Махлеева. — Текст: непосредственный // Южноуральская панорама. — 2014. — 27 февраля. — С. 7.
  • Милано, Е. У сотрудника ребенок с инвалидностью. Какие гарантии предоставить / Е. Милано. — Текст: непосредственный // Кадровое дело. — 2021. — №10. — С. 16-26.
  • Новые горизонты для особенных ребят в миасской благотворительной организации «Новые Горизонты» открылся кружок для общения и социализации детей с нарушением интеллекта. — Текст: непосредственный // Миасский рабочий. — 2022. — 8 сентября. — С. 3.
  • Обушвец, Е. «Смотри на меня как на равного» : из опыта работы с социально — незащищенными детьми и детьми с ограниченными возможностями здоровья / Е. Обушвец. — Текст : непосредственный // Библиотечное дело. — 2018. — №4. — С. 6-8.
  • Подольская, Е. Особенный урок: в школах открываются ресурсные классы для детей с ментальными нарушениями / Е. Подольская. — Текст: непосредственный // Южноуральская панорама. — 2023. — 5 июня. — С. 4.
  • Подольская, Е. Семейный бюджет: на Южном Урале поддержат семьи, где воспитывают детей с серьезными заболеваниями / Е. Подольская. — Текст: непосредственный // Южноуральская панорама. — 2021. — 18 ноября. — 3.
  • Понетайкина, М. «Наше место» теперь помогает городам и районам: о работе инклюзивного молодежного клуба «Наше место» / М. Понетайкина. — Текст: непосредственный // Миасский рабочий (Губерния). — 2022. — 1 декабря. — С. 1,7.
  • Санникова, В. Центру для реабилитации детей с ДЦП дали вторую жизнь: помощь детям с ограниченными возможностями / В. Санникова. — Текст: непосредственный // Миасский рабочий (Губерния). — 2020. — 24 сентября. — С. 7.
  • Спорт для всех: ребята с ОВЗ успешно выполнили нормативы ГТО в Миассе. — Текст: непосредственный // Миасский рабочий. — 2024. — 25 апреля. — С. 5.
  • Сырцева, Е. Право на уроки: ресурсный класс для детей с синдромом Дауна и аутизмом / Е. Сырцева. — Текст: непосредственный // Южноуральская панорама. — 2017. — 23 ноября. — С. 8.
  • Сысина, Т. «Особые дети»: помогаем в социальной адаптации / Т. Сысина. — Текст: непосредственный // Библиотечное дело. — 2015. — №12. — С. 42-43.
  • Тимонина, О. Миасские «мороженки»: миасская благотворительная организация «Новые горизонты» работает с особыми детьми / О. Тимонина. — Текст: непосредственный // Миасский рабочий. — 2022. — 20 января. — С. 5.

Все изображения и фотографии взяты из открытых интернет источников.

2024 год - Год семьи / Ваши права / Доступная среда / Центр правовой и социально-значимой информации