Праздники народов России. Уборочная страда «Жабрей топтать»

image_pdfimage_print

Работа Ладыгиной Марии Юрьевны, ученицы 6″Б» класса МАОУ «МСОШ №20»
Руководитель:Слобода Вероника Викторовна.

Праздник народов России.
Уборочная страда «Жабрей топтать»

Осень – это время, когда листья на деревьях сменяют окраску и создают неповторимый колорит. В конце сентября на полях Мечетлинского района кипит и спорится работа. К уборке полей сельчане готовились заранее, примерно, за месяца два. Готовили и проверяли технику, настраивали её на это тяжёлую работу потому, что это страда и человек от этой работы должен страдать. Если не было дождя, женщины собирались на каменную гору и молились богу, чтобы был дождь. Все жили от хлеба, и поэтому очень ждали и надеялись на хорошую уборочную страду. Когда начиналась уборка, все разговоры были только о страде, как убирают, сколько уже убрали и др.

Шумят на полях величавые комбайны, клонятся перед ними золотые колосья. Внимательно следят опытные агрономы, хотят, чтобы урожай хороший был и без потерь. Чтобы в доме у сельчан было спокойно и сытно. Что осенью руками соберешь, то зимой губами подберёшь, говорят у нас.

Раньше профессия агроном считалась очень престижной. Всегда радостно, когда пшеницы много. Когда колосья готовы к уборке это всегда видно, например, когда колос золотой, значит готов, а когда зеленый не готов. Приезжаешь в поле, колосок срываешь, если молочная спелость, он давится, рассказывала мне бабушка.

Когда давным-давно первый сжаты на полосе сноп называли «именинником» с него начинали молотьбу, её соломой кормили заболевшую скотину, эту траву считали целебной. Первый инструмент был серп. Серпом в основном работали женщины. Мужчины не жали, только женщины. Серпы никогда не носили в руках, зацепляли за плечо, чтобы никого не задеть. Жгуты с травой складывали в кучку. Когда серпом собрали много травы, приходили вязальщицы. Вот именно она вяжет уже эти снопы. Чтобы завязать сноп, надо приготовить сноп, положить его. Потом взять другие жгуты, собрать между собой и связать. Вот так получается сноп. Чтобы сено подсохло, составляли несколько пучков, получалось сусло. Один сноп располагался в середине, и он закрывал все остальные пучки, получалась так называемая крыша. Благодаря этому, когда идет дождь сено остается сухим.

В конце уборки, когда последнюю полоску зажали, и начиналось веселье. Уже когда стали появляться колхозы, накрывают столы и гуляют «Жабрей топчут». Традиция, о которой рассказала мне бабушка Максимова Галина Григорьевна, зародилась уже, когда труд на селе стал коллективным, т.е. стали появляться колхозы.

При единоличным ведение хозяйства уборку, т.е. страду всегда заканчивали в разное время, а когда образовались колхозы уборку заканчивали в одно время. Когда заканчивалась страда, такой сорняк, как «Жабрей» набирал силу. Уборочная страда это очень тяжёлый и трудоёмкий процесс. С утра и до вечера были заняты в поле и поэтому, когда страда заканчивалась, — это была большой радостью, что будут с хлебом селяне и устраивали праздник. Накрывали столы где-то на полевом стане или на складе, приносили еду, кто, что может принести, и начинали праздновать. Пели песни, плясали, а когда плясали, на землю под ноги бросали этот сорняк и его якобы вытаптывали при танце. Ведь это сорняк очень сильно портит жизнь, рабочим засоряя поля. Отсюда пошло это выражение «Топтать Жабрей» — это стало крылатым выражением. На окончание уборки, например, в огороде спрашивали: « Скоро ли у вас Жабрей?», на это отвечали: « Да скоро!». Теперь « Топтать Жабрей» это значит оканчивать какую- то трудную работу.

На праздник чаще всего приносили: кулагу, паренки, морковницу, рецепты некоторых блюд я записала у бабушки.

Кулага

В деревянных корытах проращивали рожь, потом её с небольшими ростками сушили на печи. Высушенную рожь перемалывали на ручной мельнице, заливали водой и в глиняных круглых горшках вместительности (до 10 литров) ставили томиться в истопленную печь (до 12 часов). Жидкость сливали, из неё делали квас, пиво, сусло, добавляя сахар, различные ягоды. К оставшейся гуще тоже добавляли или сушёные молотые ягоды черёмухи, клубники, вешанья (дикой лесной вишни), сахар, доводя до консистенции густой сметаны. Это и есть кулага.

Парёнки

Красную столовую свёклу резали кубиками, заливали водой и в глиняном горшке ставили в печь парить, отсюда и название блюда. Остудив отвар, давали закваситься день-другой, процеживали и кушали.

Селянка

Это, по сути, картофельная запеканка. Вареный картофель толкли, разбивали одно-два яйца, разбавляли молоком или сметаной, выкладывали в глиняную чашку и ставили запекаться в печь.

Сухарница

В полевых условиях во время страды (сенокосы, уборки урожая) готовили сухарницу. Кипятком заливали сухари, солили. Сдабривали луком и сметаной.

Морковница

Или, по — современному, морковная запеканка. Морковь натирали на тёрке, разбивали 1-2 яйца, сдабривали сметаной и в глиняной чашке ставили в печь.

Раньше вовремя обеденного перерыва женщины- рабочие садились на полянку обедали и отдыхали.

Мне рассказывала бабушка, что вовремя войны, когда она была ещё совсем ребёнком, малыши с маленьких лет работали. Идут вязальщицы со снопами, а за ними дети идут, помогают. Дети помогали в том, то набрасывая на себя большую сумку, собирали колоски, хотя и немного, но в итоге получалось, что даже самая маленькая крошка хлеба была очень важна. Говорили, что должны собрать каждый колосок, ведь может быть, что хлеб из этих колосков достанется отцу на фронте.

Но как бы ни тяжела была пора хлеборобная хороший хозяин всегда со своим делом управится. Поработает бригада с душой, будет урожай большой!

До сих пор сохраняется в русских поселениях Мечетлинского района Башкирии этот праздник традиционный, который называется чисто символически, как топтание Жабрея, т.е. весёлое окончание полевых работ. После я узнала, что этот праздник празднуется не только в Башкирии Мечетлинском районе, но и в Челябинской области, подтвердила это жительница Челябинской области Кудашкина Любовь Равильевна (1986 г. р.)

Информаторы:

1. Максимова Галина Григорьевна (1948 г.р.)
2. Ладыгина Анна Александровна (1949 г. р.)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *