Несколько слов о поселке Миасс-II

Эту статью я посвящаю памяти Евгении Ивановны Копыловой, педагога и руководителя музея школы № 60, участницы городского проекта «Золото Миасса – люди!». Она по крупицам собирала и бережно хранила всю информацию по истории нашего посёлка, а в октябре 2020 года ушла от нас…

Миасс-II. А где это?

Такой вопрос можно услышать даже от коренного жителя города.

Между тем, Миассу в 2020 году исполняется 247 лет. А на месте посёлка Миасс-II ещё в середине прошлого века находилось огромное болото и пустырь с небольшими перелесками.

Интересна история возникновения посёлка, который появился благодаря строительству железнодорожной ветки Миасс – Учалы. Из экспонатов школьного музея известно, что в апреле 1940 года в посёлке Учалы было открыто месторождение медной руды, которое содержало золото. Для вывоза руды с Учалинского рудника необходимо было построить железнодорожную ветку.

1954 году Правительством СССР было принято решение строить железную дорогу «Миасс – Учалы» для доставки медной руды из Учалов на Карабашский медеплавильный завод.

Разнорабочие на строительстве железнодорожных путей и зданий

Строительство железной дороги и станции Миасс-II было объявлено Всесоюзной ударной стройкой. По комсомольским путёвкам в Миасс приехали 150 человек, в основном из Калужской и Пензенской областей. Посёлок железнодорожников заложили между Южной и Центральной частями города, в районе мебельной фабрики.

Разнорабочие на строительстве железнодорожных путей и зданий

На строительстве работала, в основном, молодёжь. Жили в вагончиках, во временных бараках, палатках. Ныне здесь проходят  улицы Сосновая и Боровая. Было построено также 4 здания барачного типа, которые назвали железнодорожными казармами, это были своеобразные общежития для рабочих. Сейчас это улица Привокзальная.

Разнорабочие на строительстве железнодорожных путей и зданий

В мае 1955 года под руководством инженера Александра Осипова началось строительство земляного полотна и стройбригада во главе с прорабом П.Е. Круповяткиным приступила возведению первых сборно-щитовых жилых домов, а рабочие восстановительного поезда №119 – к укладке пути и строительству жилья и культурно-бытовых зданий.

Первый тепловоз, 1967 год

По данным книги «Мой приветливый город Миасс» ветка была запущена в 1958 году. Со слов начальника строительства железной дороги Александра Леонидовича Осипова, первый состав был запущен 2 декабря 1959 года. Этот день считается днём рождения локомотивного депо станции Миасс-2. Сама станция начала функционировать с 1956 года. Днём рождения посёлка принято считать 1 мая 1955 года, когда было заложено первое жильё. В этом году нашему посёлку исполнилось 65 лет.

С 1967 года по ветка дороги «Миасс – Учалы» пошли тепловозы. В 1996 году вокзал станции «Миасс-2» стал филиалом станции «Миасс-1». С 2008 года движением управляет электроника, поэтому нет ни стрелочников, ни путевых обходчиков.

Строительство нового здания школы

В 1950-60 годы активно строились бараки, частные, двухэтажные дома. Названия улиц посёлка отражают культуру людей, приехавших на ударную стройку: Глинки, Репина, Шишкина, Дунаевского, Герцена, Белинского. Ни в одной части города Миасса нет такого великолепного собрания деятелей культуры и искусства.

В это время началось строительство Всесоюзного детского туберкулёзного санатория «Чайка», в котором лечились дети железнодорожников со всего Советского Союза.

Разнорабочие на строительстве железнодорожных путей и зданий

В поселке появилось  депо, жилые дома, магазины, столовая, вокзал, гостиница,  водонапорная башня, насосная станция, амбулатория, хлебопекарня, библиотека, почта, дом связи, клуб, сад-ясли №118. Посёлок рос, поэтому здесь построили ещё два детских сада №39 и №63. В 1968 году садики объединили в один.

Дети рабочих учились сначала в комнате засыпного барака по улице Сосновая, 14. Сейчас его снесли. Затем школа располагалась в трехкомнатной квартире двухэтажного дома № 3по улице Герцена. Позже здесь было построено отдельное здание барачного типа. В 1969 году началось строительство нового здания школы.

Здания первых школ поселка Миасс-2

Строительством занимались рабочие треста «ЮжУралТрансСтрой» и строительно-монтажного поезда №156. Руководили процессом заместитель начальника треста Николай Иванович Колотко, прораб Владимир Фёдорович Митрофанов.

Более 60 выпускников школы выбрали профессию железнодорожника. Среди них: начальник Южно-Уральской дороги Вячеслав Червяков, зам. начальника депо Миасс-II Александр Буртасов, машинисты тепловозов  (11 человек), преподаватель Екатеринбургской Академии железнодорожного транспорта Николай Тушин.

Рабочие различных специальностей кровельщик, маляр, трубоукладчик и плотники

На смену баракам и двухэтажным домам пришли 4-х и 5-тиэтажные с центральным отоплением, водопроводом, но по-прежнему в поселке остается много частных домов, особенно на улицах Глинки, Белинского. Есть и бараки. Сегодня в поселке работают две школы, библиотека, детский сад, три магазина, локомотивное депо, производственные предприятия: ООО «АМТ», ЗАО «Аксиома №1», авторемонтные мастерские.

Увы, закрылись почта, баня, клуб. Из самостоятельной структурной единицы посёлок превратился в одну из частей города, о которой многие даже не знают. Окрестные болота осваиваются, засыпаются строительным мусором, и на их месте появляются новые предприятия. В настоящий момент в посёлке проживает 1700 человек.

Здание школы поселка Миасс-2

В 2005 году, когда РЖД стало избавляться от своей инфраструктуры, детский сад, как и школу № 60 передали городу.

До 2019 года в посёлке функционировала специализированная школа-интернат №14. Она открылась в 1962 году. В 10-11 классах детей готовили к поступлению в учебные заведения для получения железнодорожных профессий. С 2010 учебного года введена единая ученическая форма – железнодорожная. В настоящее время последний оплот железнодорожных профессий передан городу и стал филиалом «МКОУ СОШ №1».

В окрестностях «Миасс-II» расположены два садовых товарищества: «Железнодорожник» и «Локомотив».

Наш посёлок расположен в сосновом бору. Чистый воздух, зелень. И в этом есть своя прелесть. Приехавшие к нам люди могут отдохнуть от городской суеты. А люди, прожившие здесь по 20-25 лет, ни за что не поменяют своё место жительства на другую часть города!

Список источников информации

  • 1. Географическая карта Челябинской области.
  • 2. Литературное краеведение. – Миасс: Абрис, 2008.
  • 3. Мой приветливый город Миасс – Миасс: Геотур, 1998.
  • 4. Суродин В.А., Суродина О.Н. Отчий дом. – Миасс: Геотур, 2011.
  • 5. Экспедиционный журнал туристического отряда №266 МКОУ «ООШ №60» ст. Миасс-2 ЮУЖД.-1978 г.
  • 6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Миасс_II
Краеведческая страница / Новости библиотек / Старый город / Филиал 3