Он был поэт

24 марта 2023 года исполняется 90 лет со дня рождения миасского поэта Артемия Федоровича Подогова (1933 – 1984). Это самобытный, одаренный поэт, трагически погибший, когда ему исполнилось всего 51 …

Он родился 24 марта 1933 года в селе Уранка Пензенской области. Все его предки были землепашцами. Когда мальчику исполнилось три года, умерла мать. В 1937 году отец вместе с детьми переехал в Миасс. Купили землянку, началась новая жизнь…

Я рос в заповедном поселке,
У самой Ильменской гряды, —
Вот эти березы да елки
Мои примечали следы.

Знакомая речка, бывало
Меня зазывала в тальник,
Стелила траву-покрывало,
Чтоб ноги сберег озорник.

Встречал голубые рассветы
В туманном сосновом бору,
Дрозды балабонили где-то,
Да дятлы долбили кору.

Старший брат Борис без вести пропал на фронте. Отец нанялся пасти скот в Ильменском заповеднике, и Артём, когда подрос, в летние каникулы помогал ему. Вскоре отца приняли на работу в заповедник. Быть может, эти обстоятельства сыграли особую роль в жизни Артёма: у него появилась тяга к природе. В душе уже тогда слагались стихи, крепла любовь к родному слову.

Учился он в школе № 22. В пятом или шестом классе сочинил первое стихотворение. Первые стихи были несовершенны, маловыразительны. Он сам критически оценивал свои опыты. Артём признавался своей учительнице литературы, что благодаря её урокам он полюбил поэзию и стал серьёзно заниматься сочинением стихов. В 17 лет, совсем юным человеком, Артем выбрал свой жизненный путь, поступив работать литературным сотрудником в газету «Миасский рабочий».

В 1951 году его призывают служить в армию. А в 1953 умирает отец. Артем возвращается в Миасс, а здесь – ни кола, ни двора. Поэт Николай Година вспоминал: «После армии Артем пробовал поступить в один челябинский хор — у него был неплохой голос. Не получилось. Пришлось идти на автозавод. Работал токарем. Потом крановщиком…» Работу на предприятии Артём совмещал с журналистской деятельностью. До конца своих дней он трудился внештатным корреспондентом «Миасского рабочего». Мечтал получить образование.

О чем писал Подогов-журналист? Ничего не выпадало из поля зрения поэта: ни нерадивость рабочих, ни бесхозяйственность руководителей производственных участков, служб и цехов, ни достижения в труде.

В обязанности журналиста была включена даже такая увлекательная работа, как составление кроссвордов.

Пик творчества поэта пришёлся на 60-70 годы. Вот первые, возможно несовершенные стихотворения, напечатанные в газете:

Но Артемию ближе была тема лирического уральского пейзажа, родной природы. Воспевая её, он мог лучше, полнее излить наполнявшие его поэтические чувства. Влюблённость в уральские леса, речки, в наш озёрный край неизменно звучит в стихах Подогова. Как хороший живописец, он мог несколькими мазками создать яркое полотно:

Манит лес устоявшимся летом,
Разогретой янтарной смолой,
Земляникой, росой, горицветом
И зеленой таинственной мглой.

В буйных травах сырая ложбинка,
Чуть пружинит земля под ногой.
Незаметно петляет тропинка,
Приглашая в таежный покой.

Он пробовал перо и в стихотворной публицистике, воспевал свой завод, которому посвящены многие стихи («Марш автозаводцев», «Автоград», «Ветеран»). Тепло рассказывал об успехах автозаводчан и старался донести до читателя, как в тяжёлые военные годы ковалась победа над фашизмом.

Военные трудные годы,
Был враг беспощадно жесток.
Тогда торопились заводы
В вагонах сюда, на восток.

Сквозь вихри февральской метели,
Встряхнув вековую тайгу,
Составы по рельсам летели,
Погибель готовя врагу.

Немало стихов Подогов посвятил своим землякам, объясняя это так: «Если есть во мне что-то хорошее, то это благодаря хорошим людям, которые встречались на моём жизненном пути. Поэтому я и стараюсь хоть доброй памятью отблагодарить их».
Почти четверть века он был постоянным участником литературного объединения «Ильменит». Тесно и по-дружески общался с руководителем объединения Михаилом Лаптевым, книголюбом Владимиром Федорищевым, фотохудожником Михаилом Терентьевым. Поддерживал связь с челябинскими поэтами, а в 1976 г. познакомился с Людмилой Татьяничевой и переписывался с ней вплоть до её смерти в 1980 г. Некоторые только что написанные свои стихи она посылала ему.

Артемий Фёдорович расширял горизонты своих поэтических тем. В 1980 году он принял участие в литературном конкурсе в Тольятти и занял второе место. Это был большой успех, ведь в конкурсе участвовали поэты – члены Союза писателей СССР. Поэт Николай Година писал о нём: «Раз-два в месяц аккуратно посещает «Ильменит». К критике относится внешне спокойно, но душевно переживает. Самолюбив и обидчив. Привлекательная тема природы приносит поэту успех и огорчения. Он помногу раз переписывает стихи, но не всегда ему удается избавиться от явной подражательности, банальных штампов и вдохновенной риторики. В творчестве ревнив и серьезен. Вырезает из газет стихи и заметки, по-школярски клеит в тетради и альбомы. Мечтает о своей книге. Душа его ранима и одинока…».Однако при жизни не вышло ни одной книги А.Подогова. Первый сборник — «Травостой» — увидел свет только в 2003 году.

Читатели любили его, слушали охотно и растроганно. И он был добр и безотказен. Откликался на приглашения прийти в клуб книголюбов, на праздники книги. Его печатали в газетах «Миасский рабочий», «Уральский автомобиль», «Челябинский рабочий», в альманахах и календарях, таких, как «Лес и человек». Ни одного выходного дня не провёл Артём дома – всё в лесах, на речках, озёрах. Лес для него был всем. Пропадал в заповеднике, на Куштумге, ездил за Атлян, в сторону Златоуста, любовался кустами, деревцами, цветами, травинками. Артём хорошо разбирался в травах, лечился ими. Увлекался филателией, собирал минералы.

После 16 лет работы крановщиком начало портиться зрение, и пришлось менять профессию – стал станочником в агрегатном цехе. Для человека, который не имел навыков подобной работы, это была проблема. К тому же поэт часто выговаривал правду в глаза цеховому начальству. Конфликты на работе стали обычным делом. Артём приходил домой подавленный, просил жену не задавать никаких вопросов и признавался, что у него просто не хватает сил. Друзья постоянно предлагали ему уйти с завода, находили другие, более подходящие для него места работы, но он отказывался — привык к заводу.

По рассказам жены Ольги Михайловны, 2 ноября 1984 года, в пятницу, у неё был день рождения. Накрыли стол, отпраздновали. На следующий день Артем собрался в лес. На желание супруги пойти вместе с ним, ответил: «Нет, мне сегодня одному надо…» Он ушёл из жизни на озере Чертаныш, с двойным дном; погиб в расцвете сил при невыясненных обстоятельствах. Датой смерти считается 3 ноября 1984…
Трагическая гибель оборвала его жизнь в самом расцвете творческих сил. Воспетая им в стихах красота уральских гор, озёр, лесов — это красота его души, завещанная всем нам. Композитор Юрий Пастухов написал на его стихи две песни: «Песня о Миассе», «Песня миасских туристов». А строки «Мой приветливый город Миасс», стали не просто названием книги, выпущенной к 220-летию города, но и камертоном, по которому настраивается душа каждого, кто любит наш край.

Мой приветливый город Миасс,
Ты всегда по-весеннему звонок!
Голубые озера у нас,
Голубые глаза у девчонок.

Я признателен лично тебе,
Что живу в изумрудной долине.
На твоем золотистом гербе
Разместиться бы впору былине.

В самом центре-красавец-Урал
Горный кряж у него за плечами
А внизу-голубой минерал.
С золотыми прямыми лучами.

Поместить бы ещё Тургояк-
Беспокойной стихии просторы
Телецентра ажурный маяк
И, как память, - Чашковские горы…

О поэте Артемии Федоровиче Подогове здесь здесь

«Он был поэт…», — сказал о нем Николай Година, много лет руководивший миасским литературным объединением «Ильменит». И в памяти жителей Миасса Артемий Подогов — пастух, крановщик, журналист — навсегда останется ПОЭТОМ.

Библиотека рекомендует / Календарь знаменательных дат / Краеведческая страница / ПроЧтение