«От местных франтов в цирюльне отбоя не было»

Какими были первые миасские парикмахеры

Наш город прямо-таки изобилует салонами красоты. Глядя на многочисленные вывески, невольно вспоминаешь бессмертную фразу Ильфа и Петрова из «Двенадцати стульев»:

«В уездном городе N было так много парикмахерских заведений (…), что казалось, жители города рождаются лишь затем, чтобы побриться, остричься, освежить голову вежеталем и сразу же умереть…».

Сегодня сделать прическу, поменять цвет волос, постричься не представляет никакого труда. А ведь когда-то в Миасском заводе парикмахеров было не так уж и много. Из архивных источников удалось узнать, что до революции в Миассе проживали гримёры, когда-то работавшие в Большом театре, — некто Фёдор Милецкий и его тесть, француз Дозе. Дозе открыл парикмахерскую в двухэтажном доме напротив универмага № 15 (второй дом от угла по Пролетарской улице). Зять и тесть не только стригли горожан, но и гримировали артистов первого рабочего театра, образовавшегося на напилочном заводе накануне революции.

В очерке «Король усов и перманента», вошедшем в книгу «Мой приветливый город Миасс», есть рассказ о супругах Зуевых, открывших собственное цирюльное дело в доме № 7 на улице Пролетарской в «нэповские» годы: «Работа была трудной. Родители сами отапливали помещение, наводили в нём порядок, приносили воду и нагревали её на керосинке, стирали пеньюары, халаты, салфетки. Усталости своей, однако, никогда не показывали, и от местных франтов в цирюльне отбоя не было. Делали здесь не только причёски, но и придавали форму усам. Одни желали, чтобы кончики усов завивались кверху, другие требовали загнуть их вниз. В 20-х годах мужчины, чаще всего, стриглись «под Котовского», то есть наголо. Немало клиентов предпочитали стрижку «под бокс». У женщин в те времена были модными стрижки «фокстрот» и «под кружок». Многие делали и завивки. Горячая завивка выполнялась с помощью щипцов и укладывалась волнами. Для холодной завивки волосы смачивали отваром льняного семени, а волнообразную укладку делали с помощью расчёски и пальцев. Но держалась укладка долго и выглядела эффектно».

В 1924 году частную парикмахерскую открыла и Анна Афанасьевна Третьякова. Сама она парикмахером не была, но умело руководила своим маленьким предприятием, в котором стригли, брили, завивали, делали прически горожанам два её сына, Николай и Павел. Когда НЭПу пришел конец и частные лавочки прикрыли, Анна Афанасьевна устроилась кассиром в государственную парикмахерскую. Её 14-летняя дочь Галина пришла ученицей в мужской зал и через год уже стала мастером. Дочери Галины Ивановны — старшая Татьяна и младшая Маргарита — продолжили семейную династию.

«Я практически росла в парикмахерской, — вспоминала Маргарита Никулина. — Меня забирали из садика и вели на работу к маме, потому что мастера в те годы трудились до десяти часов вечера. И я играла в куклы, стригла их, красила и, уставшая, засыпала прямо в шкафчике. Первую самостоятельную прическу сделала, будучи пятиклассницей. Маме моей подружки я сотворила настоящую «халу», попросив зайти в парикмахерскую к моей маме, чтобы там ей побрызгали причёску лаком. В парикмахерской все ахнули!.. Но удивляться было нечему, потому что все манипуляции с волосами я знала с детства. Так как клиентов всегда было много, меня постоянно просили то накрутить бигуди, то снять их. Я и стричь умела, а с 7-го класса уже плела шиньоны. И когда маме удавалось продать сплетённый мною шиньон, то мы с нею шли в магазин и покупали мне обновку…».

…В 1960 году особой популярностью в Миассе пользовался мужской мастер Григорий Калехман, работавший в парикмахерской при гостинице автозавода. Один из его постоянных посетителей рассказывал, что в 1942 году Калехман был землекопом и бетонщиком на строительстве автозавода, но вечером, придя со смены и немного передохнув, приглашал товарищей: «А ну, хлопцы, подходи по одному! Брейте бороды, а то девчата не полюбят!»  Желающих находилось немало. Григорий брался за бритву и делал всё бесплатно, по-дружески, совершенствуя своё мастерство.

Краеведческая страница