«Кто сказал, что косого ничему нельзя обучить?»

В Миассе жила единственная в своём роде дрессировщица кроликов

Миасс, как и любой другой небольшой городок, – это история России в миниатюре. Тут можно найти свидетелей всех исторических событий (даже тех, кому довелось видеть Ленина или провожать в космос Юрия Гагарина). Ну или родственников этих свидетелей. И тут же можно встретить человека абсолютно любой профессии! Даже дрессировщиков.

Жила в машгородке когда-то цирковая артистка Нина Винникова, которая дрессировала… кроликов. Да-да, кроликов! На пожелтевшей программке, которую она бережна хранила, был изображён дед в рубахе-косоворотке с дюжиной зайцев в котомке, а поодаль – красавица в русском сарафане. И надпись (крупно): «Забавные приключения дедушки Мазая в цирке». Чуть ниже шрифтом помельче: «Единственный номер в жанре дрессуры «Кролики и зайцы». Дрессировщики Н. Винникова и В. Кодах».

Цирковой спектакль, придуманный Ниной Георгиевной Винниковой и её супругом, тоже артистом цирка Владимиром Кодахом, когда-то пользовался огромной популярностью в Советском Союзе. Никто и никогда прежде не занимался дрессурой этих животных, считавшихся бездарными. Но Кодах и Винникова всё-таки решили рискнуть — и добились успеха!

В старой газетной статье (название газеты установить не удалось) под названием «Длинноухие смельчаки» читаем: «С любопытством поглядывают зрители на появившегося на арене артиста в меховой ушанке, валенках и с ружьецом. Сказка начинается. Вот Мазай достал из мешка большого серого кролика, тот пошевелил ушами и ловко стал прыгать туда-сюда через ствол ружья. А вот по барьеру один за другим понеслись «спасённые» Мазаем зайцы, роль которых талантливо исполняют их ближайшие по семейству родственники — кролики.

Летит во весь опор заяц, запряженный в легкую тележку, а в тележке — кролик-малютка. Оседлали качели белый да серый кролики, задними лапками отталкиваются — вверх, вниз! Не знаю, нравится ли им качаться, но зрители в восторге! И кто сказал, что косого ничему нельзя обучить? По всему барьеру расставлены обручи с натянутой на них бумагой. И заяц смело, на всем скаку разрывает эти преграды. В лесу, встретив нечто подобное, длинноухий, конечно, задал бы стрекача.

И, наконец, кульминация сказки. Кролики «садятся» в расписной вертолет, тот взмывает под самый купол и… Зрители разом ахают, когда из вертолета вылетает серенький кролик. Но над ним тотчас же расцветает оранжевый парашют. Ах! — и еще один парашют раскрылся, и еще… И как это у зверюшек разрыва сердца не случилось?..»

Как оказалось, Нина Винникова – родом из Златоуста, воспитывалась в спортивной семье. Акробаткой стала в три года благодаря старшему брату Киму, который её гнул как гуттаперчевого мальчика. В восемь лет девочка уже имела первый юношеский разряд по спортивной гимнастике.

«В 1955 году отца перевели в Миасс, — рассказывала Нина Георгиевна, — мы переехали в частный домик в поселке Динамо. Чтобы не потерять спортивную форму, я тренировалась сама, прыгала в огороде. А потом жена брата, Валерия Винникова, привела меня к Виктору Дмитриевичу Шепелю, который руководил цирковой студией автозавода: «Возьми мою золовку к себе. Девчонка кувыркается на огороде, а родители боятся, как бы она себе шею не свернула». Шепель согласился не сразу: «Да, талантливая девочка, но пусть немного подрастет. Коллектив у меня взрослый, занимаемся на территории завода, вход туда только по пропускам. Если только директор завода разрешит выписать ей пропуск…»

Под расписку снохи Нине выдали пропуск и зачислили в цирковой коллектив. Радости девочки не было границ! В 1962 году её начали готовить к поступлению в Московское цирковое училище.

«Поехала я одна, — вспоминала Нина Георгиевна, — нагруженная специальным реквизитом, с рекомендательными письмами Шепеля, адресованными его другу, преподавателю Василию Зиновьеву. Сдала экзамены, а в списках себя не нашла. Стояла растерянная, не зная, что делать. Вдруг ко мне подошла седая женщина. С возгласом: «Ах, вот ты где!» схватила за руку и потащила в комнату, где сидела комиссия. Один из членов комиссии снял телефонную трубку, набрал номер отдела формирования Союзгосцирка и громко закричал: «Акифьев! Тут приехала девчонка с Урала с готовым номером! В училище ей делать нечего, принимай кадры!»  Мне вручили направление в Союзгосцирк, и я стала профессиональной артисткой».

Краеведческая страница