Железная дорога. Миасский участок

Южно-уральская железная дорога, какой мы ее сейчас знаем, была образована 15 апреля 1934 года – 90 лет назад, через три месяца после образования Челябинской области. В декабре 1933 года Постановлением Совета народных комиссаров СССР была признана необходимость «разукрупнить» Пермскую железную дорогу на две дороги, выделив из Пермской железной дороги Южно-Уральскую.

Южно — Уральская железная дорога: библиодайджест / составитель О.Б.Шакирова. — Миасс: МКУ ЦБС, 2013. — 20с. Из содержания: Начало пути (история Уральской железной дороги); История дороги – история страны; День сегодняшний; Миасс железнодорожный;Н.Г. Гарин – Михайловский; О вокзале и не только (библиографический список)

Железная дорога тянется через всю страну. И на этой большой дороге есть наша сфера ответственности – Миасский участок.

Н.Г.Гарин-Михайловский

25 февраля (9 марта) 1891 года Александр III подписал именной высочайший указ, данный министру путей сообщений, о строительстве Транссибирской железной дороги. Согласно этому указу о строительстве Сибирской железной дороги, было начато продление Самаро-Златоустовской железной дороги (в строительстве которой деятельное участие принимал инженер–путеец Николай Георгиевича Гарин-Михайловский) от станции Миасс до Челябинска. Это было еще до появления других участков Транссиба, которые прошли через Пермь и Екатеринбург.


В Миассе начали строить самый первый, исторический участок этой магистрали, и строили до 1916 года. Длина участка — около 7 тысяч километров. Первый поезд (это был рабочий поезд с материалами для прокладки рельсов) прошёл участок магистрали от Миасса до нынешнего областного центра Челябинска 5 июля 1892 года.

Сама станция была построена в 1892 году в 6 километрах от Первоначально границы населённого пункта находилась на расстоянии 6 вёрст (≈ 6,4 км) от станции, которую основали на северном берегу Ильменского озера у подножия Ильменских гор, вблизи «Ильменских» золотодобывающих приисков. В 1903 году — здесь прошёл первый поезд Санкт-Петербург — Москва — Владивосток. В 1904 году на станции Миасс было выстроено каменное здание вокзала. Эта постройка является ярким примером модерна в архитектуре Миасса начала XX века. При строительстве использовался традиционный для Миасса материал — крупнозернистый чашковский гранит. (Воробьева Н. Загадки старого вокзала : Из какого камня сложен старый вокзал в Миассе / Н. Воробьева. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 2010. — 18 ноября.- С.3. ; Миасс неизвестный. — 2022.- 61-63. ) Здание вокзала является одним из старейших станционных сооружений в Челябинской области.

В 1992 году на станции Миасс I установлен памятный знак в честь 100-летия со дня начала строительства Великого Сибирского пути. От города Москвы до города Миасса по железной дороге ровно 2000 километров (до станции Миасс I 2004 км.). В 1959 году была принята в эксплуатацию железнодорожная линия от станции Миасс (старый вокзал) до города Учалы (Башкирия). Новый вокзал Миасса пущен в эксплуатацию в ноябре 1981 года. Это двухэтажное здание, сооруженное из стекла и бетонных конструкций, расположенное на 2003 км Транссибирской магистрали.

О нашем участке дороги и ее железнодорожных станциях (Миасс-1 и Миасс-2) часто писали и пишут газеты:

  • Гаврюшин Д. Создать в Миассе железнодорожный узел / Д. Гаврюшин. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1960. — 30 марта. — № 38. — С.4. Дежурный по станции рассказывает, как с введением линии Миасс-Учалы наш город стал узловой станцией.
  • Кравченко А. Большие перемены : о работе железнодорожной станции Миасс-1; Рейман Ю. «Зеленая улица» в будущее : о работе железнодорожной станции Миасс-2 // Миасский рабочий. — 1963. — 4 августа. — № 102. — С. 1, С. 2. Поздравляя железнодорожников с профессиональным праздником, газета рассказывает о достойном труде и не забывает о недостатках, которые еще предстоит преодолеть.
  • Архипов А. Кому быть железнодорожником : О работе локомотивного депо Миасс / А. Архипов. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1980. — 21 июня. — № 120. — С. 2. О сложностях работы путейца рассуждает начальник локомотивного депо.
  • Как и вся страна, железная дорога переживает свои взлеты (Петров Ф. К зиме готовы : о работе железнодорожной станции Миасс-1 / Ф. Петров. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1991. — 14 ноября. — № 220. — С. 1.), неудачи (Степанов П. Обошли на повороте : о работе Миасского вокзала / П. Степанов. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1991. — 22 октября. — № 205. — С. 1.), юбилеи и праздники (Панченко А. Какой тут юбилей? : о работе нового миасского вокзала рассказывает его руководитель / записал В.Катаев. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1991. — 3 августа. — № 151. — С. 2.; Корчагина Н. Танцы на перроне : Железнодорожному вокзалу Миасса 30 лет / Н. Корчагина. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 2011. — 8 ноября.- С.7.)

Современный миасский участок железной дороги – это не только здания и железнодорожное полотно, какими бы современными они не были. Это ежедневный, иногда незаметный для нас, пассажиров, труд — машинистов и обходчиков, кассиров и дежурных по станции, электриков и электромехаников, локомотивщиков, связистов, представителей пассажирской службы. Стабильная и бесперебойная работа зависит от каждого из 850 миасских железнодорожников.

  • Ляпустин А. Армейская хватка : о дежурном по путям Миасского вокзала Леониде Агееве / А. Ляпустин. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1960. — 18 мая. — № 58. — С.3.
  • Полясов Я. Водители тяжеловесов : о работе машинистов железнодорожного депо станции Миасс-2: В. Бажина, И. Усцелемова, Н. Бриндина, И. Рудяка, Н. Храмова/ Я. Полясов. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1961. — 11 октября. — № 122.- С.1.
  • Большаков А. Четверть века в пути : машинист паровоза Александр Иванович Филиппов / А. Большаков. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1963. — 3 августа. — № 101. — С. 2.
  • Опалев В. Доброго пути, машинист! : о работе машиниста локомотивного пути Миасс – 2 Александра Тимофеевича Сморчкова / В. Опалев, В. Подшивалов. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1972. — 3 августа. — № 152. — С. 1.
  • Им этот пост доверила страна : о миасских железнодорожниках. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1972. — 5 августа. — № 154. — С. 2. Содержание:
  • Ольховатский, Н. Бережем вагоны, сокращаем простои : о работе станции Миасс-I; Бажин, В. Ремонтники не подведут : о работе слесарей депо станции Миасс-II; Подогов, А. Наша общественница: о Д.Н.Киреевой, машинисте башенного крана железнодорожного цеха автозавода; Красноперов, М. Труженики стальных путей.
  • Красноперов М. Завтра снова в путь : машинист тепловоза станции Миасс-II Алексей Трифонович Арбеньев. Статья из рубрики «Товарищ о товарище» / М. Красноперов. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1972. — 7 сентября. — № 177. — С. 2.
  • Степанов Ф. Лучшая в своем деле : О приемосдатчице Миасс-1 Антонине Гавриловне Точилкиной / Ф. Степанов. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1980. — 13 июня. — № 114. — С. 2
  • Володин С. Почетный железнодорожник : делегат партконференции, старший дорожный мастер станции Миасс-1 коммунист Валентин Васильевич Соловьев / С. Володин. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1980. — 29 ноября. — № 230. — С. 2
  • Петров Ф. Мастерство кассира : билетный кассир вокзала станции Миасс-1 Екатерина Семеновна Швалева / Ф. Петров. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1991. — 17 сентября. — № 181. — С. 3.

Железнодорожники Миасса — это не только путейцы, но и сотрудники железнодорожных цехов миасских предприятий.

  • Чигарева А. Передовые машинисты рудника : передовики железнодорожного цеха Тургоякского рудоуправления: В. Исаак и П.Шалагинов / А. Чигарева. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1960. — 13 января. — № 5. — С.1.
  • Подогов А. Отрадные перемены : о работе автозаводской железной дороги / А. Подогов. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1960. — № 87. — 24 июля.- С.3.
  • Марамзин Ю. Невидимые барьеры поперек рельс : рейд «Миасского рабочего» и городского комитета партийно-государственного контроля: своевременная поставка продукции миасских предприятий на железнодорожную станцию Миасс-1 / Ю. Марамзин, Р. Кашапов, Г. Рогов, В. Морозова. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1963. — 20 марта. — № 34. — С. 2-3. Дела железнодорожные – дела городские: общественный контроль говорит о недостатках работы не только железнодорожной станции, и железнодорожных цехов предприятий города.
  • Звездин И. И наш праздник : железнодорожный цех автозавода / И. Звездин. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1970. — 1 августа. — № 152. — С. 2
  • Береговой М. Содружество двух коллективов : сотрудничество работников станции Миасс-1 и железнодорожного цеха автозавода / М. Береговой. — Текст : непосредственный // Миасский рабочий. — 1980. — 10 июня. — № 111. — С. 2.

Железные дороги артерии, по которым течет кровь экономики. Пожелаем Миасскому участку большой железной дороги большой страны удачи и процветания!

Краеведческая страница / Цифровая летопись