А вы знаете, что в послевоенное время уральские грузовики ездили… на дровах? Об этих и других интересных фактах из жизни градообразующего предприятия миасским библиотекарям рассказали во время посещения автомобильного завода «Урал». За несколько дней до своего профессионального праздника они побывали в музее автозавода.
Экскурсоводы Мария Ступникова и Майя Авдошина первый раз принимают такую представительную делегацию – почти 50 человек. Библиотекари – люди, интересующиеся историей Миасса, задают вопросы, внимательно выслушивают, «мотают, как говорится, на ус».
Автомобильный завод «Урал» ведет свою историю с 30 ноября 1941 года, когда Государственный Комитет обороны СССР принял решение об организации в Миассе автомоторного и литейного производств, эвакуированных с Московского автомобильного завода имени Сталина.
В сложных условиях зимы 1941 года происходила эвакуация предприятия на Урал, строительство производственных корпусов и площадок. Люди работали под открытым небом. Уже в апреле 1942 года была выпущена первая партия коробок передач, а 8 июля 1944 года из ворот завода выкатился первый ЗИС-5В.
В музее завода библиотекари посмотрели экспозицию, посвященную эвакуации, сфотографировались рядом с кабиной легендарного грузовика. Кстати, эта машина была выпущена в 1947 году. Недавно завод выкупил её у коллекционера.
После Великой Отечественной автозавод начинает производить газогенераторные автомобили УралЗИС-НАМИ Г-78А с установкой ЦНИИМЭ-16. Вот они-то и ездили на древесном газе и были востребованы на Урале и в Сибири. Правда, потребляла такая машина 100 килограммов дров на 100 километров пути. Говорят, что на дорогах тогда можно было встретить сложенные поленья с дровами.
С 1962 года «Уральский автомобильный завод имени Сталина» — «УралЗиС» переименовывается в «УралАЗ». В 1965 году с конвейера завода выходит автомобиль «Урал-375», выпускаются и другие марки грузовиков. Кстати, цементовоз (на базе УралЗИС-355М) снятый в фильме «Джентльмены удачи» тоже был произведен в Миассе.
Спустя полвека автозавод серьезно модернизировал производство. Нынешние грузовики уже нельзя сравнивать с теми старыми. Сегодня предприятие выпускает целую линейку дорожных и внедорожных машин, которые можно встретить не только в разных регионах России, но и в дальнем зарубежье. Всего же миасский автозавод выпустил почти 1,5 миллиона автомобилей. В музее представлено огромное количество макетов.
Экскурсия продолжалась почти час. В завершение библиотекари посмотрели документальный фильм об автомобильном заводе, высказали слова благодарности сотрудникам музея.
Автозавод / Новости библиотек |