По материалам профессиональной прессы за 1-е полугодие 2014 года
Как привлечь к чтению и эффективно адаптироваться к вызовам новой среды
1. Общение, никакими ГОСТами не отмеченное и ни в одном учебнике не значащееся… Но именно ради него в библиотеку издавна шли и идут читатели. Статус современной библиотеки определяется прежде всего личностью самого специалиста – неординарной, всесторонне развитой, находящейся в постоянном поиске, неравнодушной к своей профессии. …нужно любить свое дело, своих читателей, книги на полках… Интенсивно преобразовываться из «выдавателей» книг в современных специалистов, ориентированных на пользователя. Заставить читать невозможно. Но опытный библиотекарь всегда может вызвать интерес к книге, используя различные формы и методы работы. Особое внимание нужно уделить повышению социально-психологической компетентности, самообразовательному чтению, речи как инструменту профессии, профессиональному этикету и поиску новых форм работы
2. Борьба с библиотечными стереотипами, которые мешают людям видеть истинное лицо этих учреждений. Библиотека не должна быть закрытым, мрачным помещением с массой запретов, унылыми и пыльными книжными полками. Здесь должно быть комфортное, не давящее на читателя свободное пространство, современные технологии и обилие интереснейших объектов для посещения (экспозиции, мероприятия, клубы…). Изучать потребности пользователей, изменять облик библиотек, создавая свободный доступ к литературе. Спросить читателей и нечитателей что они хотели бы и что им интересно получить в современной библиотеке.
3. Библиотеки должны развиваться не только как места для хранения книг, но и как места встречи, пространства творческой активности человека. «От собрания книг к собранию людей». Современный посетитель библиотеки хочет, чтобы ему не просто дали книгу, а чтобы его удивили, предложили увидеть, потрогать, ощутить или даже попробовать на вкус что-нибудь незнакомое, интересное, необычное.
4. «Нечитающее поколение России» воспитывает сегодня «нечитающих детей». На смену тем, кто не желает читать, неумолимо приходят те, кто не умеет. Работать с родителями, учить их постоянно возбуждать у детей интерес к книге и выработать у них необратимую привычку к чтению:
- разных изданий в доме должно быть много
- книга должна занимать в жизни ребенка не менее трети времени (просыпаться и засыпать с ней). так вырабатывается привычка
- не приучать к электронной книге рано
- включать в «набор малыша» книги, которые прочитали сами
- в дальнейшем ориентироваться на качественную литературу, шедевры русской словесности
- воспитывать детей чтением, размышляя над понятиями добра и зла, вечными человеческими ценностями, используя хорошие книги
5. Своевременно отвечать на культурно-информационные ожидания населения, выполнять функции, объективно заданные потребностями местного сообщества. В приоритете должны быть ожидания, интересы, запросы читателей реальных и потенциальных
6. Направить свою деятельность на решение гуманитарных задач, которые беспокоят местную власть и всё государство в целом (например, помочь в продвижении русского языка, адаптации мигрантов, социализации проблемных детей, формировании медиа и информационной грамотности, читательской и общекультурной компетенции граждан, воспитании патриотизма и гражданственности и т.д.)
7. Общество испытывает острую потребность в образованных, духовно здоровых, информационно грамотных культурных гражданах. Партнёрство с образовательными учреждениями позволяет развить повысить уровень знаний, грамотности дошкольников и школьников. Благодаря имеющимся ресурсам, библиотеки выполняют просветительскую функцию, которая раскрывается в расширении, приращении знаний, обогащении кругозора личности, обучении её умениям и навыкам самостоятельного поиска и переработки информации. Оказывая помощь учебному процессу, библиотека содействует усвоению учебного материала средствами эмоционального воздействия, активизации познавательной деятельности. Представляя итоги этой работы в конкретных и измеримых результатах, библиотека сможет доказать свою значимость представителям власти и общества.
8. Важнейшая задача библиотек — воспитание читательского вкуса и возвращение людей к подлинно качественной литературе. Чтение развивает интеллект, повышает грамотность и объем памяти, развивает творческое воображение. Великая русская литература – один из способов продвижения и спасения языка. Рекомендательная, оценочная, ценностно-ориентационная функция библиотек снова становится актуальность.
9. Применять практики продвижения чтения в интернете, т.к. там есть возможность «отловить» своего читателя
10. Расширять доступ к библиотечным услугам вне стен учреждения. Перенести центр тяжести в проведении мероприятий из библиотечных стационаров в места массового скопления людей (парки, скверы, улицы, больницы и т.д.)
11. Выстраивать взаимоотношения с местным сообществом, активнее сотрудничать с различными организациями, учреждениями, специалистами, привлекать волонтеров
12. Библиотека должна четко определить свое место, функции и задачи в новых условиях, по-новому и увереннее заявить о себе, отстоять и укрепить свою репутацию в обществе. Организовать работу так, чтобы местные органы власти поняли: это не мы «бьемся» за свое место работы, это сами граждане выступают за свое право на библиотечное обслуживание по месту жительства
Опасности, которых библиотекам нужно избежать
1. Утратить приоритет книжности не только в качестве формы, но и в качестве содержания («разбиблиотечивание» библиотек), превратиться в клуб с доморощенной самодеятельностью
2. Превратиться в центр бытового обслуживания населения, ограничиться удовлетворением спроса на развлекательную литературу, сползти на потребительский уровень
3. Трансформироваться в информационный супермаркет, забыть гуманистическую миссию, поставить технологические процессы выше социальных функций
Рекомендуемые статьи
1. Иваненко А. Педагогический ансамбль: Партнерство с образовательными учреждениями // Библиотека. – 2014. — №1. — С. 54-57
2. Кашкаров А. Об инстинктах, отцовском опыте и необратимости привычек // Библиотека. – 2014. — №1. — С. 62-63
3. Кербикова Т. Развитие специалиста и совершенствование учреждения // Библиотека. — 2014. — №3. — С. 37-38
4. Соколов А.В. Год культуры в эпоху информатизации // Библиотековедение. – 2014. — №1. — С. 16-21
5. Сокольская Л.В. Быть ли традиционному инновационным // Библиотечный Челябинск. Панорама интересных дел: Сборник научно-практических материалов. Вып. 6.- Челябинск. – 2012. — С. 7-13
6. Тихомирова И.И. Библиотека: кризис идентичности. Есть ли выход? // Библиотечное дело. – 2012. — №20. — С. 7-11
Коллегам / Методичка |